Технология «Перевёрнутый класс» - инновационный метод обучения
статья
Из пассивного участника получения знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Якимова Вера Григорьевна
МОУ Трубачевская ООШ
Учитель начальных классов
Технология «Перевёрнутый класс» - инновационный метод обучения
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования требования к предметным, личностным и метапредметным результатам и ограничительные мероприятия по предотвращению распрастранения COVID вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетенций» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое. Из пассивного участника получения знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.[1]
Рассмотрим понятие «Смешанное обучение» - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является технология «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.[2]
Содержание модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики собственные или из источников Интернет- сети, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.[3]
Сконцентрируем внимание на этапы реализации данной технологии:
1. Проработка нового учебного материала и его закрепление дома. Обучающиеся свободны в своём выборе темпа, места и времени изучения.
2. Обсуждение изученной темы в начале урока, ответы на вопросы детей.
3. Разбивка обучающихся на группы и подготовка групповой работы.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Вместо изучения и разбора понятий во время классной работы в такой модели обучающимся предлагаются выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Применение модели «перевёрнутый класс» выдвигает требования к ресурсам.
1. Понятные и доступные.
2. Не требуют много времени.
3. Сделать акцент на самом важном.
4. Распределять материал «по полочкам».
5. Работают не только с компьютера, но и с планшета, смартфона ...
6. Интересный.
Необходимо заранее обеспечить доступ к ресурсам для организации обучения учитель может:
- Просмотреть готовые электронные ресурсы;
- Разработать ресурсы самостоятельно.
Есть много разных сервисов, образовательных платформ. У каждой – своё назначение. Вот некоторые из них:
1. «Яндекс.Учебник» — это сервис с заданиями по математике, русскому языку, окружающему миру для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для обучающихся. Дети работают онлайн с «Учебником» в школе и дома, видят свои достижения, а учитель отслеживает динамику развития каждого обучающегося. На образовательной платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для учителя. Задания не только школьной программы, есть и работы повышенной сложности.
2. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (https://edu.skysmart.ru). Ученики выполняют задания, и система самостоятельно выставляет им за это баллы.
3. Учи.рu
4. Ресурсы, где можно найти материал для подготовки и проведения уроков:
«инфоурок» https://infourok.ru/videouroki
«яндекс видео» http://video.yandex.ru/
«видеоуроки» https://videouroki.net/
При реализации данной технологии отметим её преимущества над традиционным обучением:
1.На домашнюю работу тратится мало времени (видео очень короткое - 6-7 мин)
2.Самостоятельность, свобода при выборе места, времени, темпа.
Обучающийся приучается к самостоятельности и может работать в собственном темпе. Возможно, для многих детей посмотреть видео и выполнить небольшое задание по материалам этого видео намного легче обычного домашнего задания (решить задачу, пересказать параграф), но пользы будет больше.
3.Возможность пересмотра. Тем более, что непонятное и трудное можно пересмотреть и разобраться, а урок, на котором идёт объяснение нового, невозвратен по времени, он идёт дальше, не понял что-либо, можешь совсем не понять дальнейшее объяснение.
4. Экономия времени.
На уроке подготовившийся обучающийся уверенно рассказывает теорию по теме, что он понял. Если не понял, то задаёт вопросы, а это тоже проявление активности. Не учитель рассказывает обучающемуся , а обучающийся рассказывает, как он понял, а учитель корректирует, уточняет.
5. Тренировка речи
Дети на уроке не молчат, много общаются. Когда обучающийся рассказывает (учителю, другому обучающемуся ), понимание становится глубже, ребёнок учится формулировать свои мысли, выражать их четко и ясно.
6. Больше практики.
Когда теория уже усвоена и рассказана, её на уроке быстро повторили, рассмотрели основные или наиболее сложные моменты, то на практические задания остаётся много времени. При этом теоретические знания систематизируются в таблицах, схемах, в рисунках.
Минусы модели:
1. Возрастает нагрузка (на учителя) при подготовке учебного доступного материала для самостоятельного обучения.
2. Техническое обеспечение обучающегося должно ему позволить освоить материал в полном объёме.
В своей практике мы используем эту технологию, сначала мы применили ёё в период ограничительных мероприятий по предотвращению распространения COVID; позднее применили на уроках русского языка в очном режиме. Уроки прошли интересно и эффективно. Теперь часть своих уроков планирую при помощи данной технологии.
1 вариант: Для урока с использованием технологии «Перевёрнутый класс» я пользуюсь интернет – ресурсами, где беру готовые видеоролики. Внимательно просматриваю видео-ролик, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, на сколько внимательно дети смотрели видео, уловили содержание ролика. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданиями (по выбору):
- Просмотр объясняющих видеороликов, презентаций
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- создать книжку – малышку;
- выполнение интерактивных заданий.
На уроке, я использую следующие виды деятельности:
Фронтальный опрос/беседа в ходе которых можно обобщить полученные знания.
Провести проверочный тест и оценить знания. Обобщить статистику на образовательной платформе
В начале урока дети выполняют тестовое задание, которое позволит определить количество обучающихся, выполнивших домашнее задание, а так же определить уровень их подготовки по изучаемой теме.
На следующем этапе работы дети выполняют работу в группах
2 вариант. Работа с теоретическим материалом учебника.
Что конкретно надо сделать:
1.Выдать в группе «WhatsApp» домашнее задание по теме в материале учебника (правила, таблицы запомнить, выучить, объяснить);
2. В классе выполнить карточки на платформе Яндекс. Учебник по данной теме, применить правило.
Использованная литература
- Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/method_article/876( дата обращения: 26.10.2019).
- «Перевернутый класс» - окно в обучение 21 века! URL: https://etutorium.ru/blog/perevernutyj-klass ( дата обращения: 12.12.2019)
- Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы обучения в УМК "Планета знаний"
Статья о инновационных методах обучения используемых в учебно методическом комплекте "Планета знаний"....
Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.
Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....
Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению
В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала....
Выступление на тему "Инновационные методы обучения"
В материале представлены современные методы обучения в начальной школе....
Технологическая карта урока литературного чтения в 2 классе Л.Пантелеев "Две лягушки", технология: перевёрнутый класс.
Цель: проанализировать и сравнить характеры и поступки героев сказки Л. Пантелеева «Две лягушки». Задачи:Образовательные:обогащать словарный запас учащихся;формировать умение са...
Инновационные методы обучения на уроках в начальных классах
Инновационные методы обучения в школе - не просто овладение некоторым объёмом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребёнка решению задач и проблем такими методами, котор...