Из опыта работы с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал
Каждый учитель начальных классов встречается с детьми, кому нужен особый подход в обучении. Из опыта моей работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Если в классе есть дети, обучающиеся по программе АООП | 91.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы .
В 2015 году приняла 1 класс . При ознакомлении с данными детей до начала учебного года выяснила, что многие семьи многодетные. Посетив детей, посмотрев на условия их проживания, для себя сделала вывод, что многие нуждаются в социальной поддержке. В начале года в классе было 26 детей, 1 ребенок на домашнем обучении. Началась учебная деятельность детей. Работа учителя и родителей.
В 1 классе обычно все почти дети бывают обеспечены учебными принадлежностями, родители тщательно готовятся к обучению детей. Но возникают еще и организационные вопросы, такие, как проведение утренников, питание детей. Выделили 9 мест на бесплатное питание, как всем 1-ым классам. Нашему классу этих мест было недостаточно. Многие из многодетных семей, малообеспеченные. Этот вопрос решали совместно с заместителем директора по социальным вопросам. Далее к 4 классу было выделено 14 мест на класс на бесплатное питание.
Но главными причинами моего беспокойства было другое – учеба детей. Дети в классе, кроме 4-5 человек, не посещали ДДОУ. Обследовала нас на психологическую адаптацию в 1 четверти психолог школы. И вот какие были неутешительные результаты: главное – нарушения поведения – гиперкинетический синдром ГС -5 детей, НИД – нарушения интеллектуальной деятельности – истощаемость, нарушения мыслительных операций и т.д.- 11 человек, НГШ – неготовность к школе – 3, И – инфантилизм детский – 7 человек, НП – недостаточная произвольность псих. процессов , нарушения поведения – 4 человека, НМ – низкая мотивация учебной деятельности – 3 уч. У кого-то целый «букет» нарушений.
Средняя степень дезадаптации – у 2 .
Серьезная степень – у 3.
Нуждается в консультации невролога - 10 человек.
15 человек из класса с теми или иными нарушениями.
11 человек успешно прошли психологическую адаптацию.
Из всех 16 детей всех первоклассников, нуждающихся в консультации невролога, 10 человек было в нашем классе. Из этих детей 5 прошли ПМПК. Не все родители детей согласились пройти ПМПК.
В начале четверти было проведено родительское собрание с лекцией «Готовность ребенка к школе», с приглашением психолога школы.
По результатам проверки было проведено еще одно собрание с «ММД – минимальные мозговые дисфункции» - как помочь ребенку? Психолог школы снова прочитала лекцию родителям..
Позже, по результатам обследования, были индивидуально даны рекомендации от психолога с объяснениями причин поведения, дезадаптации, рекомендации пройти консультацию у невролога. К сожалению, ни один родитель так и не посетил специалиста.
В городских школах работа с детьми, затрудняющимися в усвоении программного материала, поставлена очень хорошо – рекомендации психолога выполняются неукоснительно.
В классе 2 ученика, оставленных на повторное обучение. В 1 классе один из них прошел ПМПК. На него была составлена адаптированная программа. Во 2 классе еще 4 прошли ПМПК, всем был поставлен диагноз ОВЗ (ЗПР). Также была составлена адаптированная программа.
По одному ребенку во 2 классе было проведено заседание малого совета при директоре с приглашением родителей, где было рекомендовано пройти ПМПК. В дальнейшем все наши предположения подтвердились. Мальчику рекомендовали обучение по АООП , ОВЗ (ЗПР). При прохождении обследования я попросила обратить на ребенка внимание – особенно на речь ребенка: звуки он проговаривал по отдельности хорошо, но в потоке речи присутствовало наложение звуков. Два специалиста после обследования подтвердили, что действительно есть нарушения речи. Но сразу предупредили, что дефектологов нет в республике, надо консультироваться или в Иркутске, или в Москве.
В конце 1 класса была проведена проверка в рамках классно-обобщающего контроля. Присутствовали 26 человек – 100%. (1 ученик- домашнее обучение) По моему мнению, задания были несложного характера, поэтому, считаю, что результаты не отражают точных знаний детей.
Итоги по математике:
100% - высокий уровень- 15 человек
80 % - повышенный – 4 чел.
60 % - базовый – 3 чел.
40% - не справились -2 чел.
0% - 2 чел
По русскому языку :
100%- 17 человек
80 % - 6 человек
60 % - 2 чел.
0% - 1 уч. (оставлен по заявлению родителей на повторное обучение)
По чтению :
Выс. ур. – 12 уч.
Повыш . ур. – 8 уч.
Базовый ур. – 4 чел.
Не справились – 2 уч
Эксперты : _______________ (учителя начальных классов).
Педагогическая диагностика
Результаты педагогической диагностики готовности к школе (сентябрь)
Высокий | Повышенный | Базовый | Низкий |
0 | 4 | 42 | 54 |
Результаты педагогической диагностики по русскому языку
Начало года | Середина года | Конец года |
40 % (базов.) | 34 % (н) | 38 % (Н) |
Результаты педагогической диагностики по математике
Начало года | Середина года | Конец года |
40%(базов.), | 39%(Н) | 49%( базов.) |
Вывод: нужен план работы после таких результатах пед. диагностики в 1 классе уже в начале учебного года.
План работы в классах, где нужна коррекция в обучении детей.
I) Общие данные о 1 классе ( ____ год)
II) Диагностическая работа
А) Наблюдение за детьми
Б) Результаты диагностических работ
В) Дети, оставленные на повторное обучение.
III) Работа со специалистами
- Директор школы.
- Школьный психолог.
- Зам. директора по социальной работе.
- Завуч по УВР.
- Школьный логопед.
IV) Работа с родителями
А) Родительское собрание с приглашением школьного психолога. «Адаптация первоклассников»
Б) Родительское собрание с вторичным приглашением психолога школы. Лекция для родителей « Минимальные мозговые нарушения»
В) Индивидуальная работа с родителями. Рекомендации школьного психолога родителям, обучение и поведение детей которых вызывает тревогу.
Г) Работа с детьми, оставленными на повторное обучение. Консультация психотерапевта.
V) Подготовка к ПМПК , документация:
А) в 1 классе (1 ребенок)
Б) во 2 классе (4 учащихся) – работа с родителями- согласие родителей, малый совет при директоре с приглашением родителей.
В) в 4 классе – повторное.
VI) Прохождение ПМПК. Рекомендации
А) Повторное обучение
Б) Адаптированная программа для детей с ОВЗ (ЗПР), с ОВЗ (ЗПР –интеллектуальные нарушения). Здесь нужны разные программы
Г) Индивидуальное обучение на дому.
VII) Работа в классах, где есть дети с ОВЗ (рекомендации)
А) Работа с логопедом, желательно занятия посещать не только в 1 классе. Логопедические упражнения на каждом уроке (чистоговорки, скороговорки).
Б) Работа над развитием мелкой моторики рук. У некоторых в классе на уроках наблюдался незначительный тремор. Уроки технологии.
В) Работа с воспитательным отделом по исправлению поведения некоторых детей.
Г) Работа с родителями
Д) Работа с учителями предметниками ( рассаживание детей по поведению, по темпераменту, по скорости работы (медлительность у 3-4 ), а также по индивидуальным особенностям.
VIII) Причины неуспеваемости, дезадаптации детей (низкие навыки общения, неспособность дать себе адекватную оценку, эмоциональная неуравновешенность) :
А) Нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм глаз)
Б) Нарушения слуха.
В) Нарушения речи.
Г) Дети без опыта общения с другими детьми («домашние» - не посещавшие ДДОУ)
Д) Дети из семей в ТЖС, из неблагополучных семей.
Работа с родителями (из проблемно-ориентированного анализа работы за 1 класс)
За учебный год вся воспитательная и учебная работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Это и организация горячего питания, помощь в организации учебного процесса, помощь психолога школы в адаптации 1-классников, рекомендации психолога, подготовка к конкурсам, мероприятиям и т.д.
Были проведены 6 родительских собрания:
1. Август. Организационные вопросы. Выборы родительского комитета. Знакомство. «Подготовка к школе».
2. Сентябрь. «Ваш ребёнок – первоклассник». Выступление психолога школы. Организационные вопросы
3. Октябрь. «Помощь ребёнку». Выступление психолога школы по результатам данных по адаптации первоклассников. Страхование детей.
4. Ноябрь. «Подготовка к Новогодней ёлке». Подарки, конкурсы, костюмы.
5. Февраль. Коррекция учебной деятельности.
6. Апрель. Организационный . Закон РБ № 1182 , инструктажи по ТБ в летний период. Летнее оздоровление детей, подготовка к утреннику «Прощание с 1 классом», к новому учебному году (рабочие тетради)
Во втором классе меня заменяли 1 четверть из-за болезни. Математику – полугодие.
В конце второго класса педагогическим советом школы было принято решение перевести наш класс на обучение по УМК «Школа России». Родителями это решение было воспринято очень хорошо. Но не всеми .
Два года назад вся школа перешла на обучение по УМК «Школа России».
№ | Ф.И. уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Баллы | Ур-нь |
Зрит. воспр. м/м рук | Простр.воспр., ум-е слуш., поним. инстр. м/м рук | Ум-е понять инстр. и точно следовать ей до конца | Предст. о счёте, о сл. и вычит. Моделир задачи. | Ум-е сравнивать 2 множ-ва | Ум-е находить основание, по кот. Может быть провед класссиф. опр-е места об. | Сформиров-ть фонемат-го слуха и восприятия | Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым ан-м | ||||
1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 11 | Н/ср | |
2 | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | Н. | |
3 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 8 | Н. | |
4 | 3 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | Н. | |
5 | 3 | 3 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 12 | Н/ср | |
6 | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 9 | Н/ср | |
7 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 6 | Н. | |
8 | 0 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 11 | Н/ср | |
9 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | Н. | |
10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 10 | Н/ср | |
11 | д/ об | ||||||||||
12 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 13 | Ср | |
13 | 3 | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 10 | Н/ср | |
14 | 2 | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 13 | Ср | |
15 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 | Н. | |
16 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 1 | 3 | 11 | Н/ср | |
17 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Н/ср | |
18 | 3 | 2 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 12 | Н/ср | |
19 | 2 | 2 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 10 | Н/ср | |
20 | 2 | 0 | 3 | 2 | 0 | 3 | 0 | 2 | 12 | Н/ср | |
21 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 13 | Ср | |
22 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 0 | 15 | Ср | |
23 | 2 | 2 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 13 | Ср | |
24 | 1 | 2 | 0 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 10 | Н/ср | |
25 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 5 | Н. | |
26 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 5 | Н. | |
27 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | Н. |
Выс.- 24 – 21 б. -0
В/ср - 20- 17 б. - 0
Ср. – 16 -13 б. - 5 уч.
Н/ср – 12 – 9 б. - 12 уч.
Н. – 8 – 0 б. – 9 уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
В наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Опыт работы с детьми ЗПР....
Из опыта работы с детьми - иностранцами
Методические приемы, используемые при работе с детьми....
Из опыта работы с детьми ОВЗ
Из опыта работы с детьми ОВЗ...
Из опыта работы с детьми ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ор...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повыш...
Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...