Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал
Использование практико-ориентированных заданий в обрахзовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_deyateln_podhod.docx | 665.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванцова Е.А. 231-307-370
Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития
в условиях реализации ФГОС НОО.
В основу проекта ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития положены деятельностный подход. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания АООП.
В контексте разработки адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В соответствии с поставленными задачами в своём учебном процессе использую учебные ситуации, которые способствуют развитию умения находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическим, цифровом). Данные учебные ситуации использую на всех уроках и во внеурочной деятельности. Учебные ситуации носят практико – ориентированный характер, решение которых нацелено на адекватное использование своего личного житейского опыта. Рассмотрим некоторые из них.
Учебная ситуация.
У Андрея Зеленова (9 лет) ухудшилось зрение. Врач посоветовал ему ежедневно принимать витамины. Мама купила Андрею в аптеке витамины в конце сентября 2012 года. Прочитай инструкцию и подумай, можно ли мальчику принимать эти витамины.
Инструкция по применению витаминов.
Эффективный и безопасный комплекс витаминов для детей.
Форма выпуска: 30 таблеток.
Состав: содержит 14 витаминов и 5 минералов.
Применение: суточная норма – 3 таблетки, принимать через 4 – 6 часов после еды.
Дата изготовления: ноябрь 2010 года.
Условия хранения: сухое, тёмное место, при температуре не выше 25 С.
Срок хранения: 24 месяца.
Учебная ситуация.
В магазине 1 килограмм моркови стоит 30 рублей. Бабушка отправила внука выяснить, где дешевле купить морковь – в магазине или на базаре. Внук узнал все цены на базаре, вернулся домой и рассказал бабушке такую информацию: 1 пакет моркови стоит 25 рублей, пучок моркови стоит 10 рублей, маленькое ведро стоит 100 рублей, большое ведро стоит 150 рублей. Подумай и скажи: можно ли из этой информации понять, где дешевле купить морковь? Какой информации не хватало на этот вопрос?
Учебная ситуация.
В твой город приехал цирк. Выбери из предложенных вариантов действий самый надёжный источник информации об этом цирке.
- Прочитать книгу о цирке
- Узнать адрес места выступления цирка из местной газеты
- Позвонить по телефону и узнать о начале представлений
- Спросить информацию у бабушек на лавочке во дворе
- Прослушать информацию по местному радио
- Найти информацию в учебнике
- Прочитать афишу гастролей цирка
- Услышать рекламу о гастролях в маршрутке
Учебная ситуация.
Мама пригласила всех на чаепитие с тортом. Каждому в чашку мама налила его любимый напиток: чай с лимоном, чай с молоком, кофе и какао. Какой напиток любит каждый член семьи, если мама любит чай с лимоном, папа не пьёт утром чай, дочь не любит ни чай, ни кофе?
Учебная ситуация.
Вокруг школы дети решили посадить кусты. Но взрослые поставили им некоторые условия: кусты должны быть только лиственными и не должны иметь шипов. Какие растения из предложенного списка можно выбрать?
Список растений: 1. дуб, 2. берёза, 3. шиповник, 4. сирень, 5. можжевельник, 6. липа, 7.акация
Учебная ситуация.
Твой друг Максим пригласил тебя в кино на 12:00. Ты должен подъехать за 15 минут до начала сеанса. На дорогу до кинотеатра у тебя уходит 25 минут. В какое время ты выйдешь из дома?
Учебная ситуация
Прочитай стихотворение. Расскажи, о каком космическом теле идёт речь, назови название тела, как можно его найти на небе?
Тот, кто ночь в пути проводит,
Знаю, глаз с тебя не сводит:
Он бы сбился и пропал,
Если б свет твой не сиял.
Д.Тейлор
Учебная ситауция.
Даша пошла в магазин. Ей мама на покупки дала 30 рублей.
Рассмотри таблицу и определи, какие различные принадлежности может купить Даша, чтобы потратить все деньги.
Принадлежности | Карандаш | Ручка | Линейка | Ластик |
Цена за 1 штуку (в рублях) | 7 | 15 | 20 | 3 |
Выбери верный ответ.
