Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы исследователи "3 кл
рабочая программа (3 класс)

Белимова Жанна Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы исследователи "3 кл и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_my_issledovatelt.docx617.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа к курсу «Мы - исследователи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности: 1 - 4 классы. - Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011.  

Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова системы Л.В. Занкова.  

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  направления «Проектная деятельность».

Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учащихся к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, сформировать у них элементарные проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно совершенствовать проектную деятельность в целом.

 Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Направленность программы - проектная деятельность: направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность: проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.  

 Новизна данной программы в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. 

 

Цель и задачи программы

 

Цель: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно - исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.   

Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является формирование следующих умений:

  • планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
  • планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
  • анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;
  • ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
  • анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
  • предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.

 

Отличительными особенностями являются

 

 Основным содержанием курса «Проектная деятельность» являются проектные умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.

Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.

При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и пр.  

3 класс - второй год обучения проектной деятельности. Продолжается формирование общеучебных и проектных умений Основным формируемым умением по-прежнему остается планирование. Планирование в заданиях для 3 класса имеет самые разные ситуации применения и различных заказчиков, разнообразные формы записи планов. План приобретает вид либо инструкции либо алгоритма, либо системы, порядка чего-либо. Всякий раз план предназначен для использования кем-то и решения с его помощью чьих-то важных проблем. Такое разнообразие проектных ситуаций приводит к пониманию универсальности осваиваемых способов действии.

Продолжается работа, начатая в последней четверти 2 класса по постановке заданий на проектирование: через рассмотрение проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и к получению результата проектирования - последовательности действии для решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма, или схемы, или эскиза и др.). Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позволяет усвоить такие способы действий как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации формулирование проблемы в виде вопроса, целеполагание, планирование.  

В 3 классе начинается целенаправленное развитие презентативных умений: сначала с подсказкой в виде вопросов для подготовки выступления на презентации - предъявления результатов о проделанной работе; затем добавляются вопросы, инициирующие самые простейшие рефлексивные действия.

После I полугодия, после 3-й четверти и в конце года организуются уроки рефлексии. На этих уроках учащиеся вспоминают то, что делали и для чего это было нужно. Расставляются смысловые акценты на использованных терминах и понятиях, делаются методические обобщения, проводится письменное тестирование.

Реализация  программы рассчитана на 3 года обучения. Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Всего 102 часа.  Данная программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год.  

 

Предполагаемые результаты

 

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Самоопределение:         готовность         и         способность обучающихся         к

саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира. Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.

Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.

 

Формы и методы работы

 

Занятия являются частью внеурочной деятельности. Отличительной особенностью является большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей.

Занятие имеет несколько составных частей: фронтально-интерактивную, деятельностно -  групповую и презентативную. В основе каждого занятия или двух последовательно стоящих в плане, в зависимости от объёма содержания, лежит задание.

Задание даётся на выполнение (полное или частичное) всех необходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде проблемной ситуации, проблему которой необходимо разрешить. В процессе проектирования ученики должны предложить свой проект (замысел), т.е. найти способ решения проблемы. Далее проект предъявляется публично на презентации. Чаще всего на этом и завершается работа в учебном проекте при обучении проектированию. Надо заметить, что в учебном проектировании не всегда есть возможность осуществления проекта (замысла), однако цель «обучение проектированию» достигается.

         

Проблемная ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий ее существования. Проблемная ситуация формулируется с элементами игровой и практической значимостью.

Важной составляющей занятий в 3 классе является презентация - предъявление результатов проектирования и самоанализ. Для тог чтобы все группы учащихся имели возможность выступить, поупражняться в презентации, для формирования у учащихся презентативных умений, предусматривается специально выделенное время уроке и методическая помощь в виде вопросов, плана презентации.

Для коллективной работы обучающиеся объединяются в группы (по 3 человека), которые учитель должен составить заранее. Другой состав групп или индивидуальная работа специально оговариваются.

 

Контроль и оценка планируемых результатов

 

Оценивание работы учащихся на уроках курса «Я - исследователь» в 3 классе по-прежнему безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной - соответственно парная или индивидуальная работа.

