Об интеллектуальном развитии младших школьников на уроках математики
статья

Осипчук Анастасия Александровна

Статья посвящена проблеме интеллектуального развития младшего школьника  на уроках математики.  Представлены пути решения задачи выявления способов интеллектуального развития младших  школьников на уроках математики, приводятся формы и методы работы с учащимися на уроках математики. В конце статьи подводится итог экспериментального исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ryabinina_a.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу об интеллектуальном развитии младших школьников на уроках математики

Статья посвящена проблеме интеллектуального развития младшего школьника  на уроках математики.  Представлены пути решения задачи выявления способов интеллектуального развития младших  школьников на уроках математики, приводятся формы и методы работы с учащимися на уроках математики. В конце статьи подводится итог экспериментального исследования.

Интеллектуальное развитие, интеллектуальные способности, математические навыки.

Проблема развития интеллектуального потенциала младшего школьника является наиболее острым вопросом с точки зрения педагогики и образовательной политики государства. Поиск путей повышения интеллектуального уровня школьников подтверждена социологическими данными и результатами международных исследований образовательных достижений учащихся. В настоящее время основа интеллектуального развития у ребенка заключается в том, что если он будет отставать в своем развитии, значит, он не сможет хорошо учиться в школе, а в будущем не реализуется в обществе как полноценная личность. Г. Доман под интеллектом понимает «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания» [2, с. 18]. Соответственно, интеллект нужно рассматривать, как способность школьника адаптироваться к окружающей среде. 

Л. С. Выготский рассматривает интеллект следующим образом: «общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях» [1, с. 10].

Развитие интеллекта идет наряду с развитием познавательных процессов памяти, восприятия, воображения, мышления, речи, внимания. Развитие данных процессов является одной из важных задач обучения детей младшего школьника. В результате многостороннего развития ребенка, т.е. взаимодействия с другими людьми, происходит интеллектуальное развитие. Таким образом, можно сказать, что обучаемость тесно связана с интеллектуальным развитием младшего школьника. Т.П. Лотова отмечает что, обучаемость — это «уровень развития интеллектуальных способностей, благодаря которым ребенок хорошо или плохо учится, быстро или медленно осваивает школьную программу» [3, с. 105].

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, важной педагогической задачей на этапе обучения является формирование у младших школьников умения учиться легко и успешно, при этом результат обучения состоит не только в накоплении знаний, но и в разных способах познания и совершенствование умений и навыков работы. Анализ литературы и практический опыт преподавания в начальной школе показывает, что интеллектуальное развитие учащихся возможно при такой организации работы учителя, которая должна обеспечить преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.

Интеллектуальное развитие можно развивать при помощи специальных заданий на уроке, ведь проведение уроков математики для обучающихся, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Математические навыки являются опорой для изучения смежных наук в дальнейшем. Так же игра - это источник  развития сознания ребёнка, его произвольности поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. В процессе обучения большой интерес для младшего школьного возраста являются дидактические игры на уроках математики. Так же для развития интеллектуальных способностей необходимо заниматься с детьми и во внеурочное время.  Внеклассные мероприятия обязательно должны быть интересны и познавательны для ребенка, соответственно они должны быть на высоком уровне. Для рациональной организации обучения и развития интеллектуальных способностей на уроках математики и на внеклассных занятиях учителю необходимо подобрать комплекс математических заданий. Далее необходимо разработать и специально спланировать работу, в которой учащиеся снова и снова выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Для повышения интеллектуального развития на уроках математики  можно предложить: «подумай», «догадайся», «установи закономерность», «что изменилось», «составь фигуру»,  «расшифруй», «разгадай ребус». Еще более активность у младшего школьника вызывает, игра. На уроках математики можно применять специальные интеллектуальные игры: загадки-задачи, задачи в стихах, шарады, головоломки. Немало важную роль в процессе интеллектуального развития младшего школьника играют дидактические игры. Очень важно, что дидактическая игра развивает память, внимание, мышление (час математического досуга, математический КВН и т.д.). Таким образом, вся эта работа на уроках математики и во внеурочное время стимулирует познавательную активность, способствует формированию научного мышления, содействует формированию научного мировоззрения, соответственно интеллектуально развивает младшего школьника.

Изучение опыта работы учителей начальных классов и анализ опытно-экспериментального исследования по организации работы на основе использования комплекса математических заданий на уроке и во внеурочное время показали, что в экспериментальном классе произошли количественные и качественные изменения в выполнении математических заданий. Возросло количество учащихся, проявившие высокий уровень интеллектуального развития, а в контрольном классе – все осталось на прежнем уровне. 

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека. (Библиотека всемирной психологии)  Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2015. – 1136 с.

2. Доман Г. Как развивать интеллект ребенка – М., 2010. – 106 с.

3. Лотова Т.П. Роль системы развивающегося обучения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников Т.П. Лотова М.: Начальная школа, 2016. – 178 с.

© Рябинина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Актуальность.         Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС)— средство обеспечения планируемого уров...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики...

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии».

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн...