Статья "Проект - это посредник между учеником и открытием".
статья
В современном мире метод проектов широко используется в урочной и внеурочной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность раскрывает индивидуальные особенности ученика и даёт им возможность попробовать свои силы в самостоятельном добывании знаний, умении представить достигнутый результат. В статье приведены примеры из личного опыта работы над индивидуальными проектами учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-eto_posrednik_mezhdu_uchenikom_i_otkrytiem.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект - это посредник между учеником и открытием.
Ещё в начале 20 века метод проектов привлёк внимание советских педагогов. Они считали, что он сможет обеспечить развитие инициативы и творческой самостоятельности учащихся, а также будет способствовать умениям применять приобретённые знания в решении практических задач.
Сегодня проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она состоит из совместной творческой или игровой, учебно – познавательной деятельности ученика и учителя, направленной на достижение конкретной цели. В начальной школе проектная деятельность позволяет повысить уровень познавательной активности, учебной мотивации ученика. Способствует раскрепощению ученика и уверенности его в своих силах. Использование проектных технологий в начальной школе оказывает огромное влияние на ряд умений: исследовательских, информационных, оценочных, презентационных, рефлексивных.
Данный метод обучения, во-первых, формирует инициативную, самостоятельную, активную позицию учащихся в учении; во-вторых, развивает общеучебные умения и навыки; в-третьих, направлен на развитие познавательного интереса учащихся; в-четвёртых, реализует принцип связи обучения с жизнью.
В современном мире метод проектов широко используется в урочной и внеурочной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся за определённый период времени. Проектная деятельность раскрывает индивидуальные особенности учащихся и даёт им возможность попробовать свои силы в самостоятельном добывании знаний, умении представить достигнутый результат. Проекты делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные проекты позволяют каждому ребёнку работать в собственном режиме и темпе, раскрывают его интересы, увлечения. Всю работу он выполняет самостоятельно под руководством учителя. В групповом проекте учащиеся распределяют роли: исследователи, организатор, докладчики, оформители и т.д. Учебные проекты можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские – по строению очень схожи с научным исследованием. В нём присутствует доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотезы, обозначение задач, методов, обобщение результатов, выводы, защита работы.
- Творческие – не имеют детально проработанной структуры, а конечный результат представляют в продуманной завершённой форме (сценарий праздника, макет газеты, настольная игра, постановка и т.д.)
- Информационные – актуальны для учащихся начальной школы. С их помощью в интересной форме можно преподнести материал, который расширяет кругозор слушателей и пополняет их словарный запас. Информационные проекты позволяют познакомиться с миром интересов выступающего. Эти проекты по структуре схожи с исследовательскими.
- Социальные – с самого начала обозначают результат деятельности, который ориентирован на интересы какой – либо группы людей. Он требует распределение ролей, план действий и т.д.
По продолжительности проведения проекты бывают краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты выполняются на уроках. Для выступления на различных конференциях ученики моего класса выполняют и долгосрочные проекты.
Работу над межпредметными проектами я чаще выполняю во внеурочное время и привлекаю знания по нескольким предметам. В начальной школе чаще встречаются проекты смешанных типов, в которых сочетаются признаки исследовательских и информационных проектов.
Из опыта работы
Информационный проект «Шахматы – это спорт, искусство и досуг»
Цель исследования: проанализировать историю развития и влияния шахмат на жизнь человека.
Задачи:
- Провести анкетирование.
- Узнать историю появления шахмат.
- Проанализировать игру в шахматы с точки зрения спорта, искусства и досуга.
Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, систематизация полученных данных, анкетирование.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта. Мы задаемся вопросом, что же такое на самом деле шахматы? Это - всего лишь игра, развлечение в час досуга….Так к ним и относятся миллионы любителей "скоротать время" за шахматами. Но шахматы лишь маскируются под простую забаву. Этой маской они привлекают начинающего игрока к вступлению в великое царство мысли, где требуются знания, творчество и искусство, где есть тактика и стратегия. Думаю, что моя работа будет интересна как взрослым, так и детям, интересующимся историей и играющим в шахматы. (Работу выполнял ученик 2 класса.)
Исследовательский проект «Тайна мыльных пузырей»
- Цель исследования: узнать тайны мыльных пузырей и создать раствор для прочных и больших мыльных пузырей.
Задачи:
- познакомиться с историей мыльных пузырей;
- провести научные эксперименты с составом раствора для мыльных пузырей;
- узнать об инструментах для выдувания пузырей;
- посетить интерактивный музей занимательной науки для детей ЛабиринтУм;
- найти опытным путем зависит ли размер мыльного пузыря от состава.
Гипотеза: если добавить дополнительные вещества в мыльный раствор, то пузыри будут большими и более прочными.
Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, опыты с добавками в мыльные растворы, посещение интерактивного музея занимательной науки для детей ЛабиринтУм, систематизация полученных данных.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта. Мы часто встречаем пузырьки, которые создала сама природа. Это и пузырьки воздуха в воде, и пузырьки в морской пене. Они восхищают и завораживают наш взгляд. Люди, подражая природе, придумали мыльные пузыри. Жаль, что эта красота так недолговечна. Я предположила, что возможно, если добавить дополнительные вещества в мыльный раствор, то пузыри будут большими и более прочными. (Работу выполняла ученица 3 класса.)
Информационно-исследовательский проект «Тайны жизни кристаллов соли»
- Цель исследования: выявить опытным путем наилучшие условия для выращивания кристаллов соли.
Задачи:
- изучить способы добычи и виды соли;
- проанализировать литературу о свойствах соли;
- исследовать влияние окружающей среды на рост кристаллов соли.
Методы исследования: отбор и анализ информационных источников, опыты с изменениями условий для выращивания кристаллов соли, систематизация полученных данных.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта. Прошлым летом мы всей семьёй побывали в Польше. Одна из её достопримечательностей внесена в список ЮНЕСКО. Мы посетили соляную шахту «Величко». Я увидел, как добывали каменную соль 700 лет назад. Мне стало интересно самому попытаться получить соль из соляного раствора и узнать, что может повлиять на скорость образования соляных кристаллов. Но чтобы изучить образование кристаллов соли, мне захотелось узнать о ней как можно больше. (Работу выполнял ученик 4 класса.)
Работа над проектами помогает учащимся спланировать и организовать свою работу, расширяет их кругозор, создаёт возможности для проявления творчества, самостоятельности и инициативности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно – нравственных ценностей.
Презентация обо мне как классном руководителе...
Конфликты между учителем и учеником.
Рекомендации для родителей...
Классный руководитель - посредник между обществом и ребёнком. 2011/ 2012 уч. г.
Классный руководитель- посредник между обществом и ребенком. Создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка....
Статья на тему: " Конфликтная ситуация между учителем и учеником"
В данной статье рассказывается о причинах возникновения конфликта между учителем и учеником и пути его разрешения....
Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».
«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...
Взаимодействию между учителем физической культуры и учеником сегодняшнего дня.
В настоящее время в Российской Федерации образованию необходима модернизация учебно – воспитательного процесса, и особенно в этом касается методик в преподавание уроков на физической культуре. В...
Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"
В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах. Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные...