«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании городской творческой группы учителя начальных классов Флегантовой С.Г. по теме

«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе»

Добрый день уважаемые коллеги!

     Тема моего выступления «Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе». Начать я бы хотела с короткого знакомства с программой, по которой я работаю – Перспективная начальная школа.

      В проекте «ПНШ»  ярко выражены межпредметные связи. Все учебники связаны между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир».  «Он прорастает корнями во все другие предметы. Ребенка «нужно «опрокинуть» в окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», - считают авторы проекта.

       Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и младшего брата Маши и Миши Ивановых). У героев УМК есть конкретное место проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями.

    Маша ровесника учеников, Миша - младший брат, они растут, меняются, выполняют различные образцы заданий. Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детям это очень интересно.

С точки зрения ученых, на успешность обучения ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Что же касается учебников  «ПНШ», то в них учебный материал изложен и с учетом требований темпа чтения и с учетом развития психических процессов, необходимых для развития школьника.

    Кроме того они учат ребенка работать со всеми источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с 5 видами словарей, а в 4 с 7 видами и постоянно используют эти словари на других уроках. Во всех учебниках «ПНШ» много рисунков, иллюстраций, таблиц и схем дидактического характера, которые они должны уметь читать или  составлять самостоятельно.

    Все учебники по предметам имеют продолжение – по литературному чтению и окружающему миру – хрестоматии. Так же рабочие тетради на печатной основе, на которых мне бы и хотелось остановиться, поскольку,  как мне кажется, именно в них заложен процесс формирования  и развития навыков смыслового чтения у младших школьников.

     Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания.                

      У ребенка, начинающего читать, техническая сторона первостепенна, а понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова,   у опытного чтеца –  смысловая сторона опережает техническую. Мы можем наблюдать данный этап перехода у детей, когда они начинают договаривать читаемое слово, это свидетельствует о появлении смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

       Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл происходит не только с помощью анализа текста, но и когда он испытывает эмоциональное сопереживание. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Формирование навыков  смыслового чтения ведет к развитию устной речи, следующая важная ступень развития, речь письменная.

       Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

         Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

- проблемно-поисковый способ,

- дискуссия,

- обсуждение,

- моделирование,

- рисунок, выборочное чтение,

- чтение по ролям и т.д.

     Я в своей практике работы применяю еще несколько  видов работы, которые рекомендованы  программой для использования с учебниками и учебными пособиями «ПНШ».

  1. Одним из них является цветное маркирование, т.е. выделение цветом необходимого фрагмента. Первоначально в Азбуке – это те слова, значение которых необходимо объяснить, в литературном чтении – выделение текста для прочтения по ролям или деление на смысловые части, в 3-4 классе – это в основном самостоятельная работа в тетрадях. Посмотрим образец урока.

            (открыть тетради, прочитать задания).

 В зависимости от цели, которая ставится перед учащимися, школьники выделяю область текста или слова желтым или голубым цветом. Такое маркирование встречается не только на уроках литературного чтения, но и по русскому языку.

(Русский яз. 3 класс с.33 т.д.)

  1. Систематическая работа  со словарями.

  1. Еще одним из приемов познавательной деятельности,  которая влияет развитие и формирование смыслового чтения -  сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства (текст, музыка, живопись), для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира. Вы конечно можете мне возразить и сказать, что данный прием все хорошо знаком, все рассматривают картины, слушают музыкальные произведения, и ничего в этом нового нет.

Позвольте мне немного познакомить вас каким образом ведется работа с данными произведениями по программе «ПНШ».

ПРИМЕР №1

Литературное чтение 2 класс, работа по картине Т. Мавриной «Полумесяц»

Важно не мешать школьникам почувствовать атмосферу таинственности, которая создается благодаря яркому сиянию луны. Весь текст вопросов и заданий к акварели Мавриной прочувствованно читает учитель. Своими комментариями к каждому заданию

Учитель стимулирует рождение ассоциаций у ребенка и появление ответов.

О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж? — спрашивает учитель и тут же задает дополнительные вопросы:

Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слышал больше всяких разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи-нибудь еще (птиц, кошек, собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днем? Мешает ли дереву то, что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится? И так далее… Учитель задает вопрос:

«О чем могут говорить дома между собой? « и тут же спрашивает дополнительно,  в помощь: Говорят ли дома только о своих жильцах или у них есть и другие проблемы?

Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О чем он может мечтать? О чем может думать недавно построенный дом? Что они наблюдают днем?  Как меняются их наблюдения ночью?≫.

Задавая вопрос: «О чем могут беседовать луна и зажженные окна домов? «, учитель

может уточнить: «Есть ли у них что-нибудь общее?» . (Окна горят днем или ночью? А луна?). «Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна?  Могут

ли они хвастаться тем, что когда захотят — горят , а когда не захотят — не горят,  в  отличие от луны? Может ли луна гордиться тем, что видит огромное количество зажженных окон? Могут ли окна интересоваться у луны самочувствием своих родственников (других зажженных окон), которых они видеть не могут?»   И так далее…

Нам важно, чтобы дети начали говорить, начали фантазировать. И если фразы у них получаются  неуклюжими, если они повторяются — это пока неважно: развитая речь

нарабатывается постепенно.

  ПРИМЕР №2.

Выше была приведен пример работы по одной картине, но авторами предусмотрены и другие виды работы, когда необходимо сравнить стихотворение и картину в «Музейном доме» (чтение с.26 3 класс, Э. Машковской «Где тихий пруд…» и картину  Василия Поленова «Заросший пруд») и выделение главного эмоционального переживания. Необходимо отметить, что к одной и той же картине,  дети возвращаются не один раз, в разных ситуациях, с разными заданиями.  Нередко сюда же добавляется слушание музыкального произведения и его сопоставления.

  1. Нельзя обойти еще один вид работы на уроках чтения - работа с рамкой. Вернемся к картине В. Поленова «Заросший пруд» я не стану рассказывать всю работу по картине, а возьмем только ту часть, которая касается рамки. Рамка вырезается из листочка бумаги и хранится в учебнике по чтению. Наложите рамку на картину и медленно ведите ее рассматривая элементы. Что вы увидели, чего раньше не замечали? Дети очень любят это вид работы. Его можно организовать в паре, в группе, индивидуально. Эта работа может быть осложнена, если вы предложение детям составить предложение по увиденному, подобрать словосочетания и др. Аналогичная работа может проводиться с лупами.

Проводя такую работу можно обратиться к детям с вопросом: «Почему в картинной галерее люди долго стоят перед картиной?»

Слайд МУЗЕЙ

        5. Перечитывание текста с разными задачами.

        Оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли        текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приемов (сравнения, олицетворения, контраста).

  1. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

 

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

         Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста. 

        Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Описание: https://sites.google.com/site/ucitelamv/_/rsrc/1391740826264/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA4.png?height=400&width=377

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:

  • сравнение текста и набора предложений, определение отличий;
  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
  • усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
  • оглавление текста (подбор заголовков);
  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Стоит отметить, что учебно-методический комплект по УМК «Перспективная начальная школа» -  «Азбука. Обучение грамоте и чтению» [1] (учебник, тетради на печатной основе) организует обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • самостоятельная постановка вопросов к тексту;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в парно – групповой работе;
  • выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;
  • характеристика героев и их поступков под руководством учителя;
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • работа со словарём.

           Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге [16].

          На уроках литературного чтения в 1- 2 классах, для того чтобы научить школьника структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК «Перспективная начальная школа» разработана методика цветового маркирования текста. С помощью чередования вертикальных полосок голубого и жёлтого цвета на полях в учебнике организуется чтение текстов по цепочке. В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые полоски, членящие текст на отрывки) методически оправдано.

Два цветных карандаша - жёлтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения во 2-м классе. Этим инструментом школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом уроке [8]. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом. (Приложение № 1)

Цветовое маркирование помогает решать весь обозначенный круг задач на протяжении первых двух лет обучения. За это время школьники, как правило, обучаются сами видеть в тексте его значимые элементы.

3 – 4 класс – предполагает обучение младших школьников находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Упражнения для понимания смысла текста

1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.

10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

11.Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17.Составление кроссвордов по тексту.

18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20.Подбор загадок к словам из текста.

21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22.Составление ребусов к словам из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро).         Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения·         Морозова Янина Сергеевна,  учитель начальных классовРазделы: Преподавание в...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.

Современный подход к формированиюнавыкасмыслового чтения....

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"...