Познавательные УУД
статья (1 класс)
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_uud.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно - графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие:
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира | различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции | сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
Постановка решение проблем.
Работа по ФГОСАм предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа. Уроки должны выстраиваться по модели проблемно – диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:
1. Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.
2. Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.
3. Научиться сознательно формулировать проблемы.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. Проблема - это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.
1.Корректурная проба.
Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.
Пример. Вычеркните буквы А, М.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР
2.Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА
3.Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
4.Игра Разведчики. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос.
Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.
5.Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
- чтение за диктором ( нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
- игра Прятки.
Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
Примерные задания для формирования познавательных УУД по чтению.
1. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
2. По началу произведения определи его жанр.
3.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст
4. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1. ''Аленький цветочек'' а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. ''Снежная королева'' б) Дал слово – крепись.
- ''Три толстяка'' в) Друг познается в беде.
5. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ?
а) глядел из печки огонек
б) лес точно терем расписной
в) буре плач его подобен
г) белоснежная лебедушка
д) уж небо осенью дышало
е) седые моря
6.Игра «Дежурная буква».
Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:
А) Фамилия писателя.
Б) Герой любого рассказа.
В) Название любого произведения.
7. Игра «Литературные мнеия».
Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.
8.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?
Мочалка, семихвостая плеть, блюдце, воздушные шарики, перчатки.
Примерные виды заданий по русскому языку для формирования познавательных УУД.
1. Подберите синонимы к данным именам существительным.
2.Поставьте правильно ударение в словах.
3.Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
4.В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.
5.Хитрые вопросы - шутки.
Как большой дом превратить в маленький?
6.Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
7. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре буквы?
Какого рода это слово? К какому склонению оно относится ?
8. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.
9.К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
Душистая Спелая
Зимний Широкая
Русский Тёпло
Вкусное Новое
10.Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.
1) ____________ матери лучше ____________ греет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок познавательного чтения 1-2 класс
Очень интересный и познавательный урок чтения. Один из моих любимых уроков....
Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».
Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.
В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Работа по самообразованию....
"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".
Мотивы являются психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация. Что нужно сдел...
"Познавательная активность и познавательный интерес младших школьников с ОВЗ"
Статья на теме "Познавательная активность"...