Программа «Выявление и развитие способностей обучающихся»
учебно-методический материал
Создание условия для выявления, развития и поддержки способных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Программа
«Выявление и развитие способностей обучающихся»
на 2017—2021год
Автор: Лукьянова Мария Дмитриевна
2017 год
Пояснительная записка
В законе РФ «Об образовании» и в президентской инициативе «Наша новая школа» указывается необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений программы деятельности управления образованием.
Цель программы:
1.Создание условия для выявления, развития и поддержки способных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения.
2. Разработка устойчивой системы в работе со способными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи:
1. Создать условия для выявления, поддержки, развития и самореализации способных детей:
--- индивидуальная и дифференцированная работа со способными детьми на уроках и во внеурочное время;
— обеспечение участия способных детей в предметных олимпиадах, конкурсах всех уровней;
— осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы со способными детьми.
Программа состоит из 3 разделов:
1. Выявление способных и талантливых детей.
2. Создание условий для развития и самореализации способных детей;
3.. Осуществление контроля управления развитием способных детей;
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
Обучающиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителей;
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во много зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе.
1 этап — аналитический — при выявлении одаренных детей учитываются успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности — в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских:
мастерская художественного слова;
музыкальная мастерская;
В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле — здоровый дух»).
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В 2016 году, осуществив ряд диагностик, и на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, совместно с психологом, выявили у первоклассников высокий уровень способностей по математике, чтению и русскому языку. Я перестроила свою работу по-особенному, не как обычно, а как с одарёнными детьми, выводя их на повышенный уровень по всем основным предметам, широко используя дополнительный материал повышенной трудности, включая внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся.
Наименование педагогических методик по выявлению способностей: Методики диагностики одаренности младших школьников А.И. Савенкова, «Числовые ряды» (Немов Р.С.), Цель: изучение математических способностей учащихся. Назначение: тест определяет способности учащихся к устному счету, к решению задач, к математическим вычислениям, «Исключение лишнего» (Рогов Е.И.) Цель: изучение логического мышления учащихся. Назначение: изучение способностей учащихся к предметам гуманитарного цикла (литература, история, языки и т.п.).,
«Изучение теоретического мышления» (Рогов Е.И,), Рензулли: Модель определяет одаренным ребенка, обладающего хотя бы одним из качеств: интеллект, креативность, высокая мотивация. К М И, Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления.
Реализуемая цель: Создание условий для выявления одаренных детей, вовлечение их во внеклассную работу и развитие у них повышенных познавательных способностей.
Показатели результативности: выявили способности к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности у двух учащихся.
Ожидаемые результаты:
• подготовка школьников для участия в предметных районных олимпиадах;
• обеспечить участие школьникам в различных районных, областных и российских конкурсах.
Программа рассчитана на 2016-2021г.
Формы работы с одаренными учащимися
1.групповые занятия с учащимися;
2.факультативы;
3.кружки по интересам;
4.конкурсы и конференции;
5.предметные недели
6.интеллектуальный марафон;
7.участие в олимпиадах;
Наблюдение, контроль за выполнением программы.
1.Организация и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
4.Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
План мероприятий по выполнению программы «Развитие способностей обучающихся»
Мероприятия Сроки
1.Диагностика способных детей. Июнь 2016 г
2.Выступление на совещании по результатам диагностирования
способных учащихся. Сентябрь 2016 г.
3.Организация и проведение мониторингов ежегодно
4.Организация и проведение входных и итоговых контрольных работ на повышенном
уровне. ежегодно
6.Участие в олимпиадах, конкурсах образовательного учреждения. 2017-2018уч. г.
7. Пополнение банка педагогической информации по работе
с способными детьми. постоянно
8. Система поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. ежегодно
9.Расширение системы дополнительного образования для развития
творческих способностей детей. ежегодно
10.Проведение предметных недель ежегодно
11.Работа кружка «Развивайка» 2016-2021 г.
12.Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах 2018-2021.г.
13.Распространение опыта работы со способными детьми 2019-2021уч.
Выявление способностей
Учебный год | Интеллектуальные | Творческие | Спортивные |
2016-2017 | Диагностика «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко), диагностики, тестирование | Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн | Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни |
2017-2018 | Методика «Отношение ребенка к обучению» | Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
2018-2019 | Методики для выявления уровня интеллектуального развития | Диагностика(поЛ.А.Сиротюк), «Тип темперамента и диагностика «Типы мышления | Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского) |
2019-20120 | Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова | диагностика характерологических особенностей личности | Оценка самочувствия, активности, настроения (тест "САН") |
Развитие способностей обучающихся
Учебный год | Интеллектуальные | Творческие | Спортивные |
диагностика, тестирование | индивидуальные занятия | конкурс плакатов | |
2016-2017 | наблюдение, беседы | беседы, дискуссии, игры, состязания | уроки здоровья, |
2017-2018 | проектная деятельность | литературные турниры, наблюдения, | спортивные праздники для родителей и детей |
2018-2019 | , презентации, олимпиады | праздники | Весёлые старты |
2019-2020 | исследовательская деятельность, рефераты | поисковые эксперименты, | обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; |
Наименование педагогических методик:
«Изучение теоретического мышления» (Рогов Е.И,),
Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Предназначен для возрастной группы 5-17 лет, тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра. Тест диагностирует вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический компоненты интеллекта. Предназначен для взрослых и детей.
А.И. Савенков. Маленький исследователь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одаренные дети»
Программа...
2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....
Выявление и развитие способностей обучающихся
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решен...
Тест - Выявление и развитие способностей обучающихся
Выявление и развитие способностей обучающихся...
программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...
Программа выявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся « Одарённые дети»
Цели программы:- Создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей....