Статья. Игровые технологии на уроках в начальных классах
статья
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._igrovye_tehnologii.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
на уроках в начальных классах
Статью подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Большая Сакма
.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
При поступлении ребенка в школу существуют значительные трудности его адаптации: освоение им новой роли — роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями. Преодолению этих трудностей способствует дидактическая игра.
Оценивая роль дидактической игры, доктор педагогических наук А.В. Запорожец подчеркивал: «...необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Игры на уроках
На уроках в начальных классах я часто использую дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Игры на уроках обучения грамоте
Игры на развитие слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
У кого хороший слух?
Оборудование: предметные картинки.
Педагог показывает картинки и называет изображенные на них предметы. Дети должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук, заданный учителем в начале игры.
Красный — синий
Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока.
Педагог произносит гласный звук, ученики повторяют его, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука дети поднимают синий кружок. За каждую ошибку игроки отдают фант.
Наоборот
Оборудование: мяч.
Вариант 1. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч кому-либо из игроков. Игрок ловит мяч и, называя парный согласный, бросает мяч учителю.
Вариант 2. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает ученику мяч. Ученик ловит мяч и, называя слог парным согласным, возвращает мяч учителю.
Игра оценивается по числу правильных ответов в ряду.
■ Игры на уроках русского языка
Игры на развитие слухового восприятия, навыков слогового анализа и синтеза
Кто в каком домике будет жить?
Игру можно проводить в форме соревнования команд.
Педагог рисует на доске три домика — в них будут жить животные. В первом — те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает команда, предложившая больше других слов — названий животных.
Путаница
Оборудование: наборы слогов.
Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: бары, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.
Игры на закрепление зрительного образа букв и алфавита, развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
Поможем зверям
Оборудование: картинки животных с подписями.
Примерные картинки: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, енот, пантера, еж, носорог, шакал, рысь, хорь, антилопа и др.
Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»
Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названиями животных в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.
Наборщики
Оборудование: комплект букв для каждого ученика.
Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них, и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку).
Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее число очков.
Буквенная эстафета
Класс делится на несколько групп по четыре человека. Для каждой группы учитель называет первую букву слова.
Первый ученик группы записывает букву и дописывает еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.
Выигрывает группа, которая первой правильно написала слово.
Игры на формирование знаний о частях речи и их признаках
Один – много
Оборудование: мяч.
Ведущий (педагог или ребенок) бросает мяч кому-либо из детей и называет один предмет. Ученик, поймавший мяч, должен назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч учителю.
Ученик, давший правильный ответ, получает фишку.
Скажи наоборот
Оборудование: мяч.
Примерный материал: шум – тишина, день – ночь, храбрость – трусость, война – мир, радость – грусть, враг – друг, молодость – старость, доброта – злость, правда – ложь, счастье – горе, находка – потеря, труд – безделье.
Педагог объясняет детям правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад.) Учитель заранее подбирает слова, потому что игра должна идти в быстром темпе. Тот, кто затрудняется подобрать антоним, отдают фант.
Кто внимательнее
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями: Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).
Класс делится на три команды. Все игроки внимательно слушают, какое слово назовет учитель, и, определив род этого слова, поднимают соответствующую карточку.
Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Игры на формирование знаний о составе предложения
Угадай знак
Оборудование: у каждого ученика — по три карточки со знаками: «.», «!» «?».
Педагог говорит предложение. Дети поднимают карточку со знаком, который они поставили бы в конце этого предложения при его записи в тетради. Ученик, поднявший не ту карточку, получает штрафное очко. В конце игры педагог просит поднять руки тех школьников, которые не получили ни одного штрафного очка. Они и будут выигравшими.
Кто последний?
Оборудование: сюжетные картинки.
Педагог показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет все предложение правильно.
Игры на уроках окружающего мира
Мир растений
Где растет?
Оборудование: мяч.
Учитель бросает детям мяч по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет — в саду, в поле, в лесу.
Лесные — садовые
Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков — не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.
По окончании игры определяется победитель — тот, кто ни разу не ошибся в продолжении всей игры.
Мир предметов, созданных человеком и для человека
Найди пару
Оборудование: картинки с изображением предметов, схожих по назначению.
Примерный материал: чайник — кофейник, перчатки — варежки, лампа — люстра, стакан — кружка, тарелка — миска, кофта — рубашка, платок — косынка, шляпа — шапка, стул — табуретка.
В игре принимают участие 4-6 детей, которые получают по равному числу предметных картинок. Начиная игру, кто-нибудь из детей показывает одну из своих картинок и спрашивает: «У кого моя пара?» Ученик, у которого есть соответствующая парная картинка, показывает ее и отдает ходившему игроку. Далее другой игрок показывает свою картинку и спрашивает: «У кого моя пара?» — и т.д. до тех пор, пока все пары не будут найдены.
Выигрыш присуждается игроку, набравшему больше всех парных картинок.
Что сделано руками человека?
Оборудование: предметные картинки на наборном полотне.
Игровое задание выполняют две команды. Первая команда выбирает картинки, на которых изображены предметы, сделанные руками человека, вторая — картинки с изображением предметов, в создании которых человек не участвовал.
Игры на уроках математики
Игры, на развитие аналитико-синтетических умений
Найди лишнее число
Оборудование: карточки с набором чисел. Примерный материал:
а) 1, 2, 4, 5, 7, 8,10,0.
б) 21, 24, 30,16,18, 9.
в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.
При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.
Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт. Рассмотрим примерные карточки: а) ученик должен указать на лишнее число 0, так как оно не относится к числам первого десятка;
б) правильных ответов два: число 9 лишнее, так как оно однозначное, число 16 лишнее, так как оно не делится на 3;
в) ученики должны припомнить позиционную запись числа и установить, что число 721 лишнее, так как не содержит единицы в разряде десятков;
Найди лишний текст
Оборудование: 10-12 текстов, 3-4 из которых не являются задачами.
Примерное задание (материал 1-го класса):
- В классе 3 девочки и несколько мальчиков.
Сколько всего детей в классе? - На дереве сидели 7 галок, 4 улетели.
Сколько птиц осталось на дереве? - В 1-м классе 12 учащихся.
Сколько учащихся в 1-м и во 2-м классах вместе?
4. В двух портфелях 9 учебников, причем в одном из них —5 учебников.
Сколько учебников во втором портфеле?
- Масса арбуза 5 кг, а дыни — на 3 кг меньше.
Какова масса дыни? - Из зоопарка убежали 2 обезьяны.
Сколько зверей осталось в зоопарке, если их было 9?
7. В правой руке три пятирублевых монетки, а в левой —на одну монетку больше.
Сколько монеток в левой руке?
- У Пети 6 синих карандашей, а у Васи столько же красных.
Сколько всего карандашей у мальчиков? - Длина первого отрезка 5 см, длина второго — 4 см, длина третьего — 2 см.
Узнай общую длину четырех отрезков.
Ребятам предлагается прослушать каждый из 9 текстов и выяснить, является ли он задачей. Если ученик считает, что данный текст — задача, то он поднимает руку. Ученик, который ошибся, встает рядом со своей партой. Выигрывает та команда (ряд), где осталось сидящими большее число ребят.
Игры при изучении натуральных чисел
Игра в мяч
Оборудование: мяч.
Учитель бросает мяч ученику и говорит примеры: «Найди сумму чисел 5 и 2»; «Уменьши 7 на 3» и т.д. Ученик, поймавший мяч, отвечает и возвращает его учителю.
Поймай рыбку
Оборудование: на доске Таблица с изображением аквариума с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7+8; 9+6; 9+7; 16-8; 13-6; 9+3; 14-6; 15-7; 18-9; 8+5.
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с ответами на доске. Тот ученик у доски, который решил больше всех выражений, поймал больше рыбок. Этот ученик считается лучшим рыбаком.
Самый быстрый почтальон
Оборудование: карточки-конверты, на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание.
Учитель раздает пяти ученикам-почтальонам по одинаковому числу карточек-писем. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10. Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, т.е. найти значение выражения, и разнести письма в соответствующие дома, отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы выражений, записанных на конвертах.
Кто быстро и правильно разнесет карточки-конверты по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Дидактические игры, используемые на уроках, формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает во время урока.
Литература
- Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. — М.: АРКТИ, 2012. — 60 с. (Школьное образование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ
В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр....
Статья " Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе"
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе....
Статья:« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»
Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она- часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает бу...
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...
Статья"Игровые технологии на уроках в начальной школе"
Игровые технологии на уроках русского языка...
Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"
Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....