«УМК Русская классическая школка в рамках ФГОС НОО»
рабочая программа
Статья об УМК "Русская классическая школа" . Содержание, принципы, формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_klassicheskaya_shkola_doklad.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественное движение за восстановление качественного обучения на базе классических методик и учебников зародилось в начале 2000-х годов. Инициаторами выступила группа учителей, методистов и родителей Екатеринбурга (они искали способы дать своим детям качественное образование). И уже 10 лет, как существуют в России школы, которые работают в русле традиции. Таких школ более 30 в разных городах страны. Система обучения, разработанная в Екатеринбурге и построенная на принципах классической методики, получила название “Русская классическая школа” (кратко – РКШ). Мы называем ее образовательной системой будущего, проверенной прошлым.
В Русской классической школе Татьяны Алтушкиной преподавание идет фактически по тем, советским, учебникам, адаптированным, конечно, к новому времени. В них даже бумага другая – не ядовито-белая, как в нынешних пособиях, а желтоватая, «под старину», значительно более полезная для глаз. Учебники выглядят дорого и презентабельно, словно всем своим видом внушают уважение к процессу познания. Как это и должно быть. Их приятно брать в руки. Но главное, что в их основе — педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которой ребенок того или иного возраста и специфика его восприятия информации. Это целая педагогическая система с миллионом мельчайших, но важных нюансов для учителя и набором профессиональных инструментов. Это уже изобретенный велосипед. Ничего другого придумывать не надо. В этой методике все уже есть, все логично отстроено, одно вытекает из другого. Сложность нарастает незаметно. Еще то, что вчера ребенок не мог сделать, сегодня для него — «легкотня». И для выполнения домашних заданий ему не нужно ждать с работы родителей. Он может и рад учиться самостоятельно. А это и есть самая правильная мотивация в обучении.
«По Ушинскому» успешно учились в России до революции и позже, в советский период. Содержание преподавания может сколько угодно совершенствоваться и дополняться в зависимости от исторического контекста, как это и делалось, но работающие на все сто методы преподавания необходимо сохранять и передавать от поколения к поколению как бесценное наследство.
Правда, теперь для начала их требуется вывести «из подполья», официально восстановить и распространить на государственном уровне. Это та самая традиционная методика, которая хороша для всех. В ней обобщён лучший педагогический опыт отечественных школ. Она любому ребенку даст приличный уровень знаний. И значит – со временем повысится качество жизни всего народа. Фактически мы говорим о будущем России.
Лучшими образцами отечественных учебников и методик для программы РКШ в начальной школе стали учебные книги Д.К. Ушинского (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), учебники арифметики А.С. Пчёлко , Г.Б. Поляка, и А.П. Киселева.
Особенность методики РКШ: Содержание этих учебных книг и классическая отечественная методика преподавания от простого к сложному наиболее всего соответствуют природе восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это делает обучение доступным и радостным для ребёнка, укрепляет его уверенность в собственных силах (родителям не нужно за него делать непонятные домашние задания – он их делает сам полностью и осознанно). Содержание текстов для литературного чтения закладывает основы подлинного патриотизма, так как укореняет сознание ребенка в отечественной культуре в самый нежный и восприимчивый к добру возраст – возраст младшего школьника. Используемые нами учебные книги К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия» формируют в сознании детей истинное и объемное представление о мире через единство рационально-логического и эмоционально-образного способа освоения учебного материала.
Концептуально разработан и подобран материал уникального авторского курса Горячевой И.А. по подготовке к школе, а также по русскому языку и литературе. Особенность этого курса — не схоластическая обработка разрозненных тем и правил, а возобновление утерянной после Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского классической традиции наблюдения над языковыми явлениями, формирование в сознании ребёнка закономерностей, логики устроения русского языка и ощущения его красоты.
Как известно, механическое чтение, ориентированное на скорость, отбивает у детей интерес к прочитанному. Ученики не воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие мотивации к чтению тормозит формирование желательной скорости. Мы же отдаём предпочтение не скорости, а качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом.
Процесс обучения включает в себя также каллиграфическое рисование, выполнение орнаментов и письмо на поверхности с графической сеткой, что позволяет не только научить детей красиво и аккуратно писать, но и развивает художественный вкус.
В основе обучения письму по программе РКШ лежат методики, по которым занимались наши бабушки и дедушки. Наши дети пишут чернилами пером №11. Много времени уделяем урокам по каллиграфии и чистописанию. Рукописное письмо – это не просто средство коммуникации. Так же как искусство красивого письма — не просто эстетическая ценность. Занятия по начертанию линий и написанию букв способствуют развитию мыслительных процессов ребёнка и их последующему воплощению в речи.
Обучение письму начинается с работы на графических, расчерченных «в ячейку» дощечках, где линии повторяют разлиновку будущих тетрадей. «Ячейки» задают пропорции, наклон, служат ориентиром для ещё несформировавшегося глазомера и неокрепшей детской руки.
Отдельный вид работы – с поверхностью «в клетку», где дети изображают узоры, орнаменты, наблюдают закономерности повторения деталей, что способствует развитию логики, мышления, создает представление о мерности пространства, включая дочисловой период. Благодаря этой методике, дети осмысленно читают, красиво и грамотно пишут, овладевают устным счётом. Благодаря программе РКШ у ребёнка развиваются такие положительные качества как внимательность, старательность, усердие, ответственность, чувство прекрасного, уважительное отношение к старшим, желание учиться, познавать и любить мир.
О МЕТОДИКЕ В ЦЕЛОМ
На начальной стадии обучения (1-4 классы) преподавание предметов литературное чтение, русский язык, окружающий мир ведётся по классическим учебным книгам К. Д. Ушинского – «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия», а математика ведется на основе советских учебников Арифметики авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка. Они были переработаны, адаптированы к современным реалиям и переизданы.
Длительный уже опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объёмное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре и, тем самым, закладывает эмоциональные основы патриотизма. Простой и образный язык понятен детям и соответствует природе детского восприятия, что делает обучение доступным и радостным для ребёнка, укрепляет его уверенность в собственных силах. Родителям не нужно за него делать непонятные, причудливые, если не сказать извращенные домашние задания, которыми полны современные учебники, – он их делает сам полностью осознанно. Художественные тексты книг К. Д. Ушинского закладывают семена добра в чуткие детские души в самый нежный и восприимчивый к добру возраст – возраст младшего школьника. Эффективность работы с использованием этого комплекта проверена и доказана практикой многих школ России.
Дети, которые с первого класса учатся по РКШ, очень отличаются от детей, приходящих из обычной школы после “началки” (не только по уровню предметных знаний, что предсказуемо и понятно, но и по поставленным учебным навыкам, что мы к нашей радости обнаружили опытным путем и убеждаемся в этом раз за разом): наши дети привычно и без напряжения (!) держат внимание весь урок (дети из обычной школы регулярно выпадают – этот защитный психологический механизм запускается и закрепляется в начальной школе от вынужденности все время выполнять непонятные и часто беспредметно-бессмысленные абсурдные задания); наши дети имеют крепкий навык понимать всё происходящее на уроке (детям из обычной школы по тем же причинам привычно и комфортно скольжение по поверхности информации без понимания сути); в случае каких-то затруднений наши дети хорошо осознают (рефлексируют) то, что они что-то НЕ понимают, и им внутренне от этого дискомфортно, они испытывают психологическую потребность понять (у детей из обычной школы непонимание не вызывает некомфорта, это привычное состояние, ибо атрофирована познавательная мотивация).
Наконец, следует сказать ещё об одном элементе учебного процесса, возвращённом в обучение системой РКШ – о повторении. Это один из краеугольных принципов русской советской школы, без которого невозможно достичь глубоких и прочных знаний. Повторение систематическое: в начале и в конце учебного года, в конце каждой темы, на отдельных уроках, перед экзаменами, которые были в советской школе ежегодно. Повторение – это не просто повторение, а всегда углубление понимания материала, изученного ранее, установление новых связей, закрепление в памяти.
Это лучшие образцы отечественных учебников для начальной школы. Пособия проверены временем, выстраивают наиболее целостный, системный фундамент для последующего обучения в средней и старшей школе. Задают ребенку высокую познавательную мотивацию.
В учебниках и пособиях РКШ заложены все методические принципы русской школы:
- принцип сознательного усвоения знаний,
- принцип системности (знания и навыки, сообщаемые учащимся располагаются в определенной системе и строгой последовательности),
принцип предметного обучения, постепенности (переход от одной темы лишь тогда, когда хорошо усвоена предыдущая), - принцип достаточного учебного времени,
- принцип учета возрастных особенностей детей,
- принцип систематического повторения и закрепление пройденного,
- принцип систематической самостоятельной (в частности, домашней) работы учащегося с учебником,
- принцип стабильной организации всего учебного процесса.
Все эти принципы взаимосвязаны. Все они направлены на сознательное восприятие знаний учащимися, глубокое их понимание и прочное усвоение.
Ребенок развивается всесторонне. Ушинский писал: «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания».
Длительный опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объемное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре.
