коррекция почерка у детей
статья (1 класс)

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

как и над чем работать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_pocherka_u_detey.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Коррекция почерка у детей, причины плохого почерка

                                                    Учитель ГБОУ СОШ №585 Таланова-Шелейко Ю.Г.

Коррекция почерка у детей, причины плохого почерка

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей. От того на сколько хорошо ребенок овладеет этим навыком будет во многом зависеть успешность обучения в школе.

С чего начинается почерк

По мнению ученых психологов, физиологов, формирование и развитие письменных навыков начинается в раннем детстве. Их закладка относится к моменту, когда малыш берет в руки карандаш, фломастер и начинает черкать на листе бумаги незатейливые линии, круги, черточки, точки, проще говоря, каракули. Он только учится контролировать движение своей руки. В этом возрасте малыш очень часто вылезает за границы листа, а то и вовсе начинает рисовать на столе, обоях и других предметах. Можно сказать, что его руки работают дальше, чем его голова. Только с подсказками взрослых ребенок начинает понимать, что движения рук во время рисования должны быть не спонтанными, а продуманными, плавными.

Лепка, складывание мозаики и пазлов, пальчиковые игры развивают моторику рук, которая отвечает за правильность, последовательность движений. Психологи придают этому факту большое значение. Они говорят о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с формированием устной и письменной речи.

Графические умения являются хорошим подспорьем, фундаментом письма. До 5-6 лет дети совершенствуют навыки в рисовании. После осознания того, что изобразить можно не только какой-то определенный предмет, но и слова, ребенок начинает рисовать образы букв. Происходит это в возрасте 6-7 лет. Умственное восприятие информации и языковые способности достигают зрелости. Этот период совпадает, случайно или нет, с моментом перехода ребенка в школу, где письму обучают организованно. В начальных классах рождается почерк.

У ребенка плохой почерк

Многие мамы жалуются на плохой почерк своих детей, обвиняют школьных педагогов в плохом обучении или просто не могут понять истинных причин такого явления. Для начала следует разобраться, а что же принято считать плохим почерком.

  1. Некоторые совершенно разные буквы пишутся одинаково, что вводит в заблуждение читающего. Непонятно какую букву он имел в виду. Наиболее часто встречаются примеры похожего написания букв а-я, ж-ш, ц-у, н-п,к-н.
  2. Неправильно соединены буквы, слова пишутся с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит некрасиво, его сложно читать.
  3. Слова находятся не на строке, а под или над нею, «гуляют» в произвольном направлении. Иногда можно наблюдать, когда строчки письма «уплывают» вверх или вниз.
  4. Буквы в слове сильно отличаются по величине.
  5. Наклон превышает 50 градусов, буквы лежат на строке, при этом слова становятся широкими, расплывчатыми, непонятными.

Если в письменной речи наблюдаются такие признаки, то можно говорить о том, что почерк подлежит корректированию.

Причины плохого почерка

Исправить почерк можно и нужно. Чем раньше начать его корректировать, тем легче и быстрее пройдет этот процесс, шансов на успех больше. В юном возрасте любая информация усваивается лучше, сохраняется надолго. Но надо отметить, что плохой почерк указывает на наличие каких-то проблем физиологического, эмоционального и психологического характера. Важно вскрыть истинные причины формирования корявого, нечитабельного письма.

  1. Недостаточно развита моторика рук. Ребенку тяжело писать, кисть и пальцы сильно устают, немеют. Также сложной задачей является вырезание различных фигур ножницами, рисование, раскрашивание карандашами, лепка из пластилина, завязывание шнурков.
  2. Наследственность. Очень часто почерк ребенка похож на стиль письма одного из его родителей. Корректировка даст результаты только при сильном желании, стремлении, терпении.
  3. Пространственное восприятие сформировано плохо. Ребенок путает верх и низ, право и лево.
  4. Плохое самочувствие, усталость, недавно перенесенное заболевание. Изменение почерка по этой причине временно. Все нормализуется, как только ребенок наберется жизненных сил, энергии.
  5. Обстановка внутри семьи. Если на ребенка оказывается сильное давление, часто возникают конфликты с родителями или, он воспитывается в неполной семье, то это сказывается на душевном, эмоциональном состоянии. Все жизненные проблемы влияют на почерк, по которому, кстати, графологи могут определить психологическое состояние и индивидуальные особенности личности.

Почерк может свидетельствовать и о некоторых нарушениях психики и головного мозга. Стоит беспокоиться, если:

- буквы очень мелкие, похожи на бисер, а строчки жмутся друг к другу (как правило, это говорит о подавленности и депрессии);

- очень сильный наклон вправо или влево, усиливающийся к концу строчки - буквы прямо заваливаются за строчку;

- буквы угловатые, заостренные, все разной величины, а нажим такой сильный, что вот-вот прорвет бумагу (часто такие дети имеют органические нарушения головного мозга).

Если почерк вашего ребенка "странный” или содержит указанные признаки, обязательно обратитесь к невропатологу.

Основные правила красивого письма

В первую очередь следует разобраться с причинами плохого почерка. Но не нужно забывать о простых, но значимых моментах, которые часто не соблюдаются ребятами. Если все делать правильно, то почерк заметно улучшится.

  1. На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
  2. Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши, фломастеры для рисования. Чтобы правильно держать пишущий предмет надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буква и слова неровными. Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм.
  3. Правильная посадка. Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуться к столу настолько, чтобы впереди оставалось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90%, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена. Если ребенок полностью прислоняется к спинке стула, то локти его должны чуть-чуть выходить за край стола и быть на расстоянии 10-15 см от тела. Такое положение считается идеальным.
  4. Регулярные тренировки. Соблюдая три предыдущих условия можно приступать к письму. Чем больше будет практических занятий, тем увереннее, красивее станет почерк.

Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе [Текст] / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 1998. - №8

 2. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №4.

3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Л, 2002.

 4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский, Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев. – М.: Педагогика, 1989.

5.Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] / М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6.Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. – 2005. №3

7..Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму [Текст] / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5.

8.Гурьянов Е.В. Психология обучения письму [Текст] / Е.В. Гурьянов. – М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....

КОРРЕКЦИЯ ПОЧЕРКА У ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нес...

Нейропсихологический подход к коррекции почерка.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» пись...

Экспресс-диагностика почерка у детей

Проверяем мелкую моторику у детей...

Занятия по формированию почерка у детей младшего школьного возраста

В статье раскрываются сновные аспекты по работе с почерком у детей младшего школьного возраста...