Проектный метод обучения на уроках в младших классах
учебно-методический материал

Суднишникова Екатерина Александровна

 

Проектный метод обучения на уроках в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод обучения на уроках в младших классах

В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания и умению самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни, во всевозможных реальных ситуациях.

Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.

Начиная работать по теме: «Проектный метод обучения на уроках в начальной школе», мною была поставлена цель:

способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе работы над проектом;

Перед собой я ставила задачи:

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемые формы введения метода проектов;

- разработать и осуществить учебные проекты от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным;

- использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности.

В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет.  Это слово

происходит от итальянского глагола “projicere”, что  означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что-либо». Слово «метод» имеет греческое происхождение и означает  «способ (путь) исследования»,  который используется для выполнения того, что  задумано сделать.

 Таким  образом,  проектный метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.  Занимаясь   образовательной деятельностью,    которую она планирует,   осуществляет,  доводит  до конца или  прерывает, проектная группа выполняет проект.  Если  же  деятельность   основывается только на двух или трех   элементах проектного метода, то   мы можем говорить  о проектном обучении. 

Проектный метод это форма образовательной деятельности, которая   используется   в практике обучения взрослых и детей, на уроках, в организации внеклассной работы со школьниками и при повышении квалификации специалистов.

Имея опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;
  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Основная идея проектного обучения заключается в том, что ученик учится самостоятельно добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач. Дети приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания, всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

      Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

УМК «школа России» предполагает учебные проекты по всем предметам.

Работа с рубрикой «Наши проекты» во 2 классе.

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов: «Родной город (село)», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Легко заметить, что содержание проектов очень разнообразно, от родного края до разных стран мира. Однако выбор их тематики не случаен. Опираясь на такую тематику, можно при реализации проектов формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином России через формирование интереса и уважительного отношения к родному городу (селу), другим городам России; формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления собственной Красной книги; развитие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с профессиями родных и близких; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи через составление родословной; формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий через знакомство со странами мира.

Работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум, одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а также другие условия работы в конкретном классе. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Презентация проектов во 2 классе предусмотрена в конце каждого полугодия. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств.

     Показателями готовности младших школьников к проектной деятельности выступают следующие умения:

-коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-оценочно-самооценочный.

     Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

     Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

     Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

     Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

 Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

      В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

         На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

     Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

     На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

     Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

     Из опыта работы я могу утверждать, что использования проектной деятельности вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.

В целом работа нашей предметной секции «Озарение» в школьном НОУ «Исследователи» дала ощутимые результаты в 2015-206 учебном году:

учащиеся показали знания, выходящие за рамки школьной программы;

развили умение и вкус к поисково-исследовательской деятельности;

приблизились к методам и приемам научного исследования (анкетирование, интервьюирование, опрос, проведение опытов, экспериментирование);

показали умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

использовали информационные технологии;

развивали логические и мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

стремились к формированию позитивной самооценки.

Все учащиеся проявили себя как начинающие исследователи, показали неординарные способности, эрудицию и высокую культуру презентации.

Литература:

1. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.

2.Проектрая деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителя общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» .- 2013.

3. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014.

4.http://podlesnenskay.ucoz.ru/proektnyj_metod.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

Проектная- исследовательская  деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»...

Проектный метод обучения во внеурочной деятельности младших школьников

Статья об использовании проектного метода обучения младших школьников во внеурочной деятельности...

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

         От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучатьс...

Проектный метод обучения на уроках в младших классах

Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деят...

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

       В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных фо...