Благодаря программе в детях развиваются все виды памяти, внимание, собранность, прививается желание учиться. Появляется стремление познавать и любить мир.
А также, что немаловажно, в учащихся развиваются такие качества как честность, добросовестность, аккуратность, настойчивость в достижении положительных результатов, терпение, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к старшим. Обучаясь по этой программе, ребенок испытывает радость и у него появляется уверенность в собственных силах…
Таким образом, единственной, на наш взгляд, возможностью вернуть нашим детям радость и успешность их главного дела — учебного труда является возврат к бесценному наследию наших гениальных предков.
Мы являемся обладателями сокровища, нашего национального достояния — русского классического содержания образования и русской классической методики. Это вершина педагогической деятельности лучших представителей отечественной педагогики.
Итак, природосообразная методика, предметное обучение, единые классические учебники, регулярная самостоятельная работа учащихся с книгой, систематическое повторение и закрепление пройденного – вот важнейшие элементы классической педагогической культуры.
ДОШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
У четырёхлеток знакомство с буквами происходит в процессе сюжетных игр и активной рукотворной деятельности: конструирования, рисования, аппликации.
Начиная с 5 лет, дети переходят к этапу первоначального обучения чтению и формирования навыков, необходимых для овладения письмом. Программа ставит задачи научить детей осознанно, в соответствии с литературными нормами, читать, подготовить к письму, развить все виды памяти, внимание, собранность, привить желание учиться и познавать.
Особенностью предлагаемой методики обучения грамоте, как для 5-ти, так и для 6-ти леток, является активное развитие фонематического слуха детей, позволяющее гармонизировать деятельность слуховых и речедвигательных анализаторов головного мозга, помочь детям воспринять звуковую сторону языка, осознать смыслоразличительную функцию звуков.
Данная методика предлагает в течение длительного времени обучать чтению слов по буквам, чтобы дети прочно освоили позиционный принцип русской графики.
Главное требование в итоге - чтение целыми словами, соответствующее орфоэпическим нормам, позволяющее полноценно воспринять смысл прочитанного и ощутить красоту русского языка.
Важное требование программы – обучение неспешному осмысленному чтению. Механическое чтение отбивает у детей интерес к прочитанному, ученики не воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие мотивации к чтению тормозит формирование необходимой скорости. Получается замкнутый круг.
Мы отдаём предпочтение качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом. Для этого мы с ребятами много беседуем о смысле прочитанного.
Графическое восприятие изученных букв закрепляется при письме. Дети работают в «Тетради для каллиграфического рисования»: обводят и раскрашивают рисунки. И если в начале года малыши делают это очень медленно, с трудом справляясь с поставленной задачей, то уже через два-три месяца они выполняют задание с удовольствием, и качество их работ неуклонно улучшается. Буква пишется без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем.
При письме ребёнок поначалу стремится воссоздать эталон, но постепенно привносит в образ буквы и свою индивидуальность. Красота и гармония сохраняются, и при этом буквы приобретают своеобразие - в почерке выражается личность, в которой развиваются такие положительные качества, как внимательность, старательность, усердие, чувство прекрасного.
Немаловажно, что во время занятий эта методика, позволяет органично и планомерно осуществить умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы.
О ЧТЕНИИ.
Константин Ушинский говорил, что у образования широчайший фундамент — это начальная школа, и маленькая вершина — это высшее образование, где педагогу достаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь его излагать. В начальной же школе важна каждая деталь: важно четкое понимание природы мышления ребенка, природы его восприятия, нужны искусные методические и дидактические приемы, которые переведут научные закономерности на доступного ребенка на его уровне развития образ и язык.
Это и было мастерски наработано нашей дореволюционной отечественной школой, советская школа в период своего расцвета пользовалась этим опытом, лишь изменив идеологическую направленность.
Так, предназначение предметов «Чтение» и «Русский язык» – быть для детей проводниками в мир Родного Слова, развивать у них дар осознанного владения речью, её неисчерпаемыми сокровищами и способствовать усвоению ребёнком логики и грамматических законов родного языка. Обучение чтению и письму по программе «Русская классическая школа» представляет собой целостную филологическую систему «погружения» в родной язык, позволяющую установить в детском сознании единство языка, грамотной речи и литературы.
В программе «Русская классическая школа» предпочтение отдаётся качеству: ребенок учится воспринимать образы, стоящие за словами, сочетать их в развёрнутые картины-истории. Настоящим откровением для детей становятся беседы о происхождении слов, о многозначности, переносных значениях. Освоение всех этих аспектов работы со словом в конечном итоге делает для ребёнка чтение радостным, желанным, увлекательным процессом.
В адаптированном учебнике для чтения «Детский мир» К. Д. Ушинского подобран такой исторический и художественный материал, который обращен не только к уму, но и к сердцу ребёнка, вызывает в нём интерес к судьбе Отечества, сопереживание его истории, воспитывает любовь к своему народу. Всё это – необходимый фундамент, на котором только и возможно формирование личности, ответственной за судьбу страны.
На мой взгляд, классическая методика обучения реально способствует воспитанию самостоятельности и трудолюбия у ребенка. Хочется отметить тот факт, что все дети во время занятий полностью вовлечены в процесс изучаемой темы.
И.А. Горячевой, методистом «РКШ», концептуально разработан и подобран материал уникального авторского курса для подготовки к школе, начальной школы, также разрабатывается учебный курс для средней и старшей школы по русскому языку и литературе. Особенность этого курса — не схоластическая обработка разрозненных тем и правил, а возобновление утерянной после Ф. И. Буслаева и К.Д. Ушинского классической традиции наблюдения над языковыми явлениями и формирование в сознании ребёнка закономерностей, логики устроения родного языка.
О МАТЕМАТИКЕ
По математике используются учебники арифметики А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка, по которым наша школа успешно учила детей до реформы 1970-х годов (реформа-70) – с 1954 г. по 1969 г. И именно этот период, как мы знаем из работ исследователя уровня математического образования в 20 – 21 веке Костенко И. П., дал нашей стране самый высокий уровень знаний выпускников школы. Учебники адаптированы к современным реалиям и переизданы.
Вместо того, чтобы учить детей «к одному прибавлять один», детей в современной школе учат с первых уроков, еще до знакомства с цифрами таким понятиям, как «сравнение групп предметов, сумма (выражение) и сумма (результат), разность (выражение) и разность (результат)». А для связи с реальностью предлагают в учебнике (он же тетрадь) решить примеры : С О Н = или ≠ Н О С, ЛАПТА – ЛАПА = ?, знакомят с формулой Т + К = К + Т. Это сентябрь первого класса.
Обучение же детей в соответствии с методикой, разработанной Пчелко А. С. предполагает только последовательное, основательное, ясное усвоение изучаемого, ведь высокие задачи часто достигаются простыми средствами, простыми методами, доступными и понятными не только ребенку, но и учителю прежде всего. Обязательно стоят вместе образовательно-воспитательные и практические цели и задачи. Дается ряд элементарных практических понятий: о числе, о дробях, о составе чисел, об арифметических действиях, о задаче и способах ее решения, о мерах и измерениях.
Детей учитель учит устным и письменным вычислениям, умению решать задачи, производить измерения. И все обучение обязательно строится в связи с опытом, который уже есть у ребенка. Постоянно идет отсылка к понятным и знакомым ребенку предметам, вещам, явлениям. Например, зачем считать абстрактные плоские нарисованные в учебнике фигуры, если есть пальцы, ручки, карандаши, счетные палочки, деревянные или вырезанные из бумаги кружки, одноклассники, парты, стулья и окна? Их надо сначала подсчитать, они вот, рядом, их можно потрогать, переставить или пересадить. Машу и Веру можно поменять местами за их партой, но от этого не изменится количество девочек, их будет так же две (2). А две девочки обозначаются цифрой 2 и два мальчика обозначаются цифрой 2, и не важно, мальчики это, девочки или маленькие ручки, если число их равно двум, то и цифрой они будут обозначены одной – 2. А учеников в классе много, но учитель один (1). Так дети естественно знакомятся с такими понятиями, как один и много, глазками видят, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» и т.д. И только потом, эти явления, такие знакомы и уже понятные облекутся в отвлеченные термины «сумма», «слагаемое» и т.д. И тоже в начальной школе, и тоже в рамках нашей программы и нашего учебника. Но не в 1м классе, не в сентябре, не в тот момент, когда очень хочется сбежать из еще неродной школы к маме, а пятно на такой «взрослой» форме намного важнее и трагичнее, чем вся математика вместе взятая.
Вот так, просто, понятно, естественно, не торопясь, основательно, фундаментально закладываются основные арифметические знания, развивается логическое мышление –определенное, последовательное, доказательное. Усвоили – двигаемся дальше, усложняем, но регулярно возвращаемся к уже усвоенным, уже положенным на свою полочку знаниям и связываем их с новыми знаниями, полученными на следующем уроке, в следующем классе. И вся подача материала идет спокойно и размеренно, систематично, в строгой системе и в соответствии с тем, как психически и физиологически развивается ребенок. Всегда чуть сложно что-то, что-то новое, чтобы было интересно, но при этом обязательно проверили и уже изученное, чтобы не оставить пробелов незнания, пустот, в которые провалится ученик потом, может быть в 5, 10 классе, а может быть и уже в институте. А в преодолении сложности воспитывается воля, а нравственная основа материала воспитывает чувства, повышается выносливость, без срывов и надрывов идет развитие ребенка.
Около половины учебных часов занимает решение задач. Это простые и составные (сложные) задачи, от класса к классу идет усложнение задач. В обучении решению задач используется генетический ряд, когда одно понятие постепенно рождается из другого, сначала идут общие способы решения задач, а потом особые. Очень важно то, чтобы решить задачу, нужно уметь мыслить логично.
Через решение задач у ребенка вырабатывается умение мыслить связно, последовательно, воспитывается привычка доказывать и обосновывать правильность своих суждений, развивается способность расчленять сложную проблему на ее составные элементы и решать ее по частям, добиваясь решения таким путем в целом. А также умение подмечать отдельные факты и отношения, сравнивать и сопоставлять их между собой, далее подмечать признаки сходства и различия, выделять постоянные признаки и отбрасывать случайные, объединять постоянные и существенные из них в одно общее понятие.Так и формируется понятийное мышление.
И самое важное. В процессе обобщения и абстрагирования – в начальной школе - закладываются основы отвлеченного, абстрактного мышления. Учащиеся приучаются к точному употреблению терминологии, к правильной формулировке правил и определений. При решении задач учатся выражать свои суждения в краткой, ясной и точной речи, учатся четко ставить вопросы, что имеет большое познавательное и практическое значение. При этом, решение задач – это ярко выраженная творческая работа, развивающая самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также и воображение. Ведь, читая условие задачи, ребенок представляет данную ситуацию, факты, процессы, их связи и взаимодействие. При решении задач вместе действуют мышление и воображение, ребенок учится выделять сущность, простраивать план действий в уме.
Чтобы задача для ребенка была посильной и ребенок мог сфокусироваться на обучении арифметике, материал для задач выбирается знакомый ученику, максимально однозначный, чтобы не отвлекать ребенка от прочного познания одного незнакомого явления. Простой и понятный, так сказать, родной. Например, задачи связанные с монетами, с покупками. Ребенок понимает о чем речь, ситуация покупки не требует от него отдельного осмысления. Уже сто раз по дороге из детского сада Петя заходил с мамой в магазин и покупал хлеб. Монетки лежат дома, может быть ребенок уже сам покупал в автомате жвачку за 5 рублей, а может быть газировку за 15. Такая привязка к практике ребенка позволяет все его «ресурсы понимания» бросить на освоение арифметических знаний и способствует прочному их усвоению. Также этот принцип важен и при изучении других понятий.
Например, развитие пространственных представлений, что является наглядной геометрией идет в обязательной связи с практическими навыками в области измерения. Проще говоря, взяли линейку и померили, кто выше, Саша или Данила, кто дальше прыгнул, Ксюша или Оля, на сколько сантиметров и т. д. При изучении мер сначала дети изучают метры, килограммы, а только потом время, так как понятие времени намного сложнее облечь в наглядную, предметную форму, оно более абстрактно, поэтому и изучается после основательного изучения более «опредмеченных» и жизненных мер. Также, сначала идет изучение сложения и вычитания, а только потом умножения и деления.
О содержании методики преподавания арифметики в начальной школе, о методах и приемах, об особенностях построения материала, об организации урока, о принципах наглядности можно говорить бесконечно.
По программе Пчелко А. С. и Поляка Г. Б. «Арифметика для начальной школы» в безотрывной связи с практикой, с другими изучаемыми предметами, с воспитанием, у ребенка формируется целостная картина мира. За четыре класса начальной школы подводится прочный фундамент из арифметических знаний под дальнейшее возведение здания алгебры и крыши высшей математики.
Качество образования выпускников школ, обучавшихся по классическим отечественным методикам, вобравшим в себя опыт всемирно известных ученых, начиная с 18 века, систематизированным и дополненным лучшими педагогами Академии педагогических наук РСФСР в 1930х –1950х годах признавалось одним из лучших в мире.
Дорога по возрождению лучшей традиционной русской методической школы начинается с первых шагов в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.
Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с тр...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс
Технологическая карта урока по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".
Внеурочное занятие получения , применения предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...
Технологическая карта урока – по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Образовательные:Формировать умения находить корень слова, образовывать слова с помощью этого корня. Совершенствовать умение объяснять написание букв в корнях слов, подбор проверочных слов, прове...
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова" в рамках ФГОС,2 класс
Разработка урока во 2 классе по теме "Однокоренные слова"...