«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »
учебно-методический материал

Горкуша Татьяна Юрьевна

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_deyatelnost_uchitelya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 государственное общеобразовательное учреждение

«Кузбасский  центр образования»

Выступление

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий

у обучающихся  с нарушением слуха »

Подготовила:

Горкуша Т.Ю.,

учитель начальных классов

Кемерово, 2020

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »

      Для подготовки обучающихся с нарушениями слуха к жизни в современном динамическом мире важно не только передать им знания, но и сформировать способы приобретения и переработки информации. Трудности учения часто связаны с тем, что школьники не владеют способами приобретения знаний. Научить школьников учиться, стать компетентными учениками это актуальная проблема в сфере школьного образования, на которую обращены усилия педагогов во всем мире.

   В последнее время продолжается поиск путей совершенствования системы обучения детей с нарушениями слуха, появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению. Формирование умения учиться должно стать специальной задачей в обучении детей с нарушениями слуха.

       В педагогической литературе умения делятся на предметные  (специальные), формирующиеся  у  учащихся  в  процессе обучения данному учебному предмету, имеющие применение главным образом в этом учебном предмете, и общеучебные (универсальные), которые формируются у учащихся в процессе обучения многим дисциплинам и применяются в учебном процессе и в повседневной жизни.

   Формирование общеучебных умений является предметом и средством развивающего обучения, способом повышения активности учащихся в обучении. Овладевая умениями ставить цель,  планировать  работу,  организовывать  ее  выполнение, усваивая рациональные приемы деятельности, школьники учатся осознанно управлять своей учебной работой. При этом создаются благоприятные условия для формирования у них положительного отношения к учебному труду, выработки устойчивых мотивов учебной деятельности. Самое  главное - овладение  учебными  компетенциями поможет учащимся в самоорганизации при дальнейшем обучении вне стен школы, в работе и обычной жизни. Для овладения УУД в полном объёме учащимся школ I, II вида потребуется значительно больше времени, чем учащимся массовых школ. Подтверждением могут служить низкие стартовые возможности глухих и слабослышащих школьников по сравнению с их сверстниками.

Одним из важнейших условий формирования УУД является формирование положительного отношения к учению, развитие познавательных интересов ученика, чтобы ему было интересно узнать что-то новое, был интересен и сам процесс познавания. Задача учителя – создать у детей положительную мотивацию к самообразованию, вооружить их приёмами и способами самообразования.

Первоочередные задачи, которые я должна решать как учитель– создать условия комфортного пребывания ученика на уроке, в классе и в школе. Вызвать у детей интерес можно начав урок с вопроса, удивления или недоумения. Мотивация порождает у них потребность к мышлению. Замедленные темпы интеллектуального развития у детей с нарушением слуха приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа. У детей с нарушением слуха разная степень нарушения мыслительных процессов, и поэтому не каждый ребенок способен принять цель урока, правильно планировать пути ее достижения. 

      В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

    Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

    В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

    Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

    Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

     В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД

Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.

Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.

Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учитель учит детей планировать свой досуг.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

   Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

«Карта достижений» может помочь учащимся:

-Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.

-Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.

-Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

                                                   Памятка для учителя

              по формированию и развитию универсальных учебных действий

1.Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

2.Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

3.Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

-Создать атмосферу успеха.

-Помогать  ребёнку  учиться  легко.

-Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

-Не скупиться на поощрения и похвалу.

-Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....

Аналитический отчет "«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников с нарушением слуха»

В аналитическиом отчете  по теме "Тестовые задания, как средство формирования метапредметных УУД младших школьников с НС"  представлены виды, типы тестовых заданий и их приме...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий

Презентацию можно использовать для сообщения на методическом объединении или педагогическом совете....

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий (презентация)

Презентация подготовлена для обсуждения с педагогами школьного методического объединения....