Круг как рутина при работе с детьми с РАС
методическая разработка (1 класс)
"Круг" - это первое общее занятие, которое помогает детям включиться в работу, побуждает их активность, способствует развитию общения. Данная рутина ориентирована на развитие генерализации освоенных навыков, на попутное обучение, а также на подготовку к типичным занятиям в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_kak_rutina_pri_rabote_s_detmi_s_ras.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Круг» как рутина при работе с детьми с РАС
У детей с РАС наблюдаются значительные трудности при включении в какую-либо деятельность. Им достаточно трудно начать выполнять задание, но по мере его выполнения, привыкая к заданию, дети с ним справляются. Помочь ребенку с аутизмом включиться в деятельность помогают рутины. Рутина – это деятельность, которая выполняется всегда одинаково и всегда в одной и той же последовательности. Рутиной для ребенка с РАС может выступать любимый вид деятельности или то, что он уже привык выполнять. Одной из таких рутин является – «КРУГ».
«Круг» - это первое общее занятие, которое помогает детям включиться в работу, побуждает их активность, способствует развитию общения. В круг входит приветствие, выставление расписания на день, календарь погоды, ритмические игры с эмоциональной заряженностью, сенсорные игры, игры на подражание.
Занятие в круге помогает активизировать зрительное и слуховое внимание, стимулирует сенсорное развитие, развивает подражание и способность к переключению внимания. Также «Круг» способствует развитию коммуникации.
Продолжительность круга может корректироваться в зависимости от потребностей учеников, при этом типичная продолжительность работы в кругу должна систематически увеличиваться. Учитель ведет работу как основной участник, а остальные инструкторы (воспитатель, тьютор, помощник) сидят сзади или в стороне, чтобы давать подсказки или вмешиваться при необходимости. Начало каждого учебного дня в классе начинается с «Круга».
Ребенок с РАС мыслит зрительными образами. Он нуждается в визуальной поддержке. Все написанное или нарисованное ему легче воспринимать чем услышанное, поэтому так важно использовать наглядность при проведении «Круга». Продуманное использование наглядного материала поможет удержать или переключить внимание ребенка, склонного к рассеяности и частому отвлечению. В «Круг» должны входить задания и активности, которые знакомы ребенку или были отработаны на индивидуальных занятиях.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать и визуально выделить место проведения «Круга». Я использую цветной скотч для разметки на полу полукругом напротив доски. Это помогает детям сориентироваться в пространстве и при инструкции « Сейчас у нас круг», взять свои стулья и сесть на место проведения. Дидактическим материал должнен быть собран заранее и находиться в легком доступе для учителя. Учитель садится напротив детей, а помощники (тьютор, воспитатель) находятся за спиной у детей, готовые оказать подсказку ребенку при необходимости. На начальном этапе, если ребенок с РАС испытывает трудности при работе в «Круге», необходимо выбрать поощрение. Поощрение – это нечто желанное, что ребенок получает за хорошую работу после того, как она сделана. Круг начинается с приветствия. Так как многие дети с РАС испытывают трудности с пониманием обращенной речи, я использую наглядность (изображение с разными видами приветствия). Вербальные дети здороваются словами, остальные либо используют жест рукопожатия либо средства альтернативной коммуникации . После приветствия мы выставляем визуальное расписание на день. Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что произойдет в течение учебного дня (уроки, перемены, завтрак, обед, прогулка и т.д.). Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей с РАС. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий. В процессе участвуют все дети по очереди. Затем мы выставляем календарь (время года, день недели, число, погоду).
Дальнейшие активности, которые включаются в « Круг», зависят от сформированности навыков у конкретной группы детей и целей и задач, которые ставит перед собой учитель в работе с детьми.
- Задания на невербальную имитацию
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (дети поднимают руки и качают ими)
Ветер дует, (дети дуют на ладошки)
Лист кружится, (вращают кистями рук)
Тихо на асфальт ложится, (касаются руками пола)
Мы листочки соберем желтые и красные (хлопают в ладоши)
И венок из них сплетем (касаются головы)
Здравствуй, осень!
Ты прекрасна! (разводят руки в стороны)
- Задания на невербальную имитацию с предметами (различные манипуляции с предметами , например с массажными мячиками)
- Выполнение артикуляционной гимнастики
- Пальчиковая гимнастика
- Вербальные задачи: повторить звуки, слоги, слова
- Игра в мяч и т.д.
Данная рутина ориентирована на развитие генерализации освоенных навыков, на попутное обучение, а также на подготовку к типичным занятиям в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...
Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате...
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...