Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы исследователи "3 кл
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы исследователи "3 кл и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 617.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Мы - исследователи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности: 1 - 4 классы. - Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011.
Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова системы Л.В. Занкова.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках направления «Проектная деятельность».
Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учащихся к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, сформировать у них элементарные проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно совершенствовать проектную деятельность в целом.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.
Направленность программы - проектная деятельность: направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность: проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Новизна данной программы в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно - исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является формирование следующих умений:
- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
- планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
- анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;
- ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
- анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
- предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.
Отличительными особенностями являются
Основным содержанием курса «Проектная деятельность» являются проектные умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и пр.
3 класс - второй год обучения проектной деятельности. Продолжается формирование общеучебных и проектных умений Основным формируемым умением по-прежнему остается планирование. Планирование в заданиях для 3 класса имеет самые разные ситуации применения и различных заказчиков, разнообразные формы записи планов. План приобретает вид либо инструкции либо алгоритма, либо системы, порядка чего-либо. Всякий раз план предназначен для использования кем-то и решения с его помощью чьих-то важных проблем. Такое разнообразие проектных ситуаций приводит к пониманию универсальности осваиваемых способов действии.
Продолжается работа, начатая в последней четверти 2 класса по постановке заданий на проектирование: через рассмотрение проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и к получению результата проектирования - последовательности действии для решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма, или схемы, или эскиза и др.). Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позволяет усвоить такие способы действий как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации формулирование проблемы в виде вопроса, целеполагание, планирование.
В 3 классе начинается целенаправленное развитие презентативных умений: сначала с подсказкой в виде вопросов для подготовки выступления на презентации - предъявления результатов о проделанной работе; затем добавляются вопросы, инициирующие самые простейшие рефлексивные действия.
После I полугодия, после 3-й четверти и в конце года организуются уроки рефлексии. На этих уроках учащиеся вспоминают то, что делали и для чего это было нужно. Расставляются смысловые акценты на использованных терминах и понятиях, делаются методические обобщения, проводится письменное тестирование.
Реализация программы рассчитана на 3 года обучения. Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Всего 102 часа. Данная программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год.
Предполагаемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира. Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Формы и методы работы
Занятия являются частью внеурочной деятельности. Отличительной особенностью является большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей.
Занятие имеет несколько составных частей: фронтально-интерактивную, деятельностно - групповую и презентативную. В основе каждого занятия или двух последовательно стоящих в плане, в зависимости от объёма содержания, лежит задание.
Задание даётся на выполнение (полное или частичное) всех необходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде проблемной ситуации, проблему которой необходимо разрешить. В процессе проектирования ученики должны предложить свой проект (замысел), т.е. найти способ решения проблемы. Далее проект предъявляется публично на презентации. Чаще всего на этом и завершается работа в учебном проекте при обучении проектированию. Надо заметить, что в учебном проектировании не всегда есть возможность осуществления проекта (замысла), однако цель «обучение проектированию» достигается.
Проблемная ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий ее существования. Проблемная ситуация формулируется с элементами игровой и практической значимостью.
Важной составляющей занятий в 3 классе является презентация - предъявление результатов проектирования и самоанализ. Для тог чтобы все группы учащихся имели возможность выступить, поупражняться в презентации, для формирования у учащихся презентативных умений, предусматривается специально выделенное время уроке и методическая помощь в виде вопросов, плана презентации.
Для коллективной работы обучающиеся объединяются в группы (по 3 человека), которые учитель должен составить заранее. Другой состав групп или индивидуальная работа специально оговариваются.
Контроль и оценка планируемых результатов
Оценивание работы учащихся на уроках курса «Я - исследователь» в 3 классе по-прежнему безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной - соответственно парная или индивидуальная работа.
Критерии отбора премируемых работ просты. Для положительной оценки необходимо, прежде всего, выполнить работу в соответствии с требованиями задания, провести качественно представление групповой работы и рефлексию во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся поощряются специальными медалями или свидетельствами. В тетради ставится отметка о награждении.