Критерии отбора премируемых работ просты. Для положительной оценки необходимо, прежде всего, выполнить работу в соответствии с требованиями задания, провести качественно представление групповой работы и рефлексию во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся поощряются специальными медалями или свидетельствами. В тетради ставится отметка о награждении.

 

Содержание программы 2 класс

34 часа  (1 час в неделю)

 

Тема занятия

Количество часов

1

«Украшение коробки»

2

2

«Украшение шапочки»

1

3

«Украшение ёлочки»

1

4

«Яблоки на яблоне».

1

5

«Цветок желаний».

1

6

«Одень куклу».

1

7

«Поздравительная открытка».

1

8

«Зоопарк».

1

9

«Венок».

1

10

«Мозаика из частей квадрата».

1

11

«Мозаика из частей ромба».

1

12

«Фантазия из частей ромба».

1

13

«Аппликация из геометрических фигур».

1

14

«Аппликация человечка».

1

15

«Дом моей мечты».

1

16

«Зона отдыха в парке».

2

17

«Поезд».

2

18

«Стол и стул».

1

19

«Стол».

1

20

« Машина ».

1

21

«Чайник».

1

22

«Набрать воды из реки».

1

23

«Винегрет».

1

24

«Куст сирени под окном».

1

25

«Гирлянда».

1

26

«Безопасный переход улицы».

2

27

«Фальшивая монета».

1

28

«Овсяная каша».

1

29

«Любимый бутерброд».

1

30

Обсуждение итогов года

 

Содержание программы

3 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Тема занятия

Количество часов

1

«Грибы в лукошке».

1

2

«Мебель для куклы: кровать и тумбочка».

2

3

«Мебель для куклы: стол и стул».

2

4

«Вода».

1

5

«Домашнее животное».

2

6

«Здоровый образ жизни».

2

7

«Безопасный переход улицы».

1

8

«Маршрут».

1

9

«Рукавицы для Пети».

1

10

«Новогодний праздник».

1

11

«Пригласительный билет».

1

12

«Рефлексия-1».

1

13

«Коврик».

2

14

«Детская площадка».

1

15

«Ленивые вареники».

2

16

«Школьное экскурсионное бюро».

2

17

«Сухарики».

2

18

«Рефлексия-2».

1

19

«Фитодизайн класса».

2

20

«Профессии наших родителей».

2

21

«Викторина».

2

22

«Рефлексия - 3».

1

23

Обсуждение итогов года

1

Содержание программы

4 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Тема занятия

Количество часов

1

«Аквариум»

1

2

«Волшебный сундучок».

3

3

«Туесок».

2

4

«Вазочка».

2

5

«Конвейер».

2

6

«Стройка».

2

7

«Карнавал».

2

8

«Рефлексия - 1».

1

9

«Мороженое».

1

10

«Информация печатных источников».

2

11

«Настольная игра».

2

12

«Школьный автобус».

2

13

«Школьная спартакиада».

2

14

«Кем быть?»

2

15

«Исследование».

1

16

«Кислотные дожди».

2

17

«Наш класс».

2

18

«Рефлексия - 2».

1

19

Обсуждение итогов года и всего курса

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование 3 класс

 

Тема урока

Задания, цели, задачи

Формируемые понятия и умения, виды планирования,

контроль

Дата занятия

По плану

По факту

1

«Грибы в лукошке».

Задание

Спланировать и осуществить следующее: изготовить панно «Грибы в лукошке» (обвести по шаблонам, вырезать из цветной бумаги грибы; приклеить их на места обозначенные при разметке на основе изделия с нарисованным лукошком).

Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов шляпок и ножек различных видов грибов ножницы, карандаши, клей и основа изделия - картинка с лукошком без грибов.

Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по размещению деталей на изделии и их количеству, распределять работу в группе, выполнять ее в соответствии с планом, оформлять план в виде таблицы.

Задачи 

  • понимать важность планирования и первоочередность создания плана перед собственно выполнением изделия;
  • планировать групповую работу;
  • распределять работу в группах, установив взаимопонимание;
  • выполнять работу в соответствии с планом;
  • презентовать (представлять) план и изделие, получить публичное оценивание проделанной работы.  

Умение планировать количество и расположение деталей на изделии.  Умение использовать форму записи плана в виде таблицы.

Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом

01.09

 

2-3

«Мебель         для куклы: кровать и тумбочка».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы; выделив из ситуации проблему, поставить цель, исходящую из проблемы; определить задачи для достижения цели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы подсказки.

Умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач. Умение составлять оптимальный план по времени.

08.09

15.09

 

Ситуация: изготовить набор мебели для кукол (кроватку и тумбочку), распределив работу между членами бригады (1 человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит, либо вырезает, либо сгибает, либо приклеивает), чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал.

Цели: актуализация и закрепление умений выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач, умения составлять план по операциям с учетом времени - оптимальный план; выполнять работу в соответствии с планом; для записи плана использовать кодирование.  

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач; • составлять план по операциям с учетом времени - составлять оптимальный план;
  • использовать кодировку при составлении плана работы группы;
  • осуществлять контроль за выполнением плана;
  • представлять результат работы группы в форме групповой презентации

Умение распределять работу в группе.  

Умение выполнять работу в соответствии с планом

4

«Мебель для куклы: стол и стул».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы, выделив из ситуации проблему, сформулировав цель, исходящую из проблемы, поставив задачи для достижения дели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросыподсказки.

Ситуация: изготовить набор мебели для кукол (стол и стул), распределив работу между членами бригады (на выполнение каждой операции - обвести, вырезать, согнуть, надрезать, вставить либо приклеить детали - отводится 1 минута), чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал.  Цели: закрепление умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач, умения

Умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач. Умение составлять оптимальный план по времени.

Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом.

22.09

 

 

составлять оптимальный план по операциям с учетом времени и выполнять работу в соответствии с планом; умения для записи плана использовать кодирование.

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и путь поиска решения проблемы в виде задач;
  • составлять план по операциям с учетом времени

(оптимальный план);

  • использовать кодировку при составлении плана работы группы;
  • осуществлять контроль за выполнением плана;
  • представлять результат работы группы в форме групповой презентации.

5

«Вода».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для познавательной работы, выделив проблему; поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действуя по намеченному порядку, доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки.

Ситуация: что мы знаем и не знаем о воде? Что хотели бы узнать? Проблема: как узнать больше о воде? Цель: найти способ приобретения новых знаний о воде.

Цели: закрепление умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; умения ставить перед собой познавательные задачи; представлять ход и результат проделанной работы.

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • ставить познавательные задачи для достижения цели;
  • составлять рассказ о воде, выделив новое знание;

Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи.

Умение ставить перед собой познавательные задачи. Умения представлять ход и результат проделанной работы

29.09

 

 

• составлять краткий отчет о проделанной работе.

6-7

«Домашнее животное».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действуя по намеченному порядку, доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки.

Ситуация: дети заводят себе домашних питомцев, которым нужна забота, ласка и внимание. Что должны знать дети, имеющие домашних животных или желающие их завести? Как заботиться о домашнем животном, чтобы оно было здоровым и счастливым? Составить инструкцию по уходу и содержанию домашних животных. Записать меморандум о защите прав домашних животных.

Цели: закрепление умений анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения представлять ход и результат проделанной работы.  

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • ставить задачи для достижения цели;
  • составлять инструкцию по уходу за выбранным видом животного;
  • представлять ход и результат проделанной работы;
  • обобщать результат работы в форме меморандума.

Понятие «меморандум». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия.  Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели.  

Умения представлять ход и результат проделанной работы.

Умение переходить на более высокий уровень обобщения полученных результатов.

06.10

13.10

 

 

8-9

«Здоровый образ жизни».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для познавательной работы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Написать

Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели.

20.10

27.10

 

 

отчет. Ситуация: школьники сами должны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, то есть выполнять правила сохранения и укрепления здоровья. А как узнать, соблюдаешь ли ты правила здорового образа жизни? Как вести здоровый образ жизни? Какие необходимы меры для выполнения правил здорового образа жизни?

Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи, представлять ход и результат проделанной работы.

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • самостоятельно формулировать задачи в процессе проектирования;
  • выделять главное в тексте во время работы с текстами, проводить самоанализ и сравнение;
  • осознавать и формулировать свои недостатки в организации здорового образа жизни;
  • рефлексировать в отчете проделанную работу;
  • презентовать результаты работы.

Умения представлять ход и результат проделанной работы.

Умение выделять главное в тексте. Умения проводить самоанализ и сравнение. Умение рефлексировать в отчете проделанную работу. Умения представлять ход и результат проделанной работы.

10

«Безопасный переход улицы».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана в виде инструкции по безопасному переходу улицы, записать ее с помощью сокращенных обозначений и алгоритмического языка.  

Ситуация 1: нужно перейти на другую сторону улицы с двусторонним движением. Как перейти улицу по «зебре», не нарушая правила дорожного движения?

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Понятие «правило». Понятие «запись на алгоритмическом языке». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему,

10.11

 

 

Ситуация 2: как перейти улицу, не нарушая правила дорожного движения, если имеется пешеходный переход «зебра» и светофор пешехода?

Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям, план-инструкцию, правило.

Задачи:

  • работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и

«задачи»;

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию;
  • составлять план по действиям и операциям, планинструкцию, правило;
  • использовать конструкции алгоритмического языка для записи плана-алгоритма.

цель и задачи для достижения цели.

Умение выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию. Умение записывать план - алгоритм, используя конструкции

алгоритмического языка

11

«Маршрут».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана-схемы маршрута от школы до поликлиники по кратчайшему пути, соблюдая правила дорожного движения. Ситуация: имея карту-схему района с указанием всех нужных объектов, пешеходных переходов и светофоров, объяснить с помощью маршрута на плане-схеме, как пройти от школы до поликлиники по кратчайшему пути, соблюдая правила дорожного движения.

Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели;

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и

«задачи» в их единстве Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему и цель.

Умение выделять действия

того, кто будет осуществлять план (инструкцию).  

17.11

 

 

формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям; введение составления плана как схемы и инструкции.  

Задачи:

  • работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и

«задачи»;

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию;
  • составлять план как схему и инструкцию.

Умение составлять план по действиям.  

Умения составлять план как схему и инструкцию.

12

«Рукавицы для Пети».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.

Ситуация: помогите из вороха разных рукавиц, варежек и перчаток разного размера, сделанных из разного материала, выбрать и найти ту пару, которая нужна третьекласснику Пете (рукавицы 5 размера на меху). Напишите алгоритм поиска рукавиц.

Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения вычленять проблему и ставить цель, формулировать ожидаемый результат - план действий, алгоритм; определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий.

Задачи:

  • работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и

«задачи»;

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • формулировать ожидаемый результат - план действий, алгоритм;

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умения формулировать проблему и цель.

Умение выделять действия

того, кто будет осуществлять план (инструкцию).  

Умение составлять планалгоритм.

24.11

 

 

• определять возможные действия и составлять план в виде алгоритма

13-14

«Новогодний праздник».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Ситуация: необходимо организовать праздник «Новый год» своими силами, составив план подготовки и программу проведения, определив дополнительные условия (что умеют дети делать для концерта, маскарада, в какие игры любят играть, какие угощения предпочитают, как будет украшена классная комната к празднику).

Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий.

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
  • формулировать проблему и цель;
  • определять возможные действия;
  • формулировать ожидаемый результат;
  • составлять план подготовки и программу проведения праздника «Новый год».

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умения формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема.  

Умения определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий.

01.12

08.12

 

15

«Пригласительный билет».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.

Ситуация: чтобы всем сообщить о празднике «Новый год» в классе, нужно раздать пригласительные билеты. Как составить текст, чтобы приглашение было приятным, понятным и содержало всю необходимую информацию? Какую информацию сообщить и как ее расположить на открытке? Цели: формирование умения анализировать проблемную

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема.

15.12

 

ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема;

вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; составлять план и записывать его в виде макета. Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
  • формулировать проблему и цель;
  • формулировать ожидаемый результат;
  • составлять план и записывать его в виде макета.

Умения составлять план и записывать его в виде макета.

16

«Рефлексия-1».

Урок рефлексии 

Цели: личностная рефлексия знаний, умений и предпочтений в проектных действиях; формирование методологической базы проектных уроков.

Понятие «рефлексия». Понятие этапности процесса проектирования.

22.12

 

17-18

«Коврик».

Задание

Спланировать и осуществить следующее: изготовить коврик, определив действия и операции и их последовательность. Распределить работу в группе и выполнить ее в соответствии с предварительно составленным планом.

Цели: формирование умений определять состав действий и операций, составлять план по действиям и операциям, распределять работу в группе и выполнять ее в соответствии с планом.

Задачи:

  • определять состав действий и операций;
  • составлять план по количеству действий и операций;
  • распределять работу в группе;
  • выполнять ее в соответствии с планом;
  • работать с назначенным лидером.

Умение определять состав действий и операций. Умение составлять план по действиям и операциям.

Умение распределять работу в группе.

Умение выполнять работу в соответствии с планом.

12.01

19.01

 

19

«Детская площадка».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  

26.01

 

 

Ситуация: в жилом массиве между домами на свободной территории размером 30x15 м разместить и оборудовать детскую площадку имеющимися сооружениями. Оформить проект в виде эскиза.

Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект; формирование умения оформлять проект в виде эскиза.

Задачи:

  • анализировать ситуацию и заданные условия;
  • уточнять условия и выделять проблему и цель; • формулировать ожидаемый результат и ожидаемые действия;
  • фиксировать результат проектирования в виде эскиза.

Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема.

Умения составлять план и записывать его в виде эскиза.

20-21

«Ленивые вареники».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Ситуация: необходимо оборудовать автоматизированную линию для приготовления и подачи порционного блюда

«Ленивые вареники» с соблюдением технологии рецепта.  Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект; формирование умения фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза.

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
  • вычленять проблему и ставить цель;

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект.  

Умение фиксировать проект в виде

02.02

09.02

 

 

  • формулировать ожидаемый результат;
  • определять возможные действия и составлять проект;
  • фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза.

22-23

«Школьное экскурсионное бюро».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Ситуация: необходимо сделать экскурсионную программу, рассказывающую о школе, и буклет в соответствии с требованиями конкурса. Придумать и представить экскурсионный маршрут по школе и экскурсионное бюро (в устной и письменной формах - буклет). Экскурсия может длиться не более 1,5 часа.

Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; формирование умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета.

Задачи:

  • анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия;
  • уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
  • вычленять проблему и ставить цель;
  • формулировать ожидаемый результат;
  • определять задачи по составлению проекта и составлять проект;
  • фиксировать проект в виде схемы и макета буклета.

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект.

Умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета.

Умения представлять ход и результат проделанной работы.

16.02

23.02

 

 

24-25

«Сухарики».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.

Ситуация: школьное коммерческое предприятие получит финансирование для начала работы, если предложит наиболее привлекательный бизнес-план организации производства и продажи популярного лакомства «Сухарики». Какие нужно

Понятия «бизнес- план», «цена», «прибыль» и «ресурсы».  

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.

01.03

15.03

 

учесть ресурсы, подсчитать затраты? Необходимо определить возможную цену продукции и полученную прибыль на производстве «Сухариков» за 1 день.

Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения формулировать проблему и цель; определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения представлять ход и результат проделанной работы.  

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
  • ввести новые понятия «бизнес-план», «цена», «прибыль» и

«ресурсы»;

  • делать макет упаковки продукции;

представлять ход и результат проделанной работы в виде бизнес-плана и макета упаковки продукции.

26

«Рефлексия-2».

Урок рефлексии 

Цели: выявление степени сформированное умения строить план выступления на презентации, степени сформированности представления об этапах проектирования и владения терминами и понятиями проектной деятельности; формирование методической базы проектных уроков; развитие умения решать проблемы, оценивать сферы применения и рамки эффективности полученных знаний

Термины и понятия проектной деятельности в их взаимосвязи.

Умение строить план выступления на презентации.

29.03

 

27-28

«Фитодизайн класса».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.

Ситуация: для фитодизайна класса были отобраны: кактус, пеларгония, спатифиллум, традесканция, фиалки, фикус, хлорофитум. Как расставить предложенные цветы в классе так, чтобы были учтены их биологические особенности и

Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат.

05.04

12.04

 

 

декоративные свойства, и со-ставить инструкцию для дежурного по классу по ежедневному уходу за этими растениями?

Цели: закрепление умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; умения вычленять проблему и ставить цель; определять задачи для достижения цели; формирование умения фиксировать проект в виде эскиза и информационной таблицы; закрепление умения коллективной презентации с демонстрацией плаката.  

Задачи:

  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия;
  • формулировать проблему и цель;
  • определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
  • оформлять проект в виде эскиза и информационной таблицы; • проводить коллективную презентацию с демонстрацией плаката.

Умения представлять ход и результат проделанной работы

29-30

«Профессии наших родителей».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Ситуация: чтобы выбрать профессию, необходимо узнать как можно больше интересной информации о профессиях родителей. Как рассказать о них своим одноклассникам?  Цели: контроль и закрепление проектных умений; формирование представления о проектировании социологического исследования, формирование умения представлять результат исследования в виде экспозиции.

Задачи: 

  • фронтально контролировать усвоение методологии учебного проектирования;
  • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; • проектировать решение проблемы социологического исследования;

Понятие «социологическое исследование». Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия.  Умения представлять ход и результат проделанной работы с использованием экспозиции.

19.04

26.04

 

 

  • выборочно контролировать самостоятельное

формулирование проблемы, цели и задач проектирования для решения проблемы;

  • презентовать результат с продуктом в виде экспозиции.

31-32

«Викторина».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.  

Ситуация: для проведения викторины не-обходимо подготовить 45 - 50 вопросов на толкование слов, означающих профессии или род занятий, используя любые справочные издания, Интернет или имеющиеся знания. Как организовать работу класса для определения толкования значений слов викторины?

Цели: формирование представления о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое (презентациямозаика); формирование умения формулировать задачи по проблемам и целям.

Задачи:

  • проанализировать проблемную ситуацию и решать проблему через комплексное распределение работы между группами класса;
  • соединять результат в единое целое (презентация-мозаика) ;
  • формулировать задачи по проблемам и целям;
  • работать со справочной литературой;
  • проводить презентацию в форме игры с аудиторией сверстников;
  • рефлексировать проделанную работу.

Умение комплексного распределения работы между группами класса. Умение соединять результаты работы групп в единое целое (презентация- мозаика).

Умение постановки задач по проблемам и целям. Умение работать со справочной литературой и другими источниками информации.

03.05

10.05

 

 

33

«Рефлексия - 3».

Урок рефлексии 

Цели: выявление степени сформированное  рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний, личностная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса

«Проектная деятельность», оценка уровней индивидуальных

Умение рефлексировать

17.05

 

достижений, степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; формирование рефлексивных умений.

34

Обсуждение итогов года

 

 

24.05

 

 

Ожидаемые результаты

 

Проектные умения, формируемые в третьем классе:

  • умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
  • умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;
  • умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
  • умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты-схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, представлять ход и результат проделанной работы. Обучающиеся научатся:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
  • обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

 

 

 

24

 

 

Учебно – методическая литература для учителя

 

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.,

Москва: 2014 г

«Проектная деятельность»

Методическое         пособие

для 3 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. – 34 с.

– ( Серия «Умники и умницы»)

 

Программа         развития познавательных способностей учащихся

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. –

223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова   и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 

Учебная литература для обучающихся

 

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В., Москва: 2014 г

«Проектная деятельность»

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

25

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...