Святитель Иннокентий (Вениаминов) как образец человеколюбивого архипастыря, ученого, выдающего миссионера, просветителя в истории России и в воспитании подрастающего поколения.
статья (4 класс)

Аммосова Варвара Петровна

Статья о Святителе Иннокентии (Вениаминове)  человеколюбивого архипастыря, ученого, выдающего миссионера, просветителя в истории России и в воспитании подрастающего поколения. Дополнительная литература для урока ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatitel_innokentiy_ctatya.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Святитель Иннокентий (Вениаминов) как образец человеколюбивого архипастыря, ученого, выдающего миссионера, просветителя в истории России и в воспитании подрастающего поколения.

        О Святителе Иннокентии (Вениаминове), как выдающейся личности своего времени, написано большое количество трудов. Он оставил замечательный след  во многих науках – этнографии, биологии, метеорологии и т.д. Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) представляет собой одну из ярких страниц в истории России в XIX веке.

       Большой интерес представляет Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова). В разные годы жизни он написал следующие произведения: « Записка о детском воспитании», « Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества». Все произведения святителя Иннокентия объедены с одной мыслью: воспитание подрастающего поколения.

      Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Не всегда у детей представления о доброте, патриотизме, великодушии соответствуют истине. В наши дни тема нравственности и сострадания понемногу начинает теряться среди других тем.

         С 1 сентября 2012 года в школах России в обязательном порядке  вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет включен  Министерством образования и науки Российской федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В ходе изучения данного предмета рекомендуется обращать внимание на историю Русской Православной Церкви, рассказывать о выдающихся представителях церкви, таких, как митрополит Илларион, монах Нестор, Сергий Радонежский, митрополит Алексей, патриарх Иов, патриарх Ермоген, святитель Иннокентий (Вениаминов). С личностью  Святителя Иннокентия современные школьники могут познакомиться в 4-5 классах на уроках по Основам религиозных культур.

      В  юбилейном 2015 году (исполнилось 145 лет учреждению якутской епархии) автор статьи подготовила методическое пособие  «Детям о Святителе Иннокентии». Оно стало дополнительным материалом не только школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но также любых дисциплин дополнительного и внеклассного направления по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

      Давайте перенесемся в нашу историю, и посмотрим на удивительного человека, а именно на святителя Иннокентия, как ярчайший пример того, как в очень скудных условиях, на грани жизни и смерти можно делать очень много добрых дел. Святитель стремился нести людям радость, пользу, счастье. Он  не искал каких-то специальных ситуаций, не ждал благодарности, ведь просто не мог поступить иначе.

         В 1797 году в Иркутской губернии, в селе Анге, у пономаря Попова родился сын Иван. Когда ему исполнилось пять лет, умер отец. В 1806 году сироту приняли в Иркутскую духовную семинарию, где он получил фамилию Вениаминов за необыкновенные успехи в учебе и примерное поведение, в память о только что скончавшемся епископе Иркутском Вениаминове (Багрянском). В Иркутске по окончании курса семинарии провел первые годы своего священнического  служения.  Молодой священник отличался  представительной наружностью, имел звучный и приятный голос. Будучи очень красноречив, отправлял службу церковную с такой чинностью, говорил такие увлекательные проповеди, что народ ходил толпами слушать службу  Вениаминова. Он успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения и в особенности тем, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности. В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя. И вдруг приходит к нему отец Иоанн Вениаминов и выражает желание ехать. Остров Уналашка, где должен был поселиться отец Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов, которые, вместе с прилегающей территорией Аляски, были открыты русскими в половине XVIII столетия и вскоре объявлены владениями России. Заселение их русскими промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, началось с конца XVIII века.

