Технология ведения дискуссии
статья (2, 3, 4 класс)
Технология ведения дискуссии
Современный урок – это урок, на котором учитель использует разные педагогические технологии для развития личности ученика, её активного умственного роста, для формирования нравственных ценностей. Одной из таких педагогических технологий является дискуссия.
Дискуссия позволяет изменить «традиционную» позицию учителя на уроке. На уроке присутствует непринуждённая обстановка: работают все и работает каждый ученик; никто никого не пугает и никто никого не боится; выслушивается мнение каждого; учащиеся учатся радоваться успехам одноклассников, быть благодарными каждому за его участие и за новые знания; учитель становится дирижёром групповой работы, но каждый ученик имеет право на инициативное предложение; также каждый имеет право высказать свою оценку по уроку.
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Технология дискуссии – особый способ организации урока, при котором используется ряд особых педагогических методов и приёмов, направленный на обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями между участниками процесса, поиск истины.
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:
1. Задачи конкретно-содержательные:
- осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей применения знаний и др.
2. Организационные задачи:
- распределение ролей в группах;
- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;
- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода и т.д.
Общение учителя и учащихся, детей друг с другом должно строиться на позициях сотрудничества, доверительных отношений. На уроке должны быть созданы условия для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению.
Рекомендации по организации дискуссии на уроке
Основные условия эффективного проведения дискуссии:
- установление доверительных взаимоотношений с учениками;
- чёткое определение темы и объёма обсуждаемого материала;
- умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.
Также в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестов и поз тела. Очень важным моментом является выбранная вами интонация и тон голоса.
Использование технологии дискуссии на уроке имеет плюсы:
- ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать свою мысль, защищать, отстаивать своё мнение, выслушивать другие точки зрения;
- в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение учащихся, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
- ученики учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
- думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
Также имеются минусы дискуссии:
- ход дискуссии трудно прогнозировать, необходима хорошая заблаговременная подготовка учеников, чтобы у них был определённый запас знаний для живого делового диалога;
- некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать;
- несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут пассивными слушателями.
Использование технологии дискуссии на уроках способствует развитию критического мышления, развивает коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе. Приведу пример организации дискуссии во 2 классе на уроке окружающего мира по теме «Красная книга».
План дискуссии:
1. Вводная беседа.
2. Толкование понятия «Красная книга».
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужна ли сегодня Красная книга России?»
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения.
5. Итог дискуссии.
6. Рефлексия.
Ход дискуссии:
1. Вводная беседа.
Храм природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Она нам не жалеет ничего
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Смотрите, там в лучах заката
Река загадочно блестит,
Уносит воду вдаль куда-то,
И ветерок слегка шумит.
Ещё дрожит камыш на голубых озёрах,
И косяки рыбёшек плавают в реке,
И восковые налитые зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над спелою таёжной земляникой
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?
А там вдали, похоже, лес
Стеной поднялся до небес.
Встречают сосны и берёзы,
От счастья выступили слёзы.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё мне с детства мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
(А. Кардаков)
- О каком храме мы сегодня будем говорить? (О храме природы.)
- Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (Не надо губить природу, нужно соблюдать правила поведения в природе.)
- А какие слова – синонимы мы можем подобрать к слову «святыня»? (То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Дорогое, хранимое, чтимое.)
- Что же для нас должно быть святым в природе? Приведите свои примеры и из стихотворения. (Леса, реки, горы, животные, птицы, насекомые, рыбы, растения и т.д.)
- Что вы можете рассказать о природе, которая вас окружает?
- Гордитесь ли вы своей природой? Почему?
- Найдите и прочитайте строки, в которых автор выражает свою тревогу за природу? («Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?»)
- О какой Красной книге упоминает автор? (Это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.)
- Какое же новое понятие мы услышали? (Красная книга.)
2. Толкование понятия «Красная книга».
-Что оно обозначает, как вы думаете?
- Обратимся к словарям:
В «Экологическом словаре» записано: КРАСНАЯ КНИГА – список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
В «Большом Энциклопедическом словаре»: КРАСНАЯ КНИГА- название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
- Показ Красной книги России и Красной книги Ленинградской области.
- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. Люди использовали растения в хозяйстве, уничтожали животных. И пришло время, когда учёные забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно, а некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать и составлять списки исчезающих растений и животных. Эти списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Обложка книги была красного цвета.
- Как вы думаете, почему? (Красный цвет – сигнал опасности. Осторожно! Может случиться беда!)
- В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё – красная, а страницы разноцветные.
- Как вы думаете, зачем? (Цвет страницы показывает в каком положении находится то или иное животное или растение).
- Предположите, какие животные и растения были занесены на чёрных страницах. (Те, которые уже исчезли навсегда. Например, морская корова, бескрылая гагарка, странствующий голубь.)
- А на красных страницах? (Те, которые под угрозой исчезновения. Например, красный волк, амурский тигр, снежный барс, лошадь Пржевальского.)
- На жёлтых страницах? (Уязвимые виды, которые очень быстро исчезают. Например, розовый пеликан, белый медведь.)
- На белых страницах? (Сведения о редких видах. Например, египетская цапля, синий кит, белка-летяга.)
- На серых страницах? (Сведения о малоизученных и редких видах. Например, беломорский дельфин, слоновая черепаха, жук – дровосек реликтовый, императорский пингвин.)
- На зелёных страницах? (Сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Например, зубр, бурый медведь.)
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужна ли сегодня Красная книга России?»
- В нашей стране Красная книга появилась в 1978 году.
- Приведите примеры растений и животных, внесённых в Красную книгу России.
- Почему многие растения и животные попали в Красную книгу?
- О чём предупреждает нас Красная книга России?
- С какой целью была создана Красная книга?
- Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?
- Что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Нужна ли сегодня Красная книга России? Почему?
- Может достаточно Международной Красной книги?
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения.
-Нашей Родине уже много лет, она имеет большую и славную историю. Много поколений людей сменили друг друга, а наша страна живёт и процветает. А благодаря чему?
- Благодаря людям, которые любят свою Родину, берегут и охраняют свою природу.
- Ваши высказывания меня обрадовали. Действительно нужна Красная книга. И не только Международная, но и отдельной страны и даже субъекта. Например, Ленинградской области.
- Каждый человек должен знать о растениях и животных, которые его окружают. А как вы думаете, почему? (Если человек будет знать больше об окружающей природе, то будет понимать о значении природы в жизни человека. А значит, об охране природы.
- А какой профессии люди занимаются изучением взаимосвязи и влияния человека и природы? (Экологи.)
- Важна ли данная профессия в наши дни? Кто хотел бы стать экологом?
- Мы тоже с вами занимаемся охраной природы. Вспомните? (Изготовление кормушек для зимующих птиц, корм птиц в школьном саду.)
- Также мы с вами должны соблюдать правила поведения в природе.
- Поиграем в игру. Если вы соглашаетесь с высказыванием, то хлопаете в ладоши, если нет, то машете рукой. Иногда буду просить объяснить свой ответ. (Ломать ветки деревьев; убивать зверей и птиц; любоваться природой; трогать домики животных и их детёнышей; разорять птичьи гнёзда; дышать свежим воздухом; разбрасывать мусор; засорять родники и речки; собирать грибы и ягоды; рвать цветы; соблюдать тишину; фотографировать; громко слушать музыку; ломать ветки деревьев; убивать зверей и птиц.
5. Итог дискуссии.
-Давайте подведём итог нашему разговору.
- Что такое Красная книга?
- Почему она была создана учёными?
-Нужна ли она в наши дни? А нашим потомкам?
6. Рефлексия
- Что вас сегодня особенно заинтересовало?
- С какой точкой зрения вы оказались не согласны?
- Ваше мнение осталось таким же как было в начале разговора или изменилось? Почему?
- Что вас удивило?
- Молодцы! Оцените свою работу нашими смайликами. (С улыбкой, без улыбки, расстроен.)
-Послушайте в заключение стихотворение, которое является заветом нам с вами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Литература
1. Сайт «Первое сентября. Открытый урок», статья «Как вести дискуссию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Канева Анна Кимовна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД
ГБОУ школа № 560
Выборгского района Санкт-Петербурга
Технология ведения дискуссии
Современный урок – это урок, на котором учитель использует разные педагогические технологии для развития личности ученика, её активного умственного роста, для формирования нравственных ценностей. Одной из таких педагогических технологий является дискуссия.
