программа формирования УУД
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
программа формирования УУД, а также методики УУД (начальные классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uud.doc | 382.5 КБ |
monitoring_urovnya_sformirovannosti.doc | 129.5 КБ |
doroga_k_domu.docx | 58.91 КБ |
kto_prav.docx | 15.54 КБ |
levaya_i_pravaya_storona_piazhe.docx | 15.19 КБ |
rukavichki.docx | 15.54 КБ |
sovmestnaya_sortirovka.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- установить ценностные ориентиры начального образования;
- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательной деятельности и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
- описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «ГАРМОНИЯ»;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «ГАРМОНИЯ»;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «ГАРМОНИЯ».
- Планируемые результаты сформированности УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Представим разделы программы в соответствии с УМК «ГАРМОНИЯ». ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
- Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их
оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «ГАРМОНИЯ» в начальной школе
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные | Коммуникативные |
УУД | УУД | |||
1 | 1. Ценить и принимать | 1. Организовывать свое | 1. Ориентироваться в | 1. Участвовать в |
класс | следующие базовые | рабочее место под | учебнике: определять | диалоге на уроке и в |
ценности: «добро», | руководством учителя. | умения, которые | жизненных ситуациях. | |
«терпение», «родина», | 2. Определять цель | будут сформированы | 2. Отвечать на | |
«природа», «семья». | выполнения заданий на | на основе изучения | вопросы учителя, | |
2. Уважать к своей семье, | уроке, во внеурочной | данного раздела. | товарищей по классу. | |
к своим родственникам, | деятельности, в | 2. Отвечать на | 2. Соблюдать | |
любовь к родителям. | жизненных ситуациях | простые вопросы | простейшие нормы | |
3. Освоить роли | под руководством | учителя, находить | речевого этикета: | |
ученика; формирование | учителя. | нужную информацию | здороваться, | |
интереса (мотивации) к | 3. Определять план | в учебнике. | прощаться, | |
учению. | выполнения заданий на | 3. Сравнивать | благодарить. | |
4. Оценивать жизненные | уроках, внеурочной | предметы, объекты: | 3. Слушать и понимать | |
ситуаций и поступки | деятельности, | находить общее и | речь других. | |
героев художественных | жизненных ситуациях | различие. | 4. Участвовать в паре. | |
текстов с точки зрения | под руководством | 4. Группировать | ||
общечеловеческих норм. | учителя. | предметы, объекты на | ||
4. Использовать в своей | основе существенных |
деятельности | признаков. | |||
простейшие приборы: | 5. Подробно | |||
линейку, треугольник и | пересказывать | |||
т.д. | прочитанное или прослушанное; определять тему. | |||
2 | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно | 1. Ориентироваться в | 1.Участвовать в |
класс | следующие базовые | организовывать свое | учебнике: определять | диалоге; слушать и |
ценности: «добро», | рабочее место. | умения, которые | понимать других, | |
«терпение», «родина», | 2. Следовать режиму | будут сформированы | высказывать свою | |
«природа», «семья», | организации учебной и | на основе изучения | точку зрения на | |
«мир», «настоящий | внеучебной | данного раздела; | события, поступки. | |
друг». | деятельности. | определять круг | 2.Оформлять свои | |
2. Уважение к своему | 3. Определять цель | своего незнания. | мысли в устной и | |
народу, к своей родине. | учебной деятельности с | 2. Отвечать на | письменной речи с | |
3. Освоение личностного | помощью учителя и | простые и сложные | учетом своих учебных | |
смысла учения, желания | самостоятельно. | вопросы учителя, | и жизненных речевых | |
учиться. | 4. Определять план | самим задавать | ситуаций. | |
4. Оценка жизненных | выполнения заданий на | вопросы, находить | 3.Читать вслух и про | |
ситуаций и поступков | уроках, внеурочной | нужную информацию | себя тексты | |
героев художественных | деятельности, | в учебнике. | учебников, других | |
текстов с точки зрения | жизненных ситуациях | 3. Сравнивать и | художественных и | |
общечеловеческих норм. | под руководством | группировать | научно-популярных | |
учителя. | предметы, объекты | книг, понимать | ||
5. Соотносить | по нескольким | прочитанное. | ||
выполненное задание с | основаниям; находить | 4. Выполняя | ||
образцом, | закономерности; | различные роли в | ||
предложенным | самостоятельно | группе, сотрудничать в | ||
учителем. | продолжать их по | совместном решении | ||
6. Использовать в работе | установленном | проблемы (задачи). | ||
простейшие | правилу. | |||
инструменты и более | 4. Подробно | |||
сложные приборы | пересказывать | |||
(циркуль). | прочитанное или | |||
6. Корректировать | прослушанное; | |||
выполнение задания в | составлять простой | |||
дальнейшем. | план . | |||
7. Оценка своего задания | 5. Определять, в | |||
по следующим | каких источниках | |||
параметрам: легко | можно найти | |||
выполнять, возникли | необходимую | |||
сложности при | информацию для | |||
выполнении. | выполнения задания.
самостоятельные простые выводы | |||
3 | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно | 1. Ориентироваться в | 1. Участвовать в |
класс | следующие базовые | организовывать свое | учебнике: определять | диалоге; слушать и |
ценности: «добро», | рабочее место в | умения, которые | понимать других, |
«терпение», «родина», | соответствии с целью | будут сформированы | высказывать свою | |
«природа», «семья», | выполнения заданий. | на основе изучения | точку зрения на | |
«мир», «настоящий | 2. Самостоятельно | данного раздела; | события, поступки. | |
друг», «справедливость», | определять важность или | определять круг | 2.Оформлять свои | |
«желание понимать друг | необходимость | своего незнания; | мысли в устной и | |
друга», «понимать | выполнения различных | планировать свою | письменной речи с | |
позицию другого». | задания в учебном | работу по изучению | учетом своих учебных | |
2. Уважение к своему | процессе и жизненных | незнакомого | и жизненных речевых | |
народу, к другим | ситуациях. | материала. | ситуаций. | |
народам, терпимость к | 3. Определять цель | 2. Самостоятельно | 3.Читать вслух и про | |
обычаям и традициям | учебной деятельности с | предполагать, какая | себя тексты | |
других народов. | помощью | дополнительная | учебников, других | |
3. Освоение личностного | самостоятельно. | информация буде | художественных и | |
смысла учения; желания | 4. Определять план | нужна для изучения | научно -популярных | |
продолжать свою учебу. | выполнения заданий на | незнакомого | книг, понимать | |
4. Оценка жизненных | уроках, внеурочной | материала; | прочитанное. | |
ситуаций и поступков | деятельности, | отбирать | 4. Выполняя | |
героев художественных | жизненных ситуациях | необходимые | различные роли в | |
текстов с точки зрения | под руководством | источники | группе, сотрудничать в | |
общечеловеческих норм, | учителя. | информации среди | совместном решении | |
нравственных и | 5. Определять | предложенных | проблемы (задачи). | |
этических ценностей. | правильность | учителем словарей, | 5. Отстаивать свою | |
выполненного задания | энциклопедий, | точку зрения, | ||
на основе сравнения с | справочников. | соблюдая правила | ||
предыдущими | 3. Извлекать | речевого этикета. | ||
заданиями, или на основе | информацию, | 6. Критично | ||
различных образцов. | представленную в | относиться к своему | ||
6. Корректировать | разных формах | мнению | ||
выполнение задания в | (текст, таблица, | 7. Понимать точку | ||
соответствии с планом, | схема, экспонат, | зрения другого | ||
условиями выполнения, | модель, | 8. Участвовать в | ||
результатом действий на | а, иллюстрация и др.) | работе группы, | ||
определенном этапе. | 4. Представлять | распределять роли, | ||
7. Использовать в работе | информацию в виде | договариваться друг с | ||
литературу, | текста, таблицы, | другом. | ||
инструменты, приборы. | схемы, в том числе с | |||
8. Оценка своего задания | помощью ИКТ. | |||
по параметрам, заранее | 5. Анализировать, | |||
представленным. | сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |||
4 | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно | 1. Ориентироваться в | Участвовать в диалоге; |
класс | следующие базовые | формулировать задание: | учебнике: определять | слушать и понимать |
ценности: «добро», | определять его цель, | умения, которые | других, высказывать | |
«терпение», «родина», | планировать алгоритм | будут сформированы | свою точку зрения на | |
«природа», «семья», | его выполнения, | на основе изучения | события, поступки. | |
«мир», «настоящий | корректировать работу | данного раздела; | 2.Оформлять свои | |
друг», «справедливость», | по ходу его выполнения, | определять круг | мысли в устной и | |
«желание понимать друг | самостоятельно | своего незнания; | письменной речи с | |
друга», «понимать | оценивать. | планировать свою | учетом своих учебных | |
позицию другого», | 2. Использовать при | работу по изучению | и жизненных речевых | |
«народ», | выполнения задания | незнакомого | ситуаций. | |
«национальность» и т.д. | различные средства: | материала. | 3.Читать вслух и про | |
2. Уважение к своему | справочную литературу, | 2. Самостоятельно | себя тексты |
народу, к другим | ИКТ, инструменты и | предполагать, какая | учебников, других | |
народам, принятие | приборы. | дополнительная | художественных и | |
ценностей других | 3. Определять | информация буде | научно -популярных | |
народов. | самостоятельно критерии | нужна для изучения | книг, понимать | |
3. Освоение личностного | оценивания, давать | незнакомого | прочитанное. | |
смысла учения; выбор | самооценку. | материала; | 4. Выполняя | |
дальнейшего | отбирать | различные роли в | ||
образовательного | необходимые | группе, сотрудничать в | ||
маршрута. | источники | совместном решении | ||
4. Оценка жизненных | информации среди | проблемы (задачи). | ||
ситуаций и поступков | предложенных | 5. Отстаивать свою | ||
героев художественных | учителем словарей, | точку зрения, | ||
текстов с точки зрения | энциклопедий, | соблюдая правила | ||
общечеловеческих норм, | справочников, | речевого этикета; | ||
нравственных и | электронные диски. | аргументировать свою | ||
этических ценностей, | 3. Сопоставлять и | точку зрения с | ||
ценностей гражданина | отбирать | помощью фактов и | ||
России. | информацию, | дополнительных | ||
полученную из | сведений. | |||
различных | 6. Критично | |||
источников (словари, | относиться к своему | |||
энциклопедии, | мнению. Уметь | |||
справочники, | взглянуть на ситуацию | |||
электронные диски, | с иной позиции и | |||
сеть Интернет). | договариваться с | |||
4. Анализировать, | людьми иных позиций. | |||
сравнивать, | 7. Понимать точку | |||
группировать | зрения другого | |||
различные объекты, | 8. Участвовать в | |||
явления, факты. | работе группы, | |||
5. Самостоятельно | распределять роли, | |||
делать выводы, | договариваться друг с | |||
перерабатывать | другом. Предвидеть | |||
информацию, | последствия | |||
преобразовывать её, | коллективных | |||
представлять | решений. | |||
информацию на | ||||
основе схем, моделей, | ||||
сообщений. | ||||
6. Составлять | ||||
сложный план текста. | ||||
7. Уметь передавать | ||||
содержание в сжатом, | ||||
выборочном или | ||||
развёрнутом виде |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «ГАРМОНИЯ»)
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый из предметов УМК «ГАРМОНИЯ», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
- Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
личностные | жизненное самоопределение | нравственно- этическая ориентация | смыслообразовани е | нравственно- этическая ориентация |
регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) | |||
познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации |
познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||
коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов определяется следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные - определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные - обеспечивающие организацию собственной
деятельности.
- Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
- Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
- Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
- Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
- Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
- Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «ГАРМОНИЯ»
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «ГАРМОНИЯ» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «ГАРМОНИЯ» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».
В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.
Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.
В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина,И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.
В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).
В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».
В курсах иностранных языков (немецкого) с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.
Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и её столице Москве, об испанских, французских, немецких, английских, американских российских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для
реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «ГАРМОНИЯ» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.
Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности,
формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.
Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «ГАРМОНИЯ».
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
- провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
- провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства
обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:
- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.
УУД | Результаты развития УУД | Значение для обучения |
Личностные действия -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия | Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка | Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия | Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. | Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия | Внутренний план действия | Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные, регулятивные действия | Рефлексия - осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий | Осознанность и критичность учебных действий. |
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация._
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Учитель знает:
- важность формирования универсальных учебных действий школьников;
- сущность и виды универсальных умений,
- педагогические приемы и способы их формирования.
Учитель умеет:
- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Предварительный просмотр:
- Мониторинг уровня сформированности
- УУД
- учащихся 1-4 классов
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД
- Анализ сформированности УУД обучающихся.
- Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.
Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся начальных классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.
В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемых А.Г. Асмоловым типовых задач, для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям младших школьников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД
Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД
Виды УУД | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи | |
Целеполагание | 1 уровень - отсутствие цели | Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования) | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика | |
2 уровень - принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется | |||
3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется | |||
4 уровень - принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи | |||
5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | |||
6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы | |||
Контроль | 1 уровень - отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика | |
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | |||
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки | |||
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | |||
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы | |||
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | |||
Оценка | 1 уровень - отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика | |
2 уровень - адекватная ретроспективная | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | |||
3 уровень - неадекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий | |||
4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий | |||
5 уровень - актуально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия | |||
Учебные действия | 1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности | Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика | |
2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем | Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму | |||
3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст | Действует по образцу. | |||
4 уровень - адекватный перенос уч. дейст. | Выполняет самостоятельно. |
Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД
Виды УУД | Основные характеристики | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи | ||||||
Общеучебные | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1 уровень | Большинство умений не сформированы | Наблюдение | ||||||
2 уровень | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога | |||||||||
3 уровень | Выполняет самостоятельно | |||||||||
Универсальные логические действия | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | 1 уровень | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена | Тест на изучение развития логических операций | «Найди отличия» (сравнение картинок) | |||||
2 уровень | Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков | |||||||||
3 уровень | Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков | |||||||||
Постановка и решение проблемы | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | 1 уровень | Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | Задания проблемно-поискового характера | ||||||
2 уровень | Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов | |||||||||
3 уровень | Самостоятельно ориентируется в учебнике |
Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД
Виды УУД | Основные характеристики | Уровень сформированности коммуникативных УУД | Методы, методики и типовые задачи | ||
высокий | средний | низкий | |||
Коммуникация как кооперация | Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. | отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству | частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно. | не идет на контакт (агрессивен или пассивен) | Наблюдение Методика «Рукавички» |
Коммуникация как интеракция | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. | тактичен, вежлив, соблюдает этикет; понимает речевое обращение другого человека | частично соблюдает этикет; не всегда понимает речевое обращение другого человека | молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека | Наблюдение Методика «Левая и правая стороны» |
Коммуникация как интериоризация | Слушать и понимать речь других. | слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь | слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно. | не слышит; не может дать обратную связь | Наблюдение Методика «Узор под диктовку» |
Вывод:
Данные, полученные в результате, проведённого мониторинга формирования УУД у учащихся - есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году.
Лист мониторинга сформированности универсальных учебных действий
Ф.И. ученика ____________________________________
Наблюдаемые параметры | Уровень сформированности УУД | |||||||||||
Диагностируемые сроки: | ||||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||
Личностные УУД | ||||||||||||
1. Внутренняя позиция школьника | ||||||||||||
2. Самооценка | ||||||||||||
3. Учебно-познавательный интерес | ||||||||||||
4.Нравственно-этическая ориентация | ||||||||||||
Регулятивные УУД | ||||||||||||
1. Целеполагание | ||||||||||||
2. Контроль | ||||||||||||
3. Оценка | ||||||||||||
4. Учебные действия | ||||||||||||
Познавательные УУД | ||||||||||||
1. Общеучебные | ||||||||||||
2.Универсальные логические действия | ||||||||||||
3. Постановка и решение проблемы | ||||||||||||
Коммуникативные УУД | ||||||||||||
1. Коммуникация как кооперация | ||||||||||||
2. Коммуникация как интеракция | ||||||||||||
3.Коммуникация как интериоризация |
Классный руководитель: _____________________________________________
Литература
- О.В. Запятая: Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. ФГОС — Учитель, 2013
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010
- М.В. Минова, Л.И. Иволгина, Т.М. Захарова: Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов. ФГОС — Учитель, 2014
- Т.М. Лаврентьева: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 2 класс. ФГО - Учитель, 2014
- Т.М. Лаврентьева: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс. ФГО - Учитель, 2015
- Т.М. Лаврентьева, О.А. Исакова: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 3 класс. ФГО — Учитель, 2015
Предварительный просмотр:
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. в).
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Предварительный просмотр:
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Текст 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Текст 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Текст 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Предварительный просмотр:
Методика
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
· понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
· соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Предварительный просмотр:
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
1) продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
2) умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
3) взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
4) взаимопомощь по ходу рисования,
5) эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Предварительный просмотр:
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т. е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
· продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
· умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
· способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
· умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
· взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т. е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»
Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала. Для до...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...
Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся как одно из условий выполнения основной образовательной программы
Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обу...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...