Статья "Проблемное обучение"
статья (3 класс)
Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.
Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения – научить детей самостоятельно получать знания и применять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение в начальной школе
Данилова Елена Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 144 г. Санкт-Петербурга
Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.
Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения – научить детей самостоятельно получать знания и применять их.
В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учеников. Учитель создает проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся направленной на усвоение новых знаний. В результате у учеников вырабатывается навык самостоятельно думать и действовать, развивается внимание, творческое воображение, повышается мотивация к обучению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не отступает перед проблемами, а стремится их разрешить.
Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь основной задачей начальных классов является формирование умений и навыков и на это уходит много времени. Я считаю, что проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний.
На уроке постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, это мотивирует учеников к усвоению нового.
Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Во время поиска решения задействованы: речь, внимание, память, мышление. Проблемный диалог позволяет ученику почувствовать радость самостоятельного открытия знания, позволяет не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.
Проблемный урок строю по следующей структуре:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний:
- повторение понятий и алгоритмов, необходимых
для «открытия» нового знания;
- подводящий диалог;
3. Постановка учебной проблемы:
- определение, где возникла проблема;
- определение необходимости нового знания;
4. «Открытие» учащимися нового знания:
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление:
- оформление новых алгоритмов;
- фиксирование новых знаний.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы (по образцу).
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия.
Примеры проблемных ситуаций на уроке математики:
1. Практическое задание не выполнимое на данном этапе.
Тема: « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».
14 + 23= 52 + 16= 36 + 18=
Побуждающий диалог:
-Ребята, вы могли выполнить задание?
- Какие примеры не решили?
- Почему возникло затруднение?
- Значит, какие примеры будем решать?
2. Столкновение противоречивых мнений и фактов.
Тема: «Порядок действий в выражениях».
9 – 3 + 2 = ?
9 – 3 + 2 = 4
9 – 3 + 2 = 8
3. Проблемная ситуация на уроке окружающего мира.
Тема: « Отечественная война 1812 года».
- За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?
- Найдите в тексте темы 12 информацию о том, в каких военный действиях принимала Россия в начале 17 века.
- Занесите данные в колонки таблицы.
Время события. | При каком правителе. | С кем была война. | С какой целью Россия вступила в войну. | Какая часть населения принимала участие. | Чем закончилась война. |
В начале ХV11 века | |||||
В начале ХV111 века | |||||
В начале Х1Х века (1812) |
Для справок:
1. Польша, Швеция, Швеция, Франция, армии других стран
2. Междуцарствие Пётр Первый Александр Первый
3. Защита государства от завоевателей. За выход к Балтийскому морю.
4. Ополчение (народ). Армия и флот. Армия, ополчение, партизаны.
5.Изгнание захватчиков. Выход России к морю.
Ученики, анализируя результаты своей работы, сопоставляя данные таблицы, находят ответ на вопрос, который возник в начале урока.
Плюсы проблемного обучения:
- новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических задач;
- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, уровень их активности и самостоятельности повышается;
- повышенная активность способствует развитию познавательных мотивации и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
- учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в первом классе - обучение на опережение
Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...