Дискуссия позволяет изменить «традиционную» позицию учителя на уроке. На уроке присутствует непринуждённая обстановка: работают все и работает каждый ученик; никто никого не пугает и никто никого не боится; выслушивается мнение каждого; учащиеся учатся радоваться успехам одноклассников, быть благодарными каждому за его участие и за новые знания; учитель становится дирижёром групповой работы, но каждый ученик имеет право на инициативное предложение; также каждый имеет право высказать свою оценку по уроку.
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Технология дискуссии – особый способ организации урока, при котором используется ряд особых педагогических методов и приёмов, направленный на обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями между участниками процесса, поиск истины.
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:
1. Задачи конкретно-содержательные:
- осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей применения знаний и др.
2. Организационные задачи:
- распределение ролей в группах;
- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;
- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода и т.д.
Общение учителя и учащихся, детей друг с другом должно строиться на позициях сотрудничества, доверительных отношений. На уроке должны быть созданы условия для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению.
Рекомендации по организации дискуссии на уроке
Основные условия эффективного проведения дискуссии:
- установление доверительных взаимоотношений с учениками;
- чёткое определение темы и объёма обсуждаемого материала;
- умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.
Также в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестов и поз тела. Очень важным моментом является выбранная вами интонация и тон голоса.
Использование технологии дискуссии на уроке имеет плюсы:
- ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать свою мысль, защищать, отстаивать своё мнение, выслушивать другие точки зрения;
- в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение учащихся, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
- ученики учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
- думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
Также имеются минусы дискуссии:
- ход дискуссии трудно прогнозировать, необходима хорошая заблаговременная подготовка учеников, чтобы у них был определённый запас знаний для живого делового диалога;
- некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать;
- несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут пассивными слушателями.
Использование технологии дискуссии на уроках способствует развитию критического мышления, развивает коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе. Приведу пример организации дискуссии во 2 классе на уроке окружающего мира по теме «Красная книга».
План дискуссии:
1. Вводная беседа.
2. Толкование понятия «Красная книга».
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужна ли сегодня Красная книга России?»
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения.
5. Итог дискуссии.
6. Рефлексия.
Ход дискуссии:
1. Вводная беседа.
Храм природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Она нам не жалеет ничего
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Смотрите, там в лучах заката
Река загадочно блестит,
Уносит воду вдаль куда-то,
И ветерок слегка шумит.
Ещё дрожит камыш на голубых озёрах,
И косяки рыбёшек плавают в реке,
И восковые налитые зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над спелою таёжной земляникой
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?
А там вдали, похоже, лес
Стеной поднялся до небес.
Встречают сосны и берёзы,
От счастья выступили слёзы.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё мне с детства мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
(А. Кардаков)
- О каком храме мы сегодня будем говорить? (О храме природы.)
- Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (Не надо губить природу, нужно соблюдать правила поведения в природе.)
- А какие слова – синонимы мы можем подобрать к слову «святыня»? (То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Дорогое, хранимое, чтимое.)
- Что же для нас должно быть святым в природе? Приведите свои примеры и из стихотворения. (Леса, реки, горы, животные, птицы, насекомые, рыбы, растения и т.д.)
- Что вы можете рассказать о природе, которая вас окружает?
- Гордитесь ли вы своей природой? Почему?
- Найдите и прочитайте строки, в которых автор выражает свою тревогу за природу? («Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?»)
- О какой Красной книге упоминает автор? (Это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.)
- Какое же новое понятие мы услышали? (Красная книга.)
2. Толкование понятия «Красная книга».
-Что оно обозначает, как вы думаете?
- Обратимся к словарям:
В «Экологическом словаре» записано: КРАСНАЯ КНИГА – список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
В «Большом Энциклопедическом словаре»: КРАСНАЯ КНИГА- название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
- Показ Красной книги России и Красной книги Ленинградской области.
- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. Люди использовали растения в хозяйстве, уничтожали животных. И пришло время, когда учёные забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно, а некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать и составлять списки исчезающих растений и животных. Эти списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Обложка книги была красного цвета.
- Как вы думаете, почему? (Красный цвет – сигнал опасности. Осторожно! Может случиться беда!)
- В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё – красная, а страницы разноцветные.
- Как вы думаете, зачем? (Цвет страницы показывает в каком положении находится то или иное животное или растение).
- Предположите, какие животные и растения были занесены на чёрных страницах. (Те, которые уже исчезли навсегда. Например, морская корова, бескрылая гагарка, странствующий голубь.)
- А на красных страницах? (Те, которые под угрозой исчезновения. Например, красный волк, амурский тигр, снежный барс, лошадь Пржевальского.)
- На жёлтых страницах? (Уязвимые виды, которые очень быстро исчезают. Например, розовый пеликан, белый медведь.)
- На белых страницах? (Сведения о редких видах. Например, египетская цапля, синий кит, белка-летяга.)
- На серых страницах? (Сведения о малоизученных и редких видах. Например, беломорский дельфин, слоновая черепаха, жук – дровосек реликтовый, императорский пингвин.)
- На зелёных страницах? (Сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Например, зубр, бурый медведь.)
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужна ли сегодня Красная книга России?»
- В нашей стране Красная книга появилась в 1978 году.
- Приведите примеры растений и животных, внесённых в Красную книгу России.
- Почему многие растения и животные попали в Красную книгу?
- О чём предупреждает нас Красная книга России?
- С какой целью была создана Красная книга?
- Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?
- Что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Нужна ли сегодня Красная книга России? Почему?
- Может достаточно Международной Красной книги?
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения.
-Нашей Родине уже много лет, она имеет большую и славную историю. Много поколений людей сменили друг друга, а наша страна живёт и процветает. А благодаря чему?
- Благодаря людям, которые любят свою Родину, берегут и охраняют свою природу.
- Ваши высказывания меня обрадовали. Действительно нужна Красная книга. И не только Международная, но и отдельной страны и даже субъекта. Например, Ленинградской области.
- Каждый человек должен знать о растениях и животных, которые его окружают. А как вы думаете, почему? (Если человек будет знать больше об окружающей природе, то будет понимать о значении природы в жизни человека. А значит, об охране природы.
- А какой профессии люди занимаются изучением взаимосвязи и влияния человека и природы? (Экологи.)
- Важна ли данная профессия в наши дни? Кто хотел бы стать экологом?
- Мы тоже с вами занимаемся охраной природы. Вспомните? (Изготовление кормушек для зимующих птиц, корм птиц в школьном саду.)
- Также мы с вами должны соблюдать правила поведения в природе.
- Поиграем в игру. Если вы соглашаетесь с высказыванием, то хлопаете в ладоши, если нет, то машете рукой. Иногда буду просить объяснить свой ответ. (Ломать ветки деревьев; убивать зверей и птиц; любоваться природой; трогать домики животных и их детёнышей; разорять птичьи гнёзда; дышать свежим воздухом; разбрасывать мусор; засорять родники и речки; собирать грибы и ягоды; рвать цветы; соблюдать тишину; фотографировать; громко слушать музыку; ломать ветки деревьев; убивать зверей и птиц.
5. Итог дискуссии.
-Давайте подведём итог нашему разговору.
- Что такое Красная книга?
- Почему она была создана учёными?
-Нужна ли она в наши дни? А нашим потомкам?
6. Рефлексия
- Что вас сегодня особенно заинтересовало?
- С какой точкой зрения вы оказались не согласны?
- Ваше мнение осталось таким же как было в начале разговора или изменилось? Почему?
- Что вас удивило?
- Молодцы! Оцените свою работу нашими смайликами. (С улыбкой, без улыбки, расстроен.)
-Послушайте в заключение стихотворение, которое является заветом нам с вами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Литература
1. Сайт «Первое сентября. Открытый урок», статья «Как вести дискуссию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ведения портфолио как аспект формирования компетентности личностного роста младшего школьника
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом учен...
Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.
Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...
Технология ведения беседы в консультировании
консультирование, беседа, психология...
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...
Выступление на тему: " Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) "
Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя...