Коррекционно-развивающие технологии.
презентация к уроку
Коррекционно- развивающие технологии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_tehnologii.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моделирование технологий Техника = приемы + средства
Концептуальные основы Нейропсихологический подход Функциональный подход Метод поэтапного формирования умственных действий Учет тяжести и степени нарушений Деятельностный подход
Функциональный подход Назовите и узнайте предмет (Урок 1). Определите его главные свойства и отношения между ними (Урок 2). Самостоятельно опишите незнакомый овощ (Урок 3). Этап проверки д\з: - Сложите название текста из букв, разбросанных на панно (осень). Выберите цвета осени из полосок, лежащих на столе учителя (10 полосок). Вспомните, что говорилось в тексте о «золотой осени», найдите, прочитайте (выборочное чтение). О чем говорит этот цвет полоски; найдите на доске слова, подходящие по смыслу и т.д.
Нейропсихологический подход Технология работы с числовым рядом 5 циклов заданий: 1) числовой ряд в упроченных ситуациях; 2) числовой ряд в прямом порядке; 3) количественный ряд в прямом порядке; 4) числовой ряд в обратном порядке; 5) параллельные ряды.
Числовой ряд в упроченных ситуациях В качестве первых коррекционных заданий были взяты такие, которые, с одной стороны, включали числовой ряд в упроченные ситуации и облегчали оперирование им, а с другой стороны, были направлены на избирательную актуализацию числового ряда, что позволяло отрабатывать активный характер действия, бороться со стереотипией. В качестве упроченных ситуаций выступали: ♦ сюжеты сказок «Репка», «Теремок»; ♦ ориентация в нумерации этажей и подъездов дома, ступенек лестницы; ♦ оперирование цифрами на циферблате часов и телефоне. В заданиях по сюжетам сказок числовой ряд воспроизводился с самого начала, то есть максимально упроченно, в ситуациях с этажами и лестницей требовалась избирательная актуализация ряда (со 2-го по 8-й этаж, «шагай через ступеньку»).
Числовой ряд в прямом порядке На втором этапе использовались задания на актуализацию в соответствии с программой последовательности чисел в прямом порядке до 10. Сюда входили задания на нахождение цифр, расположенных в случайном порядке в таблице или неструктурированном поле (первый вид заданий известен как «таблицы Шульте», второй – как trail-making test); кроме того, использовались задания на копирование и самостоятельное составление таких таблиц, а также рисование предметов по пронумерованным точкам.
Количественный ряд в прямом порядке. Вышеназванным целям служили и задания следующего цикла, где в пунктах маршрута или в ячейках таблиц Шульте были не цифры (с их абстрактным обозначением количества), а множество предметов – от 1 до 10. Их конкретность, необходимость самостоятельно абстрагировать признак количества делали эти задания более сложными для детей, чем предыдущие. В одних заданиях этого цикла («Грибки», «Горох», «Лепестки») ребенок находил минимальное число предметов, обозначал количество цифрой и переходил к следующему. Написанная цифра могла служить опорой для последующего поиска, она маркировала пройденный путь и сужала поле поиска. В остальных заданиях этого цикла (варианты заданий с точками) ребенок был лишен опоры на цифры.
Параллельные ряды. Последний цикл был проведен на наиболее сложном материале – параллельных рядах, требующих большего распределения внимания и, соответственно, большей опоры на программу. Задания с параллельными рядами предполагают одновременное выполнение двух подпрограмм. Они могут быть: а) идентичными (два ряда цифр в прямом или обратном порядке); б) аналогичными (прямой порядок букв и цифр по алфавиту); в) разнонаправленными (один ряд в прямом порядке, второй – в обратном).
Метод поэтапного формирования умственных действий Этапы совместной деятельности: 1. Этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога, где пошаговый контроль обеспечивается педагогом. Таким образом, здесь и программа, и контроль в руках учителя. 2. Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе – педагог организует следование программе и контрольные действия ребенка: сличение результата с программой. Здесь программирование и контроль разделяются между учителем и учеником. 3. Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам. Здесь программирование и контроль, разделяемые учителем и учеником, становятся более свернутыми, роль учителя в программировании и контроле сокращается. 4. Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Здесь предусматриваются самостоятельное выполнение действия и его контроль учеником, которые совершаются под наблюдением учителя, следящего за тем, обращается ли ученик при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминающего ему об этом. 5. Этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Здесь предполагается перенос усвоенного образа действия на новый материал, возможность переноса контролируется педагогом
Первый тип упражнений. Перед ребенком выкладываются в числовой ряд (до 25) карточки с цифрами (материализованная часть программы). Ему предлагается поочередно правой и левой руками по заданной программе сдвигать карточки или вниз, произнося цифры вслух, или вверх, считая про себя. При этом счет не прерывается. Ребенок имеет зрительную опору счета – цифры на карточках, что помогает ему переключаться с внутреннего проговаривания на внешнюю речь, сохраняя программу счета.
Второй тип упражнений. Здесь программа счета подобна той, что использовалась в первом, но реализуется она без материализованной программы, по показу и речевой инструкции преподавателя. Основа упражнения – шаг, ходьба.
Третий тип упражнений позволяет формировать у ребенка понятие числа, используя вертикальные ряды. В его основе лежит представление любого числа через набор слагаемых, причем слагаемые изменяются по числовому ряду.
Четвертый тип упражнений отличается тем, что в нем используется известный способ выделения из натурального ряда чисел, делящихся на какое-нибудь число.
Пятый тип упражнений предполагает работу с таблицами типа таблиц Шульте, где в ячейках – результаты умножения на задуманное число «X» (см. «Школа умножения»). В заданиях этого типа происходит закрепление рядов, которые ребенок получал в упражнениях четвертого типа.
Деятельностный подход Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке (Е.Д. Божович)
ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРИЕМ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ Задача (слово, словосочетание или предложение), в которой была ошибка Причины ошибки Как избежать ошибки Решение похожей задачи Как действовал я Как надо было действовать Почему я ошибся
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, НЕПРОИЗВОДНЫХ ИЛИ ОБРАЗОВАННЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ОБРАЗЦЫ СОКРАЩЕННОЙ ЗАПИСИ ХОДА РАССУЖДЕНИЙ в соответствии с приемом-схемой «Одна и две буквы Н в прилагательных, непроизводных или образованных от существительных»
Задания I типа. Их назначение в том, чтобы подготовить школьников к новому для них виду работы над ошибками на примере чужих неудач. В каждом из заданий этого типа даются ошибки и ходы рассуждений, которые приводят к ним. От учащихся требуется найти причины каждой ошибки, сделать вывод, как ее избежать в будущем, а также привести в качестве примера похожую задачу и решить ее. Например: Задание. Ученики часто допускают следующие ошибки:
Задания II типа. Они преследуют две основные цели: а) осуществить принцип индивидуального подхода к учащимся, различающимся темпом и успешностью при овладении новым способом работы над ошибками; б) обеспечить школьникам возможность самоконтроля при самостоятельной работе. Задания имеют форму программированных карточек. Вот одна из них (до черты дается лицевая сторона карточки, за чертой оборотная, по которой ученик может себя проверить); черта является линией сгиба карточки, так что, проверяя себя, ребенок видит на одном поле ответ и свой, и эталонный. Задание. Найди причины ошибки и сделай вывод о том, как ее избежать. Затем проверь себя по оборотной стороне карточки.
Задания III типа носят творческий характер. Учащихся просят составить программированные карточки для своих товарищей. Задание. Составьте карточку для самостоятельной работы над ошибками, адресованную товарищам по классу. В качестве образца используйте имеющиеся у вас карточки.
Задания IV типа помогают учащимся осуществить переход от работы над чужими ошибками к анализу собственных: ученикам предлагают представить, что приведенные ошибки были допущены ими самими. Например: Задание. Представь, что это ты допустил такие ошибки:
Задание 1 Диагностико-коррекционные задания из курса «Табличное и внетабличное умножение и деление» Найди примеры, которые решены с ошибкой (укажи номера примеров): 1) 13:6 = 2 (ост. 1) 2) 27:2 = 13 (ост.1) 3) 43:7 = 5 (ост.8) 4) 98:8 = 11 ПОЧЕМУ УЧЕНИК ДОПУСТИЛ ТАКИЕ ОШИБКИ? Что посоветуешь ученику, чтобы он не допускал таких ошибок?
Задание 2 Диагностико-коррекционные задания из курса «Табличное и внетабличное умножение и деление» Посчитай: 572: 4 211:2 380:5 999: 3 1638:7 832:8 108:9 После того как увидишь свой результат, если ты допустил ошибки, выбери задания (подчеркни их другим цветом), которые подойдут тебе для коррекции: 1.Пропуск разряда, не деление на разряд; 2.ТД (таблица деления); 3.Забыл про знак : 4.Не указал переходы; 5.Сложение в пределах 20 (* + *); 6.При переходе забыл + остаток от предыдущего разряда; 7.Не указал заготовки; 8.Вычислительные ошибки.
Задание 3 Диагностико-коррекционные задания из курса «Табличное и внетабличное умножение и деление» Проверь примеры и исправь ошибки , к каждому примеру подбери тип ошибки (в таблице ниже) и укажи ее рядом. 2806 ∙ 3 = 6408 2806 ∙ 3 = 858 2806 ∙ 3 = 418 1. Пропуск разряда, не умножил на разряд 2. Вычислительная ошибка (ТУ) 3. Забыл + переход из другого разряда 4. Неверно сложил в пределах 20 5. Не спланировал переходы 6. Не сделал заготовки
Задание 4 Диагностико-коррекционные задания из курса «Табличное и внетабличное умножение и деление»
Мисаренко Галина Геннадьевна Уровни трудностей овладения письмом: психофизиологическом (речь как материальный предмет изучения, неразвитая способность к абстрагированию и обобщению и пр.) педагогическом (недостаточное внимание к формированию технических навыков письма, несоответствие способов формирования понятий особенностям детского восприятия и мышления, недостаточное внимание учителей к формированию всех частных признаков понятия и "промежуточных" операционных умений и пр.)