Содержание программы 2 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | «Украшение коробки» | 2 |
2 | «Украшение шапочки» | 1 |
3 | «Украшение ёлочки» | 1 |
4 | «Яблоки на яблоне». | 1 |
5 | «Цветок желаний». | 1 |
6 | «Одень куклу». | 1 |
7 | «Поздравительная открытка». | 1 |
8 | «Зоопарк». | 1 |
9 | «Венок». | 1 |
10 | «Мозаика из частей квадрата». | 1 |
11 | «Мозаика из частей ромба». | 1 |
12 | «Фантазия из частей ромба». | 1 |
13 | «Аппликация из геометрических фигур». | 1 |
14 | «Аппликация человечка». | 1 |
15 | «Дом моей мечты». | 1 |
16 | «Зона отдыха в парке». | 2 |
17 | «Поезд». | 2 |
18 | «Стол и стул». | 1 |
19 | «Стол». | 1 |
20 | « Машина ». | 1 |
21 | «Чайник». | 1 |
22 | «Набрать воды из реки». | 1 |
23 | «Винегрет». | 1 |
24 | «Куст сирени под окном». | 1 |
25 | «Гирлянда». | 1 |
26 | «Безопасный переход улицы». | 2 |
27 | «Фальшивая монета». | 1 |
28 | «Овсяная каша». | 1 |
29 | «Любимый бутерброд». | 1 |
30 | Обсуждение итогов года |
|
Содержание программы
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | «Грибы в лукошке». | 1 |
2 | «Мебель для куклы: кровать и тумбочка». | 2 |
3 | «Мебель для куклы: стол и стул». | 2 |
4 | «Вода». | 1 |
5 | «Домашнее животное». | 2 |
6 | «Здоровый образ жизни». | 2 |
7 | «Безопасный переход улицы». | 1 |
8 | «Маршрут». | 1 |
9 | «Рукавицы для Пети». | 1 |
10 | «Новогодний праздник». | 1 |
11 | «Пригласительный билет». | 1 |
12 | «Рефлексия-1». | 1 |
13 | «Коврик». | 2 |
14 | «Детская площадка». | 1 |
15 | «Ленивые вареники». | 2 |
16 | «Школьное экскурсионное бюро». | 2 |
17 | «Сухарики». | 2 |
18 | «Рефлексия-2». | 1 |
19 | «Фитодизайн класса». | 2 |
20 | «Профессии наших родителей». | 2 |
21 | «Викторина». | 2 |
22 | «Рефлексия - 3». | 1 |
23 | Обсуждение итогов года | 1 |
Содержание программы
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | «Аквариум» | 1 |
2 | «Волшебный сундучок». | 3 |
3 | «Туесок». | 2 |
4 | «Вазочка». | 2 |
5 | «Конвейер». | 2 |
6 | «Стройка». | 2 |
7 | «Карнавал». | 2 |
8 | «Рефлексия - 1». | 1 |
9 | «Мороженое». | 1 |
10 | «Информация печатных источников». | 2 |
11 | «Настольная игра». | 2 |
12 | «Школьный автобус». | 2 |
13 | «Школьная спартакиада». | 2 |
14 | «Кем быть?» | 2 |
15 | «Исследование». | 1 |
16 | «Кислотные дожди». | 2 |
17 | «Наш класс». | 2 |
18 | «Рефлексия - 2». | 1 |
19 | Обсуждение итогов года и всего курса | 2 |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Задания, цели, задачи | Формируемые понятия и умения, виды планирования, контроль | Дата занятия | ||
По плану | По факту | |||||
1 | «Грибы в лукошке». | Задание Спланировать и осуществить следующее: изготовить панно «Грибы в лукошке» (обвести по шаблонам, вырезать из цветной бумаги грибы; приклеить их на места обозначенные при разметке на основе изделия с нарисованным лукошком). Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов шляпок и ножек различных видов грибов ножницы, карандаши, клей и основа изделия - картинка с лукошком без грибов. Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по размещению деталей на изделии и их количеству, распределять работу в группе, выполнять ее в соответствии с планом, оформлять план в виде таблицы. Задачи
| Умение планировать количество и расположение деталей на изделии. Умение использовать форму записи плана в виде таблицы. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом | 01.09 |
| |
2-3 | «Мебель для куклы: кровать и тумбочка». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы; выделив из ситуации проблему, поставить цель, исходящую из проблемы; определить задачи для достижения цели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы подсказки. | Умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач. Умение составлять оптимальный план по времени. | 08.09 15.09 |
|
Ситуация: изготовить набор мебели для кукол (кроватку и тумбочку), распределив работу между членами бригады (1 человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит, либо вырезает, либо сгибает, либо приклеивает), чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал. Цели: актуализация и закрепление умений выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач, умения составлять план по операциям с учетом времени - оптимальный план; выполнять работу в соответствии с планом; для записи плана использовать кодирование. Задачи:
| Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом | ||||
4 | «Мебель для куклы: стол и стул». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы, выделив из ситуации проблему, сформулировав цель, исходящую из проблемы, поставив задачи для достижения дели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросыподсказки. Ситуация: изготовить набор мебели для кукол (стол и стул), распределив работу между членами бригады (на выполнение каждой операции - обвести, вырезать, согнуть, надрезать, вставить либо приклеить детали - отводится 1 минута), чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал. Цели: закрепление умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач, умения | Умения выделять проблему и искать пути ее решения, определив порядок действий в виде задач. Умение составлять оптимальный план по времени. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом. | 22.09
|
|
составлять оптимальный план по операциям с учетом времени и выполнять работу в соответствии с планом; умения для записи плана использовать кодирование. Задачи:
(оптимальный план);
| |||||
5 | «Вода». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для познавательной работы, выделив проблему; поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действуя по намеченному порядку, доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Ситуация: что мы знаем и не знаем о воде? Что хотели бы узнать? Проблема: как узнать больше о воде? Цель: найти способ приобретения новых знаний о воде. Цели: закрепление умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; умения ставить перед собой познавательные задачи; представлять ход и результат проделанной работы. Задачи:
| Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи. Умение ставить перед собой познавательные задачи. Умения представлять ход и результат проделанной работы | 29.09
|
|
• составлять краткий отчет о проделанной работе. | |||||
6-7 | «Домашнее животное». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действуя по намеченному порядку, доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Ситуация: дети заводят себе домашних питомцев, которым нужна забота, ласка и внимание. Что должны знать дети, имеющие домашних животных или желающие их завести? Как заботиться о домашнем животном, чтобы оно было здоровым и счастливым? Составить инструкцию по уходу и содержанию домашних животных. Записать меморандум о защите прав домашних животных. Цели: закрепление умений анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения представлять ход и результат проделанной работы. Задачи:
| Понятие «меморандум». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели. Умения представлять ход и результат проделанной работы. Умение переходить на более высокий уровень обобщения полученных результатов. | 06.10 13.10
|
|
8-9 | «Здоровый образ жизни». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для познавательной работы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Написать | Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели. | 20.10 27.10
|
|
отчет. Ситуация: школьники сами должны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, то есть выполнять правила сохранения и укрепления здоровья. А как узнать, соблюдаешь ли ты правила здорового образа жизни? Как вести здоровый образ жизни? Какие необходимы меры для выполнения правил здорового образа жизни? Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи, представлять ход и результат проделанной работы. Задачи:
| Умения представлять ход и результат проделанной работы. Умение выделять главное в тексте. Умения проводить самоанализ и сравнение. Умение рефлексировать в отчете проделанную работу. Умения представлять ход и результат проделанной работы. | ||||
10 | «Безопасный переход улицы». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана в виде инструкции по безопасному переходу улицы, записать ее с помощью сокращенных обозначений и алгоритмического языка. Ситуация 1: нужно перейти на другую сторону улицы с двусторонним движением. Как перейти улицу по «зебре», не нарушая правила дорожного движения? | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Понятие «правило». Понятие «запись на алгоритмическом языке». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, | 10.11
|
|
Ситуация 2: как перейти улицу, не нарушая правила дорожного движения, если имеется пешеходный переход «зебра» и светофор пешехода? Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям, план-инструкцию, правило. Задачи:
«задачи»;
| цель и задачи для достижения цели. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию. Умение записывать план - алгоритм, используя конструкции алгоритмического языка | ||||
11 | «Маршрут». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана-схемы маршрута от школы до поликлиники по кратчайшему пути, соблюдая правила дорожного движения. Ситуация: имея карту-схему района с указанием всех нужных объектов, пешеходных переходов и светофоров, объяснить с помощью маршрута на плане-схеме, как пройти от школы до поликлиники по кратчайшему пути, соблюдая правила дорожного движения. Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему и цель. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план (инструкцию). | 17.11
|
|
формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям; введение составления плана как схемы и инструкции. Задачи:
«задачи»;
| Умение составлять план по действиям. Умения составлять план как схему и инструкцию. | ||||
12 | «Рукавицы для Пети». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: помогите из вороха разных рукавиц, варежек и перчаток разного размера, сделанных из разного материала, выбрать и найти ту пару, которая нужна третьекласснику Пете (рукавицы 5 размера на меху). Напишите алгоритм поиска рукавиц. Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения вычленять проблему и ставить цель, формулировать ожидаемый результат - план действий, алгоритм; определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий. Задачи:
«задачи»;
| Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему и цель. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план (инструкцию). Умение составлять планалгоритм. | 24.11
|
|
• определять возможные действия и составлять план в виде алгоритма | |||||
13-14 | «Новогодний праздник». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо организовать праздник «Новый год» своими силами, составив план подготовки и программу проведения, определив дополнительные условия (что умеют дети делать для концерта, маскарада, в какие игры любят играть, какие угощения предпочитают, как будет украшена классная комната к празднику). Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий. Задачи:
| Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема. Умения определять возможные действия и составлять план - последовательность этих действий. | 01.12 08.12 |
|
15 | «Пригласительный билет». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: чтобы всем сообщить о празднике «Новый год» в классе, нужно раздать пригласительные билеты. Как составить текст, чтобы приглашение было приятным, понятным и содержало всю необходимую информацию? Какую информацию сообщить и как ее расположить на открытке? Цели: формирование умения анализировать проблемную | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема. | 15.12 |
|
ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; составлять план и записывать его в виде макета. Задачи:
| Умения составлять план и записывать его в виде макета. | ||||
16 | «Рефлексия-1». | Урок рефлексии Цели: личностная рефлексия знаний, умений и предпочтений в проектных действиях; формирование методологической базы проектных уроков. | Понятие «рефлексия». Понятие этапности процесса проектирования. | 22.12 |
|
17-18 | «Коврик». | Задание Спланировать и осуществить следующее: изготовить коврик, определив действия и операции и их последовательность. Распределить работу в группе и выполнить ее в соответствии с предварительно составленным планом. Цели: формирование умений определять состав действий и операций, составлять план по действиям и операциям, распределять работу в группе и выполнять ее в соответствии с планом. Задачи:
| Умение определять состав действий и операций. Умение составлять план по действиям и операциям. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом. | 12.01 19.01 |
|
19 | «Детская площадка». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. | 26.01
|
|
Ситуация: в жилом массиве между домами на свободной территории размером 30x15 м разместить и оборудовать детскую площадку имеющимися сооружениями. Оформить проект в виде эскиза. Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект; формирование умения оформлять проект в виде эскиза. Задачи:
| Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема. Умения составлять план и записывать его в виде эскиза. | ||||
20-21 | «Ленивые вареники». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо оборудовать автоматизированную линию для приготовления и подачи порционного блюда «Ленивые вареники» с соблюдением технологии рецепта. Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект; формирование умения фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза. Задачи:
| Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект. Умение фиксировать проект в виде | 02.02 09.02
|
|
| |||||
22-23 | «Школьное экскурсионное бюро». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо сделать экскурсионную программу, рассказывающую о школе, и буклет в соответствии с требованиями конкурса. Придумать и представить экскурсионный маршрут по школе и экскурсионное бюро (в устной и письменной формах - буклет). Экскурсия может длиться не более 1,5 часа. Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; формирование умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета. Задачи:
| Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект. Умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета. Умения представлять ход и результат проделанной работы. | 16.02 23.02
|
|
24-25 | «Сухарики». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: школьное коммерческое предприятие получит финансирование для начала работы, если предложит наиболее привлекательный бизнес-план организации производства и продажи популярного лакомства «Сухарики». Какие нужно | Понятия «бизнес- план», «цена», «прибыль» и «ресурсы». Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. | 01.03 15.03 |
|
учесть ресурсы, подсчитать затраты? Необходимо определить возможную цену продукции и полученную прибыль на производстве «Сухариков» за 1 день. Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения формулировать проблему и цель; определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения представлять ход и результат проделанной работы. Задачи:
«ресурсы»;
представлять ход и результат проделанной работы в виде бизнес-плана и макета упаковки продукции. | |||||
26 | «Рефлексия-2». | Урок рефлексии Цели: выявление степени сформированное умения строить план выступления на презентации, степени сформированности представления об этапах проектирования и владения терминами и понятиями проектной деятельности; формирование методической базы проектных уроков; развитие умения решать проблемы, оценивать сферы применения и рамки эффективности полученных знаний | Термины и понятия проектной деятельности в их взаимосвязи. Умение строить план выступления на презентации. | 29.03 |
|
27-28 | «Фитодизайн класса». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: для фитодизайна класса были отобраны: кактус, пеларгония, спатифиллум, традесканция, фиалки, фикус, хлорофитум. Как расставить предложенные цветы в классе так, чтобы были учтены их биологические особенности и | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. | 05.04 12.04
|
|
декоративные свойства, и со-ставить инструкцию для дежурного по классу по ежедневному уходу за этими растениями? Цели: закрепление умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; умения вычленять проблему и ставить цель; определять задачи для достижения цели; формирование умения фиксировать проект в виде эскиза и информационной таблицы; закрепление умения коллективной презентации с демонстрацией плаката. Задачи:
| Умения представлять ход и результат проделанной работы | ||||
29-30 | «Профессии наших родителей». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: чтобы выбрать профессию, необходимо узнать как можно больше интересной информации о профессиях родителей. Как рассказать о них своим одноклассникам? Цели: контроль и закрепление проектных умений; формирование представления о проектировании социологического исследования, формирование умения представлять результат исследования в виде экспозиции. Задачи:
| Понятие «социологическое исследование». Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения представлять ход и результат проделанной работы с использованием экспозиции. | 19.04 26.04
|
|
формулирование проблемы, цели и задач проектирования для решения проблемы;
| |||||
31-32 | «Викторина». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: для проведения викторины не-обходимо подготовить 45 - 50 вопросов на толкование слов, означающих профессии или род занятий, используя любые справочные издания, Интернет или имеющиеся знания. Как организовать работу класса для определения толкования значений слов викторины? Цели: формирование представления о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое (презентациямозаика); формирование умения формулировать задачи по проблемам и целям. Задачи:
| Умение комплексного распределения работы между группами класса. Умение соединять результаты работы групп в единое целое (презентация- мозаика). Умение постановки задач по проблемам и целям. Умение работать со справочной литературой и другими источниками информации. | 03.05 10.05
|
|
33 | «Рефлексия - 3». | Урок рефлексии Цели: выявление степени сформированное рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний, личностная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса «Проектная деятельность», оценка уровней индивидуальных | Умение рефлексировать | 17.05 |
|
достижений, степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; формирование рефлексивных умений. | |||||
34 | Обсуждение итогов года |
|
| 24.05 |
|
Ожидаемые результаты
Проектные умения, формируемые в третьем классе:
- умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
- умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;
- умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
- умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты-схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, представлять ход и результат проделанной работы. Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
- обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
24
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В., Москва: 2014 г | «Проектная деятельность» | Методическое пособие для 3 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
| Программа развития познавательных способностей учащихся | |
3. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
4. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для обучающихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В., Москва: 2014 г | «Проектная деятельность» | Рабочая тетрадь |
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...