Доклад «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО»
учебно-методическое пособие

Медведева Елена Витальевна

Доклад: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад:

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО»

Подготовил учитель начальных классов

МОУ «Рассветская ОШ»

Медведева Е.В.


Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сообщение на тему «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО». (слайд 1)

Я хочу начать свое выступление с цитаты американского философа и психолога Уильяма Джеймса: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»               (слайд 2) 

В условиях внедрения в школу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования происходит принципиальное изменение системы контроля и оценки образовательных достижений учащихся начальных классов. Возникает так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику развития каждого учащегося.

Что же такое контрольно-оценочная деятельность? Это…. 

 Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.(слайд 3)

В условиях внедрения в школу ФГОС так же происходит изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.  

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы

образования;

  • регулятор программы обучения.

Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой-баллом.

Помочь ребенку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, самокритичность - одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.

Здесь можно выделить две составляющие:

  • чему учиться, т. е. рефлексия - что я еще не знаю, не умею;
  • как научиться - освоить способы, помогающие преодолеть свою некомпетентность

Нужно изменять подходы к организации образовательного процесса с позиции деятельностного обучения, сместив акценты на формирование учебной самостоятельности детей, ядром которого являются контрольно-оценочные действия. Что же такое оценивание? Оценивание – это….(слайд 4: Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.)

Исходя из этого оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов. (слайд 5)

  1. Оценивание является постоянным процессом.  

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
  2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося, но не личные качества ребенка.
  3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования , хода обучения служат:

  • работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, памятки, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные творческие работы - иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

В начальной школе используем три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и показывает их уровень к изучению данного курса, что в дальнейшем, безусловно, облегчает задачу учителя начальной школы. (слайд 6)

С целью проведения текущего оценивания я использую следующие методы оценивания (слайд 7: - устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение) 

Очень важно начинать использовать приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то что, в данный период мы находимся в условиях безотметочного обучения.  Существует множество эффективных приёмов оценочной деятельности, используемые на уроках в 1 классе.

( СЛАЙДЫ 8-10)

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; (слайд 8)
  • «Волшебные линеечки» - на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. Если я согласна с оценкой ученика,  то обвожу крестик, если нет, то черчу свой крестик ниже или выше.  Здесь важно прийти к общему мнению, чтобы у ученика не осталось негативного чувства. Данный прием позволяет:  

 Увидеть свои успехи;

  Соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  Удерживает учебную функцию оценки;

  Помогает избежать сравнения детей между собой; (слайд 9)

  • «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но сомневаюсь, зелёный – я умею хорошо. При  словесном оценивании  устных  ответов я использую следующее: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. (слайд 10)

Очень важно уже с 1 класса формировать самооценку  учащегося по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем и самоанализом, а так как  в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные. (слайд 11)

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки  эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Для формирования оценочной деятельности в процессе диалога “Учитель – ученик”  можно использовать  следующие методические приемы: (слайд 12)

1. В начале урока совместно с детьми выясняем, какие важные проблемы предстоит решить;

2. При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:  

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  • Наиболее трудным мне показалось…
  • Я думаю, это потому, что…
  • Самым интересным было…
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
  • Я бы хотел попросить своего учителя….

Начиная со 2-3-го класса, к этому алгоритму добавляю вопросы:

  • Какое умение развивали при выполнении задания?
  • Каков был уровень задачи (задания)?

Для того чтобы у обучающихся вырабатывались навыки самоконтроля их нужно научить:

  1. Анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
  2. Строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности;
  3. Организовывать свою учебно-познавательную деятельность, что сейчас очень сложно, так как дети привыкли к тому, что за них все делают, решают.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.

Учитель играет огромную роль в формировании самооценки. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к учащемуся, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • необходимо применять преимущественно индивидуальные эталоны, (не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим);
  • подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании учащийся может посоветоваться с учителем);
  • самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств.  

Методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку,   являются метопредметные диагностические работы, где проверяется сформированность УУД, и диагностика личностного развития.   (слайд 13) Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи.   Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня. (слайд 14)

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.   (слайд 15)

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

ВЫВОД: Для того чтобы так наработать механизм контрольно-                     оценочной деятельности на современном уровне, необходимо:

  1. Пересмотреть взгляды на организацию урока, в том числе контроль и оценку.
  2. Сделать оценивание системообразующим, влияющим на развитие учебной самостоятельности.
  3. Специальными приёмами формировать навыки самоконтроля и правильной самооценки с учётом возраста.

Проводить работу по оценочной деятельности необходимо в сотрудничестве с   родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МОУ « Рассветская ОШ» Медведева Е.В. Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО

Слайд 2

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству . У.Джеймс

Слайд 3

Контрольно –оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.

Слайд 4

Что такое оценивание? Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования. Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Слайд 5

Оценочная деятельность учителя Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным . Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке .

Слайд 6

Оценивание : стартовая диагностика; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.

Слайд 7

ТЕКУЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ устный опрос письменная самостоятельная работа диктанты контрольное списывание тестовые задания графическая работа доклад изложение творческая работа ИТОГОВОЕ О ЦЕНИВАНИЕ диагностическая контрольная работа диктант контрольная работа комплексная работа

Слайд 8

Приемы оценочной деятельности « Лесенка » Материал усвоен Требуется помощь или коррекция Не понял, как выполнить задание.

Слайд 9

« Волшебные линеечки» К А Г Приемы оценочной деятельности

Слайд 10

« Светофор» Я умею сам Я умею, но не уверен Нужна помощь . Словесные оценивания Умница! Молодец! Отлично! Приемы оценочной деятельности ХОРОШО!

Слайд 11

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫЙ «Дневник» или «Журнал добрых дел» КОМПЛЕКСНЫЙ Игра « Мы оба похожи» ВЕРБАЛЬНЫЙ Игра «Горячий стул». Игра «Я хороший, потому что…»

Слайд 12

Приемы формирования самооценки Диалог « Учитель-ученик» В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить; При подведении итогов урока задаются следующие вопросы: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Насколько успешно мы выполнили намеченный план? Какие возникли проблемы? Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя…

Слайд 13

Методы оценки: Метапредметные диагностические работы Диагностика результатов личностного развития

Слайд 14

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ О ценк а универсальных учебных действий учащихся : регулятивных , коммуникативных , познавательных П РОЦЕДУР Ы: решение задач творческого и поискового характера , учебное проектирование , итоговые проверочные работы , комплексные работы на межпредметной основе , мониторинг сформированности основных учебных умений .

Слайд 15

ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ «ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ»: « МОЙ ПОРТРЕТ» + «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» + «ПОРТФОЛИО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» + « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ».

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Файлы содержат доклад и презентацию на тему " Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"...

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС.

Оценка- это правильное кровообращение, без неё неизбежны застой и болезненное явление....

Доклад:"Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС".

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.Т...

3.1 доклад педсовет.Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС...