Из опыта работы с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Каждый учитель начальных классов встречается   с детьми, кому нужен особый подход в обучении. Из опыта моей работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы  .

        В 2015  году приняла 1 класс .  При ознакомлении с данными  детей до начала учебного года  выяснила, что многие семьи многодетные. Посетив  детей, посмотрев на условия их  проживания,  для себя сделала вывод, что многие нуждаются в социальной поддержке.  В начале года в классе было 26 детей, 1 ребенок на домашнем обучении.  Началась учебная деятельность детей. Работа учителя и родителей.

                  В 1 классе обычно все почти дети бывают обеспечены учебными принадлежностями, родители тщательно готовятся к обучению детей.  Но возникают еще и организационные вопросы, такие, как проведение утренников, питание детей.  Выделили 9  мест на бесплатное питание, как всем 1-ым классам.  Нашему классу этих мест было недостаточно. Многие из многодетных семей, малообеспеченные.  Этот вопрос решали совместно с заместителем директора по социальным вопросам. Далее к 4 классу было выделено 14 мест на класс  на бесплатное питание.  

        Но  главными причинами  моего беспокойства было другое – учеба детей.         Дети в классе, кроме 4-5 человек, не посещали ДДОУ.  Обследовала нас  на психологическую адаптацию  в  1 четверти  психолог школы. И вот  какие  были неутешительные результаты: главное – нарушения поведения – гиперкинетический синдром ГС -5 детей,  НИД – нарушения интеллектуальной деятельности – истощаемость, нарушения мыслительных операций и т.д.- 11 человек, НГШ – неготовность к школе – 3, И – инфантилизм детский – 7 человек, НП – недостаточная произвольность псих. процессов , нарушения поведения – 4 человека, НМ – низкая мотивация  учебной деятельности – 3 уч. У кого-то  целый «букет» нарушений.

        Средняя степень дезадаптации – у 2 .

Серьезная степень – у  3.

Нуждается в консультации невролога  - 10 человек.

15 человек из класса с теми или иными нарушениями.

11 человек успешно прошли психологическую адаптацию.

Из всех 16 детей  всех первоклассников,  нуждающихся в консультации невролога,   10 человек  было в нашем классе.  Из этих детей 5 прошли ПМПК.  Не все родители  детей согласились пройти ПМПК.

        В начале четверти было проведено родительское собрание с лекцией   «Готовность ребенка к школе», с приглашением  психолога школы.

         По результатам проверки  было проведено еще одно собрание  с «ММД – минимальные мозговые дисфункции»  - как помочь ребенку?  Психолог школы снова  прочитала лекцию родителям..

        Позже, по результатам обследования,  были индивидуально даны   рекомендации от психолога с объяснениями причин поведения, дезадаптации,  рекомендации пройти  консультацию у невролога. К сожалению, ни один родитель так и не посетил специалиста.

        В городских школах  работа с детьми, затрудняющимися в усвоении программного материала, поставлена очень хорошо – рекомендации психолога выполняются неукоснительно.

В классе 2 ученика,  оставленных  на повторное обучение. В 1 классе один из них прошел ПМПК. На него была составлена адаптированная программа. Во 2 классе еще 4 прошли ПМПК,  всем был поставлен диагноз ОВЗ (ЗПР). Также была составлена адаптированная программа.

        По  одному  ребенку во 2 классе  было проведено заседание малого совета при директоре с приглашением  родителей, где было рекомендовано  пройти ПМПК.  В дальнейшем все наши предположения подтвердились. Мальчику  рекомендовали обучение по АООП , ОВЗ (ЗПР). При прохождении обследования я попросила обратить на ребенка внимание – особенно на речь ребенка: звуки он проговаривал по отдельности хорошо, но в потоке  речи присутствовало наложение звуков.  Два специалиста   после обследования подтвердили, что действительно есть нарушения речи. Но сразу предупредили, что дефектологов  нет в республике, надо консультироваться или в Иркутске, или в Москве.

        В конце 1 класса была проведена проверка в рамках классно-обобщающего контроля. Присутствовали 26 человек – 100%.  (1 ученик- домашнее обучение) По моему мнению, задания были несложного характера, поэтому, считаю, что  результаты не  отражают точных знаний детей.

 Итоги по математике:

100% - высокий уровень- 15 человек

80 % - повышенный – 4 чел.

60 % - базовый – 3 чел.

40% - не справились -2 чел.

0% - 2 чел  

По русскому языку :

100%- 17 человек

80 % - 6 человек

60 % - 2 чел.

0% - 1 уч. (оставлен по заявлению родителей  на повторное обучение)

По чтению :

Выс. ур. – 12  уч.

Повыш . ур. – 8 уч.

Базовый ур. – 4 чел.

Не справились – 2 уч

Эксперты :  _______________ (учителя начальных классов).

Педагогическая диагностика

Результаты педагогической диагностики  готовности к школе (сентябрь)

Высокий

Повышенный

Базовый

Низкий

0

4

42

54

Результаты педагогической диагностики   по русскому языку

Начало года

Середина года

Конец года

40 % (базов.)

34 % (н)

38 % (Н)

Результаты педагогической диагностики    по математике

Начало года

Середина года

Конец года

40%(базов.),

39%(Н)

49%( базов.)

Вывод:  нужен план работы   после  таких результатах пед. диагностики в 1 классе уже в начале учебного года.

 План работы в классах, где нужна коррекция в обучении детей.

I)  Общие данные о 1 классе ( ____ год)

II) Диагностическая работа

        А) Наблюдение за детьми

        Б) Результаты диагностических  работ

        В) Дети, оставленные на повторное обучение.

III) Работа со специалистами

  1. Директор школы.
  2. Школьный психолог.
  3. Зам. директора по социальной работе.
  4. Завуч по УВР.
  5. Школьный логопед.

IV) Работа с родителями

        А) Родительское собрание с приглашением школьного психолога. «Адаптация первоклассников»

        Б) Родительское собрание  с вторичным приглашением психолога школы. Лекция для родителей « Минимальные мозговые нарушения»

        В) Индивидуальная работа с родителями. Рекомендации школьного психолога родителям, обучение и поведение детей которых вызывает тревогу.

        Г) Работа с детьми, оставленными на повторное обучение. Консультация психотерапевта.

V) Подготовка к ПМПК , документация:

        А) в 1 классе (1 ребенок)

        Б) во 2 классе (4 учащихся) – работа с родителями- согласие родителей, малый совет при директоре с приглашением родителей.

        В) в 4 классе – повторное.

VI) Прохождение ПМПК. Рекомендации

        А) Повторное обучение

        Б) Адаптированная программа для детей с ОВЗ (ЗПР), с ОВЗ (ЗПР –интеллектуальные нарушения). Здесь нужны разные  программы

        Г) Индивидуальное обучение на дому.

VII) Работа в классах, где есть дети  с ОВЗ (рекомендации)

        А) Работа с логопедом, желательно занятия посещать не только  в 1 классе. Логопедические упражнения на каждом уроке (чистоговорки, скороговорки).

        Б) Работа над развитием мелкой моторики рук. У некоторых в  классе на уроках наблюдался незначительный  тремор. Уроки технологии.

        В)  Работа с воспитательным отделом по исправлению поведения некоторых детей.

        Г) Работа с родителями

        Д) Работа с учителями предметниками ( рассаживание детей по поведению,  по темпераменту, по скорости работы (медлительность у 3-4 ), а также по индивидуальным особенностям.

VIII) Причины неуспеваемости, дезадаптации детей (низкие навыки общения, неспособность дать себе адекватную оценку, эмоциональная  неуравновешенность) :

        А) Нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм  глаз)

        Б) Нарушения  слуха.

        В) Нарушения речи.

        Г) Дети без опыта общения с другими детьми («домашние» - не посещавшие ДДОУ)

        Д) Дети из семей в ТЖС,  из неблагополучных семей.

Работа с родителями (из проблемно-ориентированного анализа работы за 1 класс)

За учебный год вся воспитательная и учебная работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Это и организация горячего питания,  помощь в организации учебного  процесса,  помощь  психолога школы в  адаптации 1-классников,  рекомендации  психолога,  подготовка к конкурсам, мероприятиям и т.д.

Были проведены 6  родительских  собрания:

1.        Август.  Организационные вопросы. Выборы родительского комитета. Знакомство.  «Подготовка к  школе».

2.        Сентябрь. «Ваш ребёнок – первоклассник». Выступление психолога  школы. Организационные вопросы

3.        Октябрь. «Помощь  ребёнку».  Выступление психолога  школы по результатам данных по  адаптации первоклассников.  Страхование детей.

4.         Ноябрь. «Подготовка  к Новогодней  ёлке».  Подарки, конкурсы,  костюмы.

5.   Февраль. Коррекция  учебной деятельности.

6.   Апрель. Организационный .  Закон РБ № 1182 ,  инструктажи по ТБ  в  летний период.  Летнее  оздоровление детей, подготовка к   утреннику «Прощание  с  1 классом», к  новому  учебному году (рабочие  тетради)  

        Во втором классе  меня заменяли 1 четверть  из-за болезни.   Математику – полугодие.        

        В конце второго класса педагогическим советом школы  было принято решение перевести   наш класс на обучение по УМК «Школа России».  Родителями это решение было воспринято очень хорошо. Но не всеми .  

Два года назад вся школа перешла на обучение по УМК «Школа России».

 

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

Ур-нь

Зрит. воспр. м/м рук

Простр.воспр., ум-е слуш., поним. инстр. м/м рук

Ум-е понять инстр. и точно следовать ей до конца

Предст. о счёте, о сл. и вычит. Моделир задачи.

Ум-е сравнивать 2 множ-ва

Ум-е находить основание, по кот. Может быть провед класссиф. опр-е места  об.

Сформиров-ть фонемат-го слуха и восприятия

Сформированность  предпосылок к успешному овладению звуковым ан-м

1

2

2

3

1

3

0

0

0

11

Н/ср

2

3

0

1

0

0

1

1

0

6

Н.

3

2

2

1

0

0

3

0

0

8

Н.

4

3

1

3

0

0

0

0

0

7

Н.

5

3

3

2

0

1

2

1

0

12

Н/ср

6

3

2

1

1

0

1

1

1

9

Н/ср

7

0

0

2

0

0

3

1

0

6

Н.

8

0

2

3

1

1

3

1

0

11

Н/ср

9

1

3

0

0

0

0

0

0

4

Н.

10

2

2

3

2

0

0

1

0

10

Н/ср

11

д/

об

12

2

2

2

1

3

3

0

0

13

Ср

13

3

2

3

1

0

0

1

0

10

Н/ср

14

2

3

3

1

0

3

0

0

13

Ср

15

2

0

3

0

0

1

1

0

7

Н.

16

2

0

3

0

0

3

1

3

11

Н/ср

17

3

1

1

0

1

1

1

1

9

Н/ср

18

3

2

3

1

0

3

0

0

12

Н/ср

19

2

2

3

0

0

3

0

0

10

Н/ср

20

2

0

3

2

0

3

0

2

12

Н/ср

21

3

3

2

1

1

3

0

0

13

Ср

22

3

2

2

1

3

3

1

0

15

Ср

23

2

2

3

1

0

1

1

3

13

Ср

24

1

2

0

1

3

3

0

0

10

Н/ср

25

1

0

0

0

1

3

0

0

5

Н.

26

2

2

0

0

0

0

1

0

5

Н.

27

2

0

2

0

0

1

1

0

6

Н.

        

Выс.- 24  –  21 б. -0

В/ср - 20- 17 б. - 0

Ср. – 16 -13 б. -  5 уч.

Н/ср – 12 – 9 б.  - 12 уч.

Н. – 8 – 0 б. –  9 уч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Опыт работы с детьми ЗПР....

Из опыта работы с детьми - иностранцами

Методические приемы, используемые при работе с детьми....

Из опыта работы с детьми ОВЗ

Из опыта работы с детьми ОВЗ...

Из опыта работы с детьми ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ор...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повыш...

Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.

Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...