Активные методы обучения на занятиях «Социокультурные истоки»
статья

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения, такие как, интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo_seminar_surina.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на занятиях «Социокультурные истоки»

Проблема активности личности в обучении является актуальной в педагогической науке и в образовательной практике. Переход начального образования на обучение по ФГОС второго поколения требует от нас нового подхода к организации обучения.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения, такие как, интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Каждый метод активным делает тот, кто его применяет

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это система методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Существуют различные классификации АМО.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на

- методы начала урока;

- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

- методы презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы:

- методы релаксации;

- методы подведения итогов.

Хотелось бы остановиться на этапе презентация учебного материала.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадай-ка» или «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать метод «Инфо-угадай-ка». Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив с одним сектором, переходим к следующему.

Например, я применяла этот метод на занятии по теме «Деревня». (фото плаката)

Таким образом, наглядно и в чётко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчётливое разведение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные сектора.

Метод «Пометки на полях» позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи или специально подобранного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы обучающихся.

«Пустое кресло»

На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?».

«Разлетевшиеся шары»

На доске на писаны определения родственных связей, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них термина. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.

Дядя- брат отца или матери.

Тетя – сестра отца или матери.

Бабушка – мать матери или отца.

Дедушка – отец матери или отца.

Внук – сын матери или отца.

Внучка – дочь матери или отца.

Ромашка (цветик-семицветик)

На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.

Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.

«Узнай себя»

Например, использовала этот метод на занятии по теме «Имя»

Каждый ученик получает задание на дом: узнать значение своего имени. Затем  на уроке учитель поднимает карточку, на которой написано значение определенного имени и встает тот ученик, к имени которого это значение относится.

Иван – красивый, богатый. Александр – мужественный защитник людей. Екатерина – чистая, непорочная. Мария – любимая, упрямая. Карина – вперед смотрящая.

 «Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.

Мини-интервью

Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».

«Составление кластера»

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Используя на  занятия « Социокультурные истоки»  активные методы обучения, вы развиваете у детей стремление работать плодотворно, приучаете к толерантности, желанию поделиться своими знаниями.

Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться. Кто-то обязательно поможет на уроке: или учитель, или одноклассник. Вместе можно преодолеть всё то, что не получается.

Подводя итог , хотелось бы ещё раз сказать:

АМО может быть столько, сколько преподавателей, занимается этой проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на логопедических занятиях

Представляется подборка активных методов обучения, которые можно использовать на логопедических занятиях....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Мастер-класс "Активные формы обучения на уроках "Социокультурных истоков""

Использование активных форм обучения на уроках  "Социокультурных истоков" на примере урока в  1 классе по теме  "Поле и школа"....

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

Занятие по внеурочной деятельностис использованием активных методов обучения...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

laquo;Тренинг для учащихся 4 – х классов «Я скоро стану пятиклассником»...

Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".

В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры....

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...