А) ручку, карандаш, ластик
Б) ручку, линейку
В) карандаш, линейку, ластик
Учебная ситуация.
После школы вы решили сходить в кино. Стоимость билетов в кино зависит от ряда, в котором расположено кресло, и времени начала сеанса. Цена билетов в кинотеатр "Восход" приведена в таблице.
Время проведения сеанса Номера рядов Цена билета (руб.)
с 9.00 до 15.00 1 – 4 100
5 – 10 120
11 – 14 100
с 15.00 до 23.00 1 – 4 120
5 – 10 130
11 – 14 140
Ребята пошли на сеанс, который начинается в 15 ч 20 мин. Сколько всего денег им придётся заплатить за билеты в девятом ряду?
Запиши ответ. Ответ: ________ руб.
Учебная ситуация.
На рисунке изображены 6 ребят нашего двора. Кто из них позже всех станет первоклассником?
Учебная ситуация.
Ты с одноклассниками и родителями собираешься отдохнуть в лесу. На сайте в ИНТЕРНЕТЕ вы нашли такие рекомендации для туристов:
1. Возьмите продукты питания и вещи в минимальной упаковке, лучше в бумажной.
2. Не берите одноразовую и стеклянную посуду.
3. Возьмите хозяйственное мыло вместо стирального порошка, горчицу и соль вместо моющего средства для посуды, спички вместо зажигалки.
4. Возьмите большой пластиковый пакет для мусора.
Объясни, почему туристам не рекомендуется брать с собой стеклянную посуду.
Учебная ситуация.
Какими рейсами нужно лететь, чтобы прилететь в Санкт-Петербург не позднее 22 часов, если вылететь из Москвы после 18 часов? Отметь в таблице V номера подходящих рейсов.
Расписание самолётов Москва — Санкт-Петербург
Номер рейса Время отправления из Москвы Время прибытия в Санкт-Петербург
291 17 ч 45 мин 19 ч 05 мин
145 18 ч 40 мин 20 ч 00 мин
873 20 ч 10 мин 21 ч 30 мин
127 20 ч 35 мин 21 ч 30 мин
569 21 ч 55 мин 23 ч 15 мин
Учебная ситуация.
Перед окнами вашего дачного домика надо посадить кустарники, чтобы они не закрывали окна и чтобы в комнату проникали солнечные лучи. А на улице перед забором надо посадить деревья, чтобы они защищали от ветра клумбы с цветами, находящимися за забором и перед домиком. Выпиши названия растений, которые ты посадишь перед забором в первый столбец, а те, которые посадишь перед домом - во второй столбец
Учебная ситуация.
Прочитайте текст:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух
Задание: Выбери погоду, которая могла быть в те дни, когда написано стихотворение.
4 | -5°С |
4
4 | -5°С |
5 | - 7°С |
6 | -1°С |
Учебная ситуация.
Какие животные из мультфильмов могут быть отнесены к семейству кошачьих. Обведи буквы ответа
А) Тигруля из Вини-Пуха
Б) Лев Бонифаций из Каникулы Бонифация
В) Енот из Крошка енот
Г) кот Леопольд из приключения Леопольда
Учебная ситуация.
Тест закрытого типа с выбором ответа.
При приготовлении супа используют:
А) глюкозу В) соль Б) соду Г) крахмал
Даны вещества: глюкоза, сода, соль, крахмал.
Что из них называют виноградным сахаром?
(Ответ: глюкоза)
Даны вещества: глюкоза, сода, соль, крахмал.
Верно ли, что:
а) крахмал можно получить из картофеля
б) глюкоза не употребляется в пищу
в) сода не является растворимым веществом
г) соль растворяется в воде
Даны вещества: сода, соль, глюкоза, крахмал.
Какое из них можно определить при помощи йода и как?
Ответ: При помощи йода можно определить крахмал. Если на крахмал капнуть йодом, то крахмал посинеет.
Осуществление деятельностного подхода посредством использования учебных практико-ориентированных ситуаций и задний на уроке предполагает признание того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития зависит от условий организации образовательной деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающее возможность их успешной социальной адаптации, а также ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, способствующих развитию познавательной активности и мыслительных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития
Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Коррекционная педагогика...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...
Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...