Особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы.
статья (1 класс)
В статье рассматриваются особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы. Приводится примерный учебный план занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_obucheniya_shahmatam_v_pervom_klasse.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения шахматам в первом классе
общеобразовательной школы.
Общие цели и задачи обучения могут быть сформулированы следующим образом.
Цель занятий: формирование полноценной личности ребенка с развитыми творческими способностями через овладение шахматным искусством и личностными качествами, позволяющими, добиваться успеха в учебе и жизни.
Исходя из этого, в процессе обучения ставятся следующие задачи:
Образовательные задачи
-изучение основ шахматной игры
-приобретение углубленных знаний по стратегии и тактике шахмат.
Развивающие задачи
-развитие внимательности и наблюдательности.
-развитие творческого воображения и фантазии
-развитие уверенности в себе
Воспитательные задачи
-воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости
-привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности
-развитие чувства коллективизма
Виды занятий
- лекции и практика (в виде разбора шахматных позиций и партий, решения задач, тренировочных и официальных соревнований).
Ожидаемые результаты:
усвоение основ теории и практики шахматной игры с контролем в виде итоговых соревнований.
Особенностью этих занятий является отсутствие предварительного отбора. Делается попытка обучения всех учеников первого класса, находящихся на продленном дне. Для того, чтобы она была успешной, необходимо учесть следующее: часть учеников уже знакомы с шахматами в семье, другая же, часто большая часть, сталкивается с шахматами впервые. Задача преподавателя сделать так, чтобы у первых не пропал интерес, а у вторых он пробудился.
С этой точки зрения полезно условно разделить учащихся на две подгруппы – знакомых с шахматами и начинающими. В первой подгруппе большее внимание следует уделить, в особенности на первом этапе, индивидуальным заданиям и практическим занятиям. Во второй подгруппе – объяснениям азов теории шахмат. При этом программа обучения сохраняется общая для всех учащихся. Эта программа была сформирована на базе методических разработок автора:
Рекомендуемый учебный план:
№п/п
| Раздел программы
| Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований | 16 | 15 | 1 | ||
1.1 | Цель и задачи шахматных занятий | 2 | 2 |
| ||
1.2 | История шахмат | 2 | 2 |
| ||
1.3 | Техника безопасности учебного процесса | 1 | 1 |
| ||
1.4 | Основные понятия: шахматная доска и фигуры | 3 | 2 | 1 | ||
1.5 | Правила игры | 2 | 2 |
| ||
1.6 | Шахматная нотация | 2 | 2 |
| ||
1.7 | Сравнительная ценность фигур | 2 | 2 |
| ||
1.8 | Мат и пат | 2 | 2 |
| ||
2 | Элементы шахматной тактики и стратегии | 18 | 14 | 4 | ||
2.1 | Рокировка | 2 | 2 |
| ||
2.2. | Мат двумя ладьями | 2 | 2 |
| ||
2.3 | Мат ферзем и королем | 2 | 2 |
| ||
2.4 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
2.5 | Мат на последней горизонтали | 2 | 2 |
| ||
2.6 | Проходная пешка | 2 | 2 |
| ||
2.7 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
2.8 | Помощь короля при движении пешки | 2 | 2 |
| ||
2.9 | Разбор позиций | 2 | 2 |
| ||
3 | Элементы шахматной тактики и стратегии | 16 | 8 | 8 | ||
3.1 | Мат ладьей и королем | 2 | 2 |
| ||
3.2 | Мат двумя слонами и королем. Инструктаж по Т Б | 2 | 2 |
| ||
3.3 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
3.4 | Разбор типовых позиций | 2 |
| 2 | ||
3.5 | Решение простых задач | 2 |
| 2 | ||
3.6 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
3.7 | Мат на последней горизонтали, особенности | 2 | 2 |
| ||
3.8 | Мат ладьей и королем, повторение | 2 | 2 |
| ||
4 | Элементы шахматной тактики | 16 | 10 | 6 | ||
4.1 | Шахматная тактика в тренировочных партиях | 2 |
| 2 | ||
4.2 | Мат в один ход | 2 | 2 |
| ||
4.3 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
4.4 | Разбор позиций | 2 |
| 2 | ||
4.5 | Элементы тактики | 2 | 2 |
| ||
4.6 | Двойной удар ферзем | 2 | 2 |
| ||
4.7 | Двойной удар пешкой | 2 | 2 |
| ||
4.8 | Двойной удар конем | 2 | 2 |
| ||
5 | Простые комбинации | 44 | 34 | 10 | ||
5.1 | Тренировочные партии | 2 |
| 2 | ||
5.2 | Вскрытый шах. | 2 | 2 |
| ||
5.3 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5.4 | Превосходство по количеству ударов | 2 | 2 |
| ||
5.5 | Двойной удар слоном | 2 | 2 |
| ||
5.6 | Двойной удар ладьей | 2 | 2 |
| ||
5.7 | Уничтожение защиты | 2 | 2 |
| ||
5.8 | Связка | 2 | 2 |
| ||
5.9 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
5.10 | Освобождение поля | 2 | 2 |
| ||
5.11 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.12 | Отвлечение | 2 | 2 |
| ||
5.13 | Завлечение | 2 | 2 |
| ||
5.14 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.15 | Перекрытие | 2 | 2 |
| ||
5.16 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.17 | Слабость крайних горизонталей | 2 | 2 |
| ||
5.18 | Продвинутая пешка | 2 | 2 |
| ||
5.19 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
5.20 | Комбинация на ничью | 2 | 2 |
| ||
5.21 | Блокировка. Инструктаж по Т Б | 2 | 2 |
| ||
5.22 | Разбор партий | 2 | 2 |
| ||
6 | Принципы игры в дебюте | 18 | 10 | 8 | ||
6.1 | Классификация шахматных начал | 2 | 2 |
| ||
6.2 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
63 | Основы игры в дебюте | 2 | 2 |
| ||
6.4 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
6.5 | Дебютные ошибки | 2 | 2 |
| ||
6.6 | Тренировочный турнир | 2 |
| 2 | ||
6.7 | Итальянская партия | 2 | 2 |
| ||
6.8 | Тренировочный турнир | 4 |
| 4 | ||
6.9 | Другие дебюты | 2 | 2 |
| ||
7 | Основы игры в эндшпиле | 12 | 10 | 2 | ||
7.1 | Тренировочный турнир | 4 |
| 4 | ||
7.2 | Отдаленная проходная | 2 | 2 |
| ||
7.3 | Правило квадрата | 2 | 2 |
| ||
7.4 | Оппозиция | 2 | 2 |
| ||
7.5 | Превращение фигур | 2 | 2 |
| ||
7.6 | Патовые комбинации | 2 | 2 |
| ||
| Итого | 144 | 101 | 43 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...
Особенности обучения английскому языку в начальной школе
Перед учителем английского языка в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...
Особенности обучения леворуких детей в начальной школе
Особенности обучения леворуких детей Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – пр...
статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"
Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...
Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО
При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...
Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе
Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умени...
"Особенности обучения аутичных детей в начальной школе"
У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих спец...