Методические рекомендации по ведению портфолио для начальных классов
методическая разработка (4 класс)

Архинчеева Дарима

Портфолио –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ведение портфолио ученика начальных классов

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

Цели и задачи портфолио

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании.. Основной целью его является обучение учащихся самоорганизации своей деятельности, формирование рефлексивных умений, умение осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда  важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Функции портфолио:

оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

целеполагания – поддерживает учебные цели;

мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

потребность в активной познавательной деятельности.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

С чего же начать работу над портфолио?

1 шаг. Начать с мотивации

«Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше».

Далее познакомить  со структурой портфолио.

Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.

2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и  структуру портфолио.

3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио. Проверка – 2 раза в год.

4 шаг. Обговорить и критерии оценивания :

- грамотность;

- эстетическое оформление;

- наличие шкалы достижения цели;

- содержательность;

- соответствие материалов портфолио цели;

- творческий подход;

- наличие системы оценивания.

 5 шаг. Создать систему оценивания и  определить  объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»);  следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.

Содержание и оформление Портфолио ученика начальных классов.

Перечислить по слайду основные разделы.

Форма оценки и критерии оценки

ФГОС НОО предусматривает требования к результатам, которые включают предметные, метапредметные и личностные.

На примере одного Портфолио расскажу ка я оцениваю личностные, метапредметные и предметные результаты.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.

Классический портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс),  контактную информацию и фото ученика.

Цель раздела «Мой мир» – представить автора портфолио любым доступным способом. Это может быть фото, анкета, характеристика и т.п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:

«Моё имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья»; здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Моя школа» – рассказ о школе, одноклассниках и  педагогах.

«Мир мох увлечений»; небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Методики определения личностных результатов

«Это я» - раскрась фигуры, где написано о тебе

«Букет первоклассника» красным цветом раскрась те листочки, что ты умеешь делать очень хорошо, желтым ещё не всё получается.

Личностный рост

Оценить по 5-балльной системе. Нарисуй звёздочку напротив той оценки, что ты себе ставишь. Соедини звёздочки и получи своё созвездие успеха.

Учёба

Активность – участие в школьных мероприятиях

Достижения – результат активной деятельности (грамоты, дипломы)

Отношение к окружающим - забота о людях, которые рядом с тобой

Поступки – добрые дела для других, помощь родителям, учителю, детям.

Раздел «Моя учёба» – ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, своими суждениями, анализами собственных ошибок.

Предметные результаты:

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Обязательная часть (пополняется учителем): Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

- Стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

- Таблицы предметных результатов из Дневников  с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

- Итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы),  результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

Отслеживание метапредметных результатов.

Метапредметные результаты.

Очень важным в своей работе считаю правильно организовать мониторинг формирования УУД.

Способы оценки результатов мониторинга позволяют   сделать  выводы как относительно отдельного учащегося, (позволяют судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату начальной школы), так и относительно групп учащихся.

Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.

Каждый материал ученика сопровождает «Лист самооценки»

Раздел «Моё творчество» – в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Раздел «Мои впечатления»
         Учащиеся записывают свои впечатления об увиденном ими музыкальных, художественных, жанров и другие.

Раздел «Отзывы и пожелания» – в этом разделе размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации.

Критерии оценки достижений обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Оценивать материалы Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2-го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

Титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба»

- разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов:

1 балл за каждую грамоту школьного уровня;

2 балла – городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося педагогом ведётся «методом сложения» на основании «листов индивидуальных достижений», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется комплексная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений». Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение школьного психолога, представителя школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика. Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».

Комплексная накопленная оценка достижений ученика_____________.

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? 

2. Каковы метапредметные результаты? 

3. Каковы предметные результаты? 

Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика. https://urok.1sept.ru/articles/668085 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая помощь для создания портфолио учителя начальных классов

Данное портфолио можно использовать на бумажном и электронном носителе...

Методические рекомендации по ведению классных журналов в начальной школе

Методические    рекомендации по ведению классных   журналов в начальной школе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6625290","attributes":{"alt":"",...

Выступление на методическом объединении "Работа с портфолио ученика начальных классов"(из опыта работы)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но чаще всего эту работу делает классный руководитель...

Методические рекомендации по организации деятельности учащихся начальных классов в кружке "Геометрия вокруг нас"

Представленные методические рекомендации помогут в организации кружковой работы, направленной на реализацию программы внеурочной  деятельности  младших школьников  по научно-познаватель...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....

Рекомендации для родителей по ведению портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика начальной школы включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу  начального общего образования  и является обязательным ...

Методические рекомендации Подвижные игры для детей начальных классов

При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям о...