Статья "Проект - это посредник между учеником и открытием".
статья

 В современном мире метод проектов широко используется в урочной и внеурочной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность раскрывает индивидуальные особенности ученика и даёт им возможность попробовать свои силы в самостоятельном добывании знаний, умении представить достигнутый результат. В статье приведены примеры из личного опыта работы над индивидуальными проектами учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-eto_posrednik_mezhdu_uchenikom_i_otkrytiem.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект - это посредник между учеником и открытием.

Ещё в начале 20 века метод проектов привлёк внимание советских педагогов. Они считали, что он сможет обеспечить развитие инициативы и творческой самостоятельности учащихся, а также будет способствовать умениям применять приобретённые знания в решении практических задач.

Сегодня проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она состоит из совместной творческой или игровой, учебно – познавательной деятельности ученика и учителя, направленной на достижение конкретной цели. В начальной школе проектная деятельность позволяет повысить уровень познавательной активности, учебной мотивации ученика. Способствует раскрепощению ученика и уверенности его в своих силах. Использование проектных технологий в начальной школе оказывает огромное влияние на ряд умений: исследовательских, информационных, оценочных, презентационных, рефлексивных.

Данный метод обучения, во-первых, формирует инициативную, самостоятельную, активную позицию учащихся в учении; во-вторых, развивает общеучебные умения и навыки; в-третьих, направлен на развитие познавательного интереса учащихся; в-четвёртых, реализует принцип связи обучения с жизнью.

 В современном мире метод проектов широко используется в урочной и внеурочной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся за определённый период времени. Проектная деятельность раскрывает индивидуальные особенности учащихся и даёт им возможность попробовать свои силы в самостоятельном добывании знаний, умении представить достигнутый результат. Проекты делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные  проекты позволяют каждому ребёнку работать в собственном режиме и темпе, раскрывают его интересы, увлечения. Всю работу он выполняет самостоятельно под руководством учителя. В групповом проекте учащиеся распределяют роли: исследователи, организатор, докладчики, оформители и т.д. Учебные проекты можно разделить на следующие типы:

  • Исследовательские – по строению очень схожи с научным исследованием. В нём присутствует доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотезы, обозначение задач, методов, обобщение результатов, выводы, защита работы.
  • Творческие – не имеют детально проработанной структуры, а конечный результат представляют в продуманной завершённой форме (сценарий праздника, макет газеты, настольная игра, постановка и т.д.)
  • Информационные – актуальны для учащихся начальной школы. С их помощью в интересной форме можно преподнести материал, который расширяет кругозор слушателей  и  пополняет их словарный запас. Информационные проекты позволяют познакомиться с миром интересов выступающего. Эти проекты по структуре схожи с исследовательскими.
  • Социальные – с самого начала обозначают результат деятельности, который ориентирован на интересы какой – либо группы людей. Он требует распределение ролей, план действий и т.д.

По продолжительности проведения  проекты бывают краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты выполняются на уроках. Для выступления на различных конференциях ученики моего класса выполняют и долгосрочные проекты.

Работу над межпредметными проектами я чаще выполняю во внеурочное время и привлекаю знания по нескольким предметам. В начальной школе чаще встречаются проекты смешанных типов, в которых сочетаются признаки исследовательских и информационных проектов.

Из опыта работы

Информационный проект «Шахматы – это спорт, искусство и досуг»

Цель исследования: проанализировать историю развития  и влияния шахмат на жизнь человека.

Задачи:

  • Провести анкетирование.
  • Узнать историю появления шахмат.
  • Проанализировать игру в шахматы с точки зрения спорта, искусства и досуга.

Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, систематизация полученных данных, анкетирование.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта. Мы задаемся вопросом, что же такое на самом деле шахматы? Это - всего лишь игра, развлечение в час досуга….Так к ним и относятся миллионы любителей "скоротать время" за шахматами. Но шахматы лишь маскируются под простую забаву. Этой  маской они привлекают начинающего игрока к вступлению в великое царство мысли, где требуются знания, творчество и искусство, где есть тактика и стратегия. Думаю, что моя работа будет интересна как взрослым, так и детям, интересующимся историей и играющим в шахматы. (Работу выполнял ученик 2 класса.)

Исследовательский проект «Тайна мыльных пузырей»

  • Цель исследования: узнать  тайны мыльных пузырей и  создать  раствор для прочных и больших мыльных пузырей.

Задачи:

  • познакомиться с историей  мыльных пузырей;
  • провести научные эксперименты с составом раствора для мыльных пузырей;
  • узнать об инструментах для выдувания пузырей;
  • посетить интерактивный музей занимательной науки для детей ЛабиринтУм;
  • найти опытным путем зависит ли размер мыльного пузыря от состава.

Гипотеза: если добавить дополнительные вещества в мыльный раствор, то пузыри будут большими и более прочными.

Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, опыты  с добавками в мыльные растворы, посещение интерактивного музея занимательной науки для детей ЛабиринтУм, систематизация полученных данных.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта. Мы часто встречаем пузырьки, которые создала сама природа. Это и пузырьки воздуха в воде, и пузырьки в морской пене. Они восхищают и завораживают наш взгляд. Люди, подражая природе, придумали мыльные пузыри. Жаль, что эта красота так недолговечна. Я предположила, что возможно, если добавить дополнительные вещества в мыльный раствор, то пузыри будут большими и более прочными. (Работу выполняла ученица 3 класса.)

Информационно-исследовательский проект «Тайны жизни кристаллов соли»

  • Цель исследования: выявить опытным путем наилучшие условия для выращивания кристаллов соли.

Задачи:

  • изучить способы добычи и виды соли;
  • проанализировать литературу о свойствах соли;
  • исследовать влияние окружающей  среды на рост кристаллов соли.

Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, опыты  с изменениями условий для выращивания кристаллов соли, систематизация полученных данных.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта. Прошлым летом мы всей семьёй побывали в Польше. Одна из её достопримечательностей внесена в список ЮНЕСКО. Мы посетили соляную шахту «Величко». Я увидел, как добывали каменную соль 700 лет назад. Мне стало интересно самому попытаться получить соль из соляного раствора  и узнать, что может повлиять на скорость образования соляных кристаллов. Но чтобы изучить образование кристаллов соли, мне захотелось узнать о ней как можно больше. (Работу выполнял ученик 4 класса.)

Работа над проектами помогает учащимся  спланировать и организовать свою работу, расширяет их кругозор, создаёт возможности для проявления творчества, самостоятельности и инициативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты между учителем и учеником.

Рекомендации для родителей...

Классный руководитель - посредник между обществом и ребёнком. 2011/ 2012 уч. г.

Классный руководитель- посредник между обществом и ребенком. Создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка....

Статья на тему: " Конфликтная ситуация между учителем и учеником"

В данной статье рассказывается о причинах возникновения конфликта между учителем и учеником и пути его разрешения....

Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».

«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...

Взаимодействию между учителем физической культуры и учеником сегодняшнего дня.

В настоящее время в Российской Федерации образованию необходима модернизация учебно – воспитательного процесса, и особенно в этом касается методик в преподавание уроков на физической культуре. В...

Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"

В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах. Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные...