Современные подходы к развитию функциональной грамотности
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, профессионального роста.
В выступлении будут рассмотрены приемы, направленные на формирование функционально грамотной личности в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 366.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из актуальных тем в современном образовании является формирование функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность -это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста и для передачи такой информации в реальном общении.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; – умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; – для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; – легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; – понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; – хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; – владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя - развить ребёнка.
- Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,фантазию и воображение;
-Пространственное восприятие;
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением;
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Функционально грамотную личность мы развиваем во время всего процесса обучения, в урочное и внеурочное время.
Приемы для формирования функциональной грамотности в начальной школе.
- Прием «Ловушка» или Маленькие хитрости для больших успехов:
Русский язык
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.
Мы жывем в москве. Москва-столица россии. Москва стоит на реке москве.
Окружающий мир
Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает.
Математика
10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.
- Прием «Перемешанные буквы»
В тексте в некоторых словах буквы переставлены наоборот.
По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .
- Прием «Проблемная ситуация»
Русский язык
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу..(к/г), пиро..(г/к), ко..(т/д), горо..(д/т), пру..(т/д), клю..(ф/в), пру..(д/т), овра.(п/б), коро..(б/п), арбу..(з/с), обо..(з/с).
Математика
Сколько на рисунке четырехугольников?
- Прием «Доскажи словечко»
Окружающий мир
Восстановление текста по опорным словам
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)
Литературное чтение
Чтение текста по картинкам
- Прием «Работа с таблицей»
Математика
На уроке чтения дети отгадывали загадки.
Имя ребенка | Количество загадок |
Нина | 4 загадки |
Коля | 2 загадки |
Используя данные таблицы, ответь на вопросы:
1. Сколько загадок отгадал Коля?
2. Кто из детей отгадал больше загадок?
Окружающий мир
- Прием «Правильная пауза».
Русский язык
Спишите, расставьте знаки препинания, разделите текст на абзацы, используйте заглавную букву.
ЛЕСНОЙКОТЕНОК Идуясружьемполесувижунаполянкемаленькийкотёночекходитхвосткороткиймордочкапучеглазаяглазаглупыесхватилонвротдлиннуюсоломинкуасамупалнаспинуизадниминогамисоломинкуподбрасываетнадоелакотёнкусоломинказамухойпогналсяпотомцветоклапойударилатутшмельпопалнаглазаподобралсякотёноккшмелюакакдастзаднейлапойпоромашкенакоторойшмельсиделисбилеголовкоорудуетзаднейногойкакпереднейдомашнейкошкетакнесуметькотёнокнепростойбылэтобылрысёнок.(По Е. Чарушину).
- Прием «Краткая характеристика».
С опорой на текст дать краткую характеристику.
Дерево-это растение, у которого один толстый ствол, деревянистые твердые наземные и подземные части, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Травянистое растение имеет мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. КУСТАРНИК – это растение, у которого несколько одревесневших стволиков, начинающихся сразу от земли.
Растения |
- Работа с диаграммой.
Окружающий мир
Используя данные, заполни диаграмму
Скворцы всеядны, но предпочитают животную пищу. За сутки они могут съесть 140 г. Взрослый стриж за сутки съедает 18 г. В питании воробей не переборчивый, за сутки может съесть до 15 г корма.
- Работа с рисунком.
Окружающий мир
Рассмотри изображение плода с семенем. Определи, каким способом распространяются семена этого растения. Выбери и продолжи верный ответ:
- По воде, потому что____________
- По воздуху, потому что___________
- Цепляясь за шерсть пробегающего мимо животного, потому что_________________________________________________
- Их проглатывают птицы и разносят по лесу, потому что_________________________________________________
Таким образом, используя различные методы и приемы мы развиваем функциональную грамотность учащихся.ФГ делят на следующие типы:
В различных предметных областях, используя один и тот же прием ,формируются несколько различных типов ФГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в формировании функциональной грамотности
Саморазвитие личности, создание условий для ее самореализации...
Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»
Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»...
«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...
Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»...
Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результ...
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....
Тема сообщения : «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Развитие функциональной грамотности младших школьников как фактор достижения современного качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС....