Рабочая программа по внеурочной деятельности «Всезнайка!» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vseznayka.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №______ от «____»__________20_г. | Согласовано Зам по УР: _______________Гоголева О.Ю. «_____»____________20__г. | Утверждено Педагогическим советом ГБОУ СОШ №352 Директор:_____________Колабутина О.Н. «_____»____________20__г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Всезнайка!»
1 «в» класс учитель Бандурко Анастасия Олеговна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2012 г. № 373);
- Концепция духовно-нравственного воситания российских школьников;
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность:
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практическая значимость программы для обучающихся:
Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы:
Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
- Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
- Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Общая характеристика курса:
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Всезнайка!».
Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Место курса в учебном плане:
На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 30 минут
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 7 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Всезнайка!»
Содержание программы внеурочной деятельности ««Всезнайка!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Всезнайка!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Всезнайка!» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Учащиеся научатся:
- Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
- Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
- Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
- Повышение интеллектуального уровня уяащихся,
- Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.
- Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы:
- - учет современных требований;
- - учет возрастных особенностей;
- - доступность;
- - последовательность;
- - системность;
- - эффективность;
- - личностно-ориентированный подход.
- - управляемость образовательным процессом;
- - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Ожидаемые результаты :
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
- Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
- Отчётов по наблюдению за природными объектами;
- Оформленных исследовательских работ;
- Стихотворений;
- Книг-раскладушек и т.д.
- Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, тесты, беседы
Учебно-методические средства обучения и воспитания
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
- Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
- Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2005/
- Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
- .Сухин И.Г. Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
- Керова Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Практическая часть | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Знатоки окружающего мира (9 часов). | ||||||||
1. | Удивительные млекопитающие. | Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. | Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. | |||||
2. | Забавные пернатые друзья. | Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. | Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. | |||||
3. | Бабочки и мотыльки. | Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. | Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). | |||||
4. | Тайны растений. | Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. | |||||
5. | В царстве грибов.
| Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Игра «Узнай и расскажи о грибе». | |||||
6. | Загадки под водой. | Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. | Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями. | |||||
7. | Самые известные заповедники России. | Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление. | Рисование природоохранных знаков. | |||||
8. | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных заданий. | |||||
9. | КВН «Знатоки природы» | Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения. | Выполнение заданий по теме. | |||||
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). | ||||||||
10 | Пословица недаром молвится. | Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление. | Игра «Собери пословицу». | |||||
11 | Литературные герои в ребусах. | Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление. | Разгадывание ребусов. | |||||
12 | Крылатые слова и выражения. | Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление. | Составление словаря крылатых выражений. | |||||
13 | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | |||||
14 | Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся. | Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком» | |||||
15 | Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. | Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание. | Чтение и анализ рассказов о происхождении слов | |||||
16 | Литературные викторины. | Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку. | Выполнение заданий викторин. | |||||
17 | Сказка ложь, да в ней намек… | Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. | Сочинение сказки по заданному началу. | |||||
18 | Поучимся разгадывать шарады. | Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся. | Разгадывание шарад | |||||
19 | Волшебница анаграмма. | Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся. | Выполнение заданий по теме. | |||||
20 | Кроссворды- тесты. | Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся. | Разгадывание кроссвордов-тестов. | |||||
21 | Загадка, загадка, открой свою тайну. | Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся. | Сочинение собственных загадок. | |||||
22 | Текст. | Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся. | Составление текстов по картинке, серии картинок. | |||||
23 | Тема и основная мысль текста. | Развивать умение определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся. | Определение темы и основной мысли текста. | |||||
24 | Заголовок текста. | Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. | Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. | |||||
25 | Составление текста на заданную тему. | Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся. | Составление текста на заданную тему. | |||||
Знатоки математики (9 часов). | ||||||||
26 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. | Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание , смекалку, мышление учащихся. | Решение задач в стихах, задач-шуток. | |||||
27 | Нестандартные задачи. | Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление. | Решение задач по теме. | |||||
28 | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру». | |||||
29 | Графические диктанты. | Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости. | Выполнение графических диктантов. | |||||
30 | Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. | Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение головоломок различных видов. | |||||
31 | Спичечный турнир | Развивать пространственное воображение учащихся, мышление. | Выполнение заданий по теме. | |||||
33 | Группировка предметов. Поиск закономерностей. | Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся. | Выполнение заданий по теме. | |||||
34 | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». | Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки. | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». | |||||
Итого 34 часа |
Материально- техническое оснащение
- Ноутбук
- Интерактивная доска
- Муз. проигрыватель
- Меловая доска
Материалы для учащихся:
- Тетрадь в клетку 12л.
- Пенал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....