Психолого-педагогические основы проектирования коррекционно-развивающих технологий Теоретическим фундаментом проектирования коррекционно-развивающих технологий стала совокупность идей, заключённых в концепции коррекционно-развивающего обучения, ассоциативно-рефлекторной, когнитивной и деятельностной теориях обучения, теории усвоения понятий
Технология разработана на основании анализа трудностей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько собственно ошибок, сколько их глубинных причин
В основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки, а также слабо развитые ассоциативные связи между словами Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самогo определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень – это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак – либо на похожесть части слова, либо на смысл
Три задачи коррекционной работы помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем – другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; расширить и активизировать словарный запас; уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия.
Для решения первой и третьей задач упражнения выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности. При решении второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами, поскольку здесь более важно обогащать и уточнять словарный запас, чем его активизировать.
Технологический план и содержание работы активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы учат отличать однокоренные слова от синонимов помогают осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне учат распределять внимание между смысловым значением корня и его буквенным составом помогают осмыслить способы образования сложных слов и видеть в них исходные корни являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему "корень слова" служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на другой. формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на "опасные" места уточняют понятие проверочное слово помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука в корне
активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова Одно из слов вопроса может подсказать тебе ответ. Найди его и подчеркни. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-береговушки? Что умеет делать белка-летяга? Чем питаются личинки бабочки-крапивницы и бабочки-капустницы?
активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова Попытайся догадаться, из какого слова «выросли» данные слова. Если будет трудно, тебе помогут слова в скобках. Осветить (рассвет, светлячок, Светлана)
активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Как ты думаешь, можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно "выросло"? Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник, крабовые
активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы Прочитай слова парами. Скажи, все ли они однокоренные? Выпиши группы однокоренных родственных слов и обозначь в них корень. Овца — ягнята. Тигр — тигрята. Коза — козлята. Лошадь — жеребята.
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы Раздели данные слова на две группы. Расскажи по плану, как ты будешь это делать. План действий: 1) прочитаю : Времянка, резной, вовремя, вырезать, порезать, время, повременить, резчик, резак; 2) разделю на две группы по смыслу : времянка, вовремя, время, повременить — резной, вырезать, резчик, резак; 3) проверю: ...; 4) сделаю вывод: это группа однокоренных слов. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый, убегать.
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы Внимательно рассмотри план действий. Расскажи кому-нибудь или себе, как ты будешь выполнять это упражнение План действий: 1) прочитаю : Валит снег, вялый листок, завяла трава, книжный развал, цветок увял, огромный валун … 2) разделю на две группы по смыслу : валит снег, книжный развал, огромный валун,, образовался завал —вялый листок, завяла трава, цветок увял, вяленый лещ, вялить рыбу; 3) проверю: 4) сделаю вывод: это две группы однокоренных слов; 5) напишу : Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лесник, пойманная лисица, дальний лесок, редкий перелесок, рассерженные лисы, лесничий дядя Гоша.
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы Раздели данные слова на две группы. Выдели корень. Подчеркни глаголы. Летает, ледяной, летчик, летный, ледышка, полет, лед, подледный, обледенелый.
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы Внимательно рассмотри данные слова и попытайся определить, из одного или из двух разных корней они "выросли". Выбери по смыслу корень и вставь вместо точек. Болеть, болтать, заболел, болтун. Игорь Михайлович работает в …нице. Люба – ужасная …ушка, она может вы…ать все секреты. Бабушка тяжело ……на. Врач делал записи в истории …езни.
переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть его границы
учат отличать однокоренные слова от синонимов Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными? Название, имя, кличка, прозвище, наименование.
учат отличать однокоренные слова от синонимов
учат отличать однокоренные слова от синонимов
учат отличать однокоренные слова от синонимов
Технология развития эмоциональной сферы младших школьников (И.П. Воропаева) Через эмоциональные механизмы: эм. реагирование – эм. дифференциация – эм-ролевая идентификация – эм. обособление. Реагирование – мимика, пантомимика, тактильная риторика (ритмические импровизации, ритмические игры). Дифференциация – развитие отдельных элементов внешней эм. выразительности. Идентификация – действия, в которых обязательно присутствует полож. и отриц. персонаж. Обособление – снятие психоэм. напряжения, закрепление полож. настроения.
Диагностическая игра «Пропавшая обезьяна» Кума, кума, не видела ли мою обезьяну ? — А какая она? — спрашивает кума-экспериментатор. Большая или маленькая твоя обезьянка? А хвост у неё длинный? А какие у неё руки? А как она прыгает с ветки на ветку? А умеет ли она ловить мух? А умеет ли она строить рожицы? Покажи, какие. А умеет ли она петь? Спой её любимую песню.
КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Эмоциональное реагирование Жеребьёвки, считалки Небылицы-перевертыши Докучные сказки
Эмоциональная дифференциация, идентификация приговорки и заклички игровые песни и игры-драматизации приём исполнения одной и той же роли разными участниками
Эмоциональное обособление Дразнилки Молчанка Страшилки, или страшные истории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.
Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...
Эфективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому.
Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения - системы которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...