Круг как рутина при работе с детьми с РАС
методическая разработка (1 класс)

Наталья Вячеславовна Новикова

"Круг" - это первое общее занятие, которое помогает детям включиться в работу, побуждает их активность, способствует развитию общения. Данная рутина ориентирована на развитие генерализации освоенных навыков, на попутное обучение, а также на подготовку к типичным занятиям в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_kak_rutina_pri_rabote_s_detmi_s_ras.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Круг» как рутина при работе с детьми с РАС

     У детей с РАС наблюдаются значительные трудности при включении в какую-либо деятельность. Им достаточно трудно начать выполнять задание, но по мере его выполнения, привыкая к заданию, дети с ним справляются. Помочь ребенку с аутизмом включиться в деятельность помогают рутины. Рутина – это деятельность, которая выполняется всегда одинаково и всегда в одной и той же последовательности. Рутиной для ребенка с РАС может выступать любимый вид деятельности или то, что он уже привык выполнять. Одной из таких рутин является – «КРУГ».

         «Круг» - это первое общее занятие, которое помогает детям включиться в работу, побуждает их активность, способствует развитию общения. В круг входит приветствие, выставление расписания на день, календарь погоды, ритмические игры с эмоциональной заряженностью, сенсорные игры, игры на подражание.

     Занятие в круге помогает  активизировать зрительное и слуховое внимание, стимулирует сенсорное развитие, развивает подражание и способность к переключению внимания. Также «Круг» способствует развитию коммуникации.

     Продолжительность круга может корректироваться в зависимости от потребностей учеников, при этом типичная продолжительность работы в кругу должна систематически увеличиваться. Учитель ведет работу как основной участник, а остальные инструкторы (воспитатель, тьютор, помощник) сидят сзади или в стороне, чтобы давать подсказки или вмешиваться при необходимости. Начало  каждого учебного дня в классе  начинается с «Круга».

     Ребенок с РАС мыслит зрительными образами. Он нуждается в визуальной поддержке. Все написанное или нарисованное ему легче воспринимать чем услышанное, поэтому так важно использовать наглядность при проведении «Круга». Продуманное использование наглядного материала поможет удержать или переключить внимание ребенка, склонного к рассеяности и частому отвлечению. В «Круг» должны входить задания и активности, которые знакомы ребенку или были отработаны на индивидуальных занятиях.

     Первое, что необходимо сделать – это выбрать и визуально выделить место проведения «Круга».  Я использую цветной скотч для разметки на полу полукругом  напротив доски. Это помогает детям сориентироваться в пространстве и при инструкции « Сейчас у нас круг», взять свои стулья и сесть на место проведения.  Дидактическим материал должнен быть собран заранее и находиться в легком доступе для учителя. Учитель садится напротив детей, а помощники (тьютор, воспитатель) находятся за спиной у детей, готовые оказать подсказку ребенку при необходимости. На начальном этапе, если ребенок с РАС испытывает трудности при работе в «Круге», необходимо выбрать поощрение. Поощрение – это нечто желанное, что ребенок получает за хорошую работу после того, как она сделана.  Круг начинается с приветствия. Так как многие дети с РАС испытывают трудности с пониманием обращенной речи, я использую наглядность (изображение с разными видами приветствия). Вербальные дети здороваются словами, остальные либо используют жест рукопожатия либо средства альтернативной коммуникации . После приветствия мы выставляем визуальное расписание на день. Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что произойдет в течение учебного дня (уроки, перемены, завтрак, обед, прогулка и т.д.).  Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей с РАС. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.  В процессе участвуют все дети по очереди. Затем мы выставляем календарь (время года, день недели, число, погоду).

     Дальнейшие активности, которые включаются в « Круг», зависят от сформированности навыков у конкретной группы детей и целей и задач, которые ставит перед собой учитель в работе  с детьми.

  1. Задания на невербальную имитацию

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети поднимают руки и качают ими)

Ветер дует, (дети дуют на ладошки)

Лист кружится, (вращают кистями рук)

Тихо на асфальт ложится, (касаются руками пола)

Мы листочки соберем желтые и красные (хлопают в ладоши)

И венок из них сплетем (касаются головы)

Здравствуй, осень!

Ты прекрасна! (разводят руки в стороны)

  1. Задания на невербальную имитацию с предметами (различные манипуляции с предметами , например с массажными мячиками)
  2. Выполнение артикуляционной гимнастики
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Вербальные задачи: повторить звуки, слоги, слова
  5. Игра в мяч и т.д.

     Данная рутина ориентирована на развитие генерализации освоенных навыков, на попутное обучение, а также на подготовку к типичным занятиям  в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...