      Для нашего молодого поколения это удивительный пример. Сегодня на первое место ставится престижная работа в большом городе, карьерный рост, финансовая стабильность. Здесь же мы видим совсем другое, а именно то, что семейный человек,  обустроенный, известный в обществе,  бросает все и едет  неизвестно куда.  Ни слезы жены, ни сетования родных, ни советы знакомых, ни трудность дальнего пути и ожидающих лишений не колебали внутренней решимости Иоанна Вениаминова. Он услышал от одного путешественника, с какой радостью местные жители принимали Христа, проникся к ним такой любовью, что отправился с женой, годовалым сыном, старушкой-матерью и девятнадцатилетним братом в долгую, трудную и опасную дорогу.

       Святитель проповедовал православие  в Русской Америке, на Аляске  (1824-1838), совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. 27 сентября 1841 года после утомительного и долгого пути епископ Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху, в Новоархангельск. Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых до сих пор чувствовался сильный недостаток. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.  Вопросы педагогики неоднократно поднимались святителем Иннокентием  в его богословских и этнографических трудах,  письмах и официальной переписке.

        Святитель  Иннокентий наставлял: священники, «как пастыри, как учители, как наследники апостолов», должны соответствовать своему призванию, а это значит – должны учить. «Учить всех детей простых людей, вот о чем я думал в течение долгих лет»,- писал он. Возглавив  Якутскую область, он сразу же потребовал, чтобы  священники начали вести регулярные занятия с местными ребятишками. 18 апреля 1855 года архиепископ Иннокентий издал Предписание духовному правлению: до тех пор, пока не организованы школы, собирать детвору в храме, когда там нет богослужения, и давать ей самые простые поучения. Указ об этом был прочитан с амвона на литургии в каждом городском храме.  Советы по воспитанию, которые давал учителям святитель, шли вразрез с жестокой практикой, свойственной тому времени.  Архиепископ Иннокентий категорически возражал против телесных наказаний. Он требовал подходить к делу ответственно, как того требует Бог, совесть и честь. И старался говорить с малышами на их языке, чтобы быть понятным.

       Якутские дети и подростки не имели представления о многих понятиях, знакомых их сверстникам в Центральной России. Поэтому под руководством владыки для них специально перевели очень просто изложенную «Краткую Священную историю». Ее издали 1866 и 1867 годах в Якутске. И все же сложностей в обучении оставалось немало. Почти все ребятишки плохо владели русским языком, а некоторые совсем его не знали. Поэтому пришлось увеличить сроки пребывания в последних классах, а также прибавить класс словесности. Постепенно по всей епархии начали открываться церковно-приходские школы.

      Святитель Иннокентий (Вениаминов) просвещал людей, которым были неведомы основы нравственности. Целью христианского просвещения, по мнению архиепископа Иннокентия , должно было стать внутреннее преображение человека, а не приобретение им внешних признаков образованности. «Чтобы развить все способности, телесные и душевные, следует дать понятие о чести, совести и других нравственных качествах, человек должен быть достойным своего имени и ориентирован на высоту идеалов христианской культуры»,- писал он.       Нравственность должна быть в обучении.

    «Принесут-ли воскресныя беседы всю ту пользу, какой от них можно ожидать? – Наше дело только насаждать и поливать, а возращать – дело Божие. И быть не может, чтобы оне не принесли никакой пользы если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия. Можно быть уверенным, что к слушанию воскресных бесед будут приходит и взрослые, как этому и бывали примеры, и кроме того, заведение воскресных бесед не только не может помешать сельским школам ни в каком отношении, но напротив того, это будет немалым подготовлением детей к поступлению в училище, и именно тем, что дети, в течение нескольких лет слушая поучения, толкования и рассказы, этим самым более или менее разовьются в умственном отношении; по крайней мере, оне скорее и легче будут понимать уроки в школах, чем дети, равныя им по летам, но не посещавшия воскресных бесед.

      Небрежность, неумелость, шаткость и ошибочность в воспитании детей, и даже вредное направление в детском образовании, побудили Митрополита Иннокентия к составлению этой записки (СПб. 13 Февраля 1869 г.) с изложением своего взгляда, как приняться за это святое дело и вести его. Им указан легкий, дешевый и прямой способ ознакомить детей с обязанностями человека к Богу, к ближним и самому себе. Способ этот доступен не для одних ученых педагогов и не для детей только достаточных родителей, но и для таких воспитателей и воспитательниц, которые знали бы только грамоте и были бы достаточно толковы, даже и для самых беднейших детей, удаленных от училищ и не имеющих учебников, в глухих захолустьях наших.

     Записки может служить образцом для учителей, как им следовало бы беседовать с своими питомцами, чтобы дети не бегали от учения». (Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Ивана Барсукова, Москва. 1883 г. стр. 623–624).

      Письма святого  Иннокентия  (Вениаминова) актуальны и в наше время. Он уточнял, кто может быть учителем, кого,  чему и как следует учить, какие есть средства, какая польза будет от этого.

       Это письмо с великим интересом прочитает не только учитель, но и родитель. Мы должны с младшего школьного возраста учить и воспитывать своих детей быть честными, милосердными и дорожить семьей. Мы с интересом узнаем о том, что можно почаще занимать детей чтением или рассказами о житии святых, или из священной истории, с объяснениями и нравоучениями.

        Святитель Иннокентий (Вениаминов) видел свое призвание в честном, благородном служении отечеству, народу. Он помогал туземцам,  всем прихожанам, бескорыстно,  не требуя никакой  благодарности взамен. Именно такие люди несут свет.  Всю свою жизнь они отдают во блага человека, жертвенной и милосердной любви к людям.

         В 1977 году Священный Синод  Русской Православной  церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.  

         Вот такой редкостный человек 18 лет жил в Якутске и определил духовное развитие региона на многие десятилетия вперед.

    Сегодня становится актуальным и возвращение к теме христианских ценностей, которые содержат в себе такие понятия: духовность, нравственность.  В общеобразовательных школах разрешено преподавать православную культуру, разрешено показывать образцы для подражания. Ведь на их примере будем не только учить, но и воспитывать подрастающее поколение. Надо сеять добрые семена в наших детях, только тогда в нашем мире воцарится добро и любовь. Добрыми людьми оберегаются зеленые травы и пестрые цветы, ручейки и березовые рощи, бескрайние поля и дубравы, белый медведь и красная рыба… В воспитании подрастающего поколения решающую роль могут сыграть не новейшие технические или цифровые изобретения, а всемерное возрождение подлинно народных начал во взаимном контакте детей и родителей, младших и старших. Только создание атмосферы чуткости, сердечности, доброты и в отношениях между  людьми может помочь в решении самой сложной, самой актуальной задачи современной педагогики – воспитание нравственности.  И образец подражания - святитель Иннокентий (Вениаминов) - очень яркая личность, вошел в историю как крупнейший ученый, выдающийся миссионер-просветитель, талантливый администратор, человеколюбивый архипастырь, учитель.

Список  литературы:

1. Алмазов Б.А. «Русские святые» С-Петербург, 2013

2. Дмитриева И.А. «На Север сквозь века» Якутск, 2013

3.Миссия Русской Православной церкви в Сибири и Америке.  Якутск, 2012

4. Святитель  Иннокентий (Вениаминов) в Якутии. Якутск, 2015

5.Сильницкий А.П. «Жизнь и деяния Высокопреосвященного Иннокентия (Виниаминова)Хабаровск, 1897

6.Творения Иннокентия, митрополита Московского. Книга первая. - Собраны Иваном Барсуковым. - М.: В Синодальной Типографии, 1886. - С. 290-302.

7. Тукиш Виктория Александровна «Просветительская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского»  Москва,2006

8. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление

VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление   "Сотрудничество школы и семьи в системе  нравственного воспитания подрастающего поколения"...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страни...

Воспитание подрастающего поколения на примере жизни и деятельности замечательных людей,выдающихся предков.

Воспитание подрастающего поколения на прмере жизни и деятельности замечательных людей ,выдающихся предков  города Тулы и области....

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...