Развитие памяти - залог успешного обучения в школе
статья
Предварительный просмотр:
Колбасина С.Н.
учитель начальных классов
Развитие памяти – залог успешного обучения в школе
Старший дошкольный и младший школьный возраст – это период развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку ознакомление с окружающей действительностью.
В возрасте 6-7 лет ребенок учиться осознанно воспринимать, думать, говорить, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение знаний, расширение связей ребенка с окружающим миром. Поэтому учителям начальной школы и родителям необходимо грамотно помочь ребенку в усвоении нового материала, научить его владеть приемами запоминания. Ведь от того, как ребенок запомнил информацию будет зависеть легкость, точность и полнота воспроизведения материала.
Учитель на уроке все время старается заинтересовать детей, привлечь внимание: использует наглядный материал, презентации. Так как все яркое, красочное, новое привлекает к себе внимание и тем самым непроизвольно запоминается. Но необходимо учитывать, что все дети разные. И если одного ученика предмет заинтересует и удивит, то для другого этот же предмет будет равнодушным и не оставит никакого следа в его памяти. Поэтому учитель на уроке меняет виды деятельности детей, всегда находиться в поиске чего-то нового, старается сделать свой урок наиболее разнообразным, продуктивным и интересным.
Большое место в жизни младших школьников занимает картинка - образность запоминания того или иного материала. Например, при написании изложения дети могут закрыть глаза и представить в воображении картинку, того текста, который читает учитель. Этот же прием можно использовать и при запоминании стихотворения. Чтобы запомнить лучше текст, на уроке используется чтение по ролям или драматизация произведения.
На уроке учитель всегда побуждает детей к повторению новых слов, правил, стихотворений и даже движений добиваясь выработки четкого произношения, понимания и запоминания той или иной информации и выполнения действий. Что, в свою очередь, способствует развитию сенсорных, двигательных, мыслительных умений и навыком, а также памяти.
Организуя такую работу с детьми на уроке, учитель способствует развитию непроизвольного запоминания и тем самым усвоению необходимого материала.
Память ребенка, как и взрослого человека, носит избирательный характер. Лучше запоминается то, что важно, интересно. Поэтому задача учителя – расширение круга интересов детей, воспитание их любознательности, а также развитие чувства долга и ответственности. У детей должно быть сознательное, ответственное отношение к учебе, понимание того, для чего они ходят в школу.
Исследования ученых показывают, что продуктивность памяти во многом зависит и от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться, не запомнить в значительной степени сковывает ребенка, понижает эффективность его памяти. В тех случаях, когда учителю удается снять барьер неуверенности и страха, наладить благоприятный эмоциональный контакт с детьми, вызвать радость участия в интересной деятельности, происходит мобилизация эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка, что в значительной степени повышает возможность его как непроизвольной, так и произвольной памяти, а следовательно, способствует успешному обучению в школе и получению новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь - залог успешного обучения в школе.
Это выступление логопеда на первом родительском собрании первоклашек. В нём даётся объяснение понятию "Что такое хорошая речь?", какие требования предъявляются к речи первоклассника и как это связано ...
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...
Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени.
Материал рассказывает о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку по программе "Преемственность" Н.А. Федосовой на базе школы. Подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Пред...
Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе
Статья для родителей учащихся начальной школы...
Психологическая готовность к обучению - залог успешного обучения в школе.
Отчет по методической теме....
статья Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе.
Учебная самостоятельнсть как залог успешного обучения в школе...