Современные подходы к развитию функциональной грамотности
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Мазитова Салима Амировна

Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, профессионального роста.

В выступлении будут рассмотрены приемы, направленные на формирование функционально грамотной личности в образовательном процессе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx366.86 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из актуальных тем в современном образовании является формирование функциональной грамотности школьников.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1209363/pub_5ff9caaaf906b1687242a338_5ff9cd9bbb14d54ffbf6164d/scale_1200

Функциональная грамотность -это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста и для передачи такой информации в реальном общении.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; – умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; – для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; – легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; – понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; – хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; – владеющий современными информационными технологиями.

https://thepresentation.ru/img/thumbs/1ad442986e521d53252c1359669918ef-800x.jpg

Цель учителя - развить ребёнка.

- Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,фантазию и воображение;

-Пространственное восприятие;

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением;

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Функционально грамотную личность мы развиваем во время всего процесса обучения, в урочное и внеурочное время.

Приемы для формирования функциональной грамотности в начальной школе.

  1. Прием «Ловушка»  или Маленькие хитрости для больших успехов:

Русский язык

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

 С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. 

Мы жывем в москве. Москва-столица россии. Москва стоит на реке москве.

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает.

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

  1. Прием «Перемешанные буквы»

 В тексте в некоторых словах буквы переставлены наоборот.

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .

  1. Прием «Проблемная ситуация»

Русский язык

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу..(к/г), пиро..(г/к), ко..(т/д), горо..(д/т), пру..(т/д), клю..(ф/в), пру..(д/т), овра.(п/б), коро..(б/п), арбу..(з/с), обо..(з/с).

Математика

 Сколько на рисунке четырехугольников?

  1. Прием «Доскажи словечко»

Окружающий мир

 Восстановление текста по опорным словам

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)

Литературное чтение

Чтение текста по картинкам

https://pedsovet.su/_pu/70/s65735737.jpg

  1. Прием «Работа с таблицей»

Математика

На уроке чтения дети отгадывали загадки.

Имя ребенка

Количество загадок

Нина

4 загадки

Коля

2 загадки

 Используя данные таблицы, ответь на вопросы:

1. Сколько загадок отгадал Коля?

2. Кто из детей отгадал больше загадок?

Окружающий мир

  1. Прием «Правильная пауза».

Русский язык

Спишите, расставьте знаки препинания, разделите текст на абзацы, используйте заглавную букву.

ЛЕСНОЙКОТЕНОК Идуясружьемполесувижунаполянкемаленькийкотёночекходитхвосткороткиймордочкапучеглазаяглазаглупыесхватилонвротдлиннуюсоломинкуасамупалнаспинуизадниминогамисоломинкуподбрасываетнадоелакотёнкусоломинказамухойпогналсяпотомцветоклапойударилатутшмельпопалнаглазаподобралсякотёноккшмелюакакдастзаднейлапойпоромашкенакоторойшмельсиделисбилеголовкоорудуетзаднейногойкакпереднейдомашнейкошкетакнесуметькотёнокнепростойбылэтобылрысёнок.(По Е. Чарушину).

  1. Прием «Краткая характеристика».

С опорой на текст дать краткую характеристику.

 Дерево-это растение, у которого один толстый ствол, деревянистые твердые наземные и подземные части, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.  Травянистое растение имеет мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. КУСТАРНИК – это растение, у которого несколько одревесневших стволиков, начинающихся сразу от земли.

Растения

  1. Работа с диаграммой.

Окружающий мир

Используя данные, заполни диаграмму

Скворцы всеядны, но предпочитают животную пищу. За сутки они могут съесть 140 г. Взрослый стриж за сутки съедает 18 г.  В питании  воробей не переборчивый, за сутки может съесть до 15 г корма.

  1. Работа с рисунком.

Окружающий мир

https://img.pixers.pics/pho_wat(s3:700/FO/99/97/59/50/700_FO99975950_aa6ae57fc9251313262b1dc3cdb6089b.jpg,700,700,cms:2018/10/5bd1b6b8d04b8_220x50-watermark.png,over,480,650,jpg)/duvar-resimleri-karahindiba-tohumu-ufleme.jpg.jpg

Рассмотри изображение плода с семенем. Определи, каким способом распространяются семена этого растения. Выбери и продолжи верный ответ:

  • По воде, потому что____________
  • По воздуху, потому что___________
  • Цепляясь за шерсть пробегающего мимо животного, потому что_________________________________________________
  • Их проглатывают птицы и разносят по лесу, потому что_________________________________________________

Таким образом, используя различные методы и приемы мы развиваем функциональную грамотность учащихся.ФГ делят на следующие типы:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0436/00185aad-61c511db/img3.jpg

В различных предметных областях, используя один и тот же прием ,формируются несколько различных типов ФГ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в формировании функциональной грамотности

Саморазвитие личности, создание условий для ее самореализации...

Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.

Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»...

Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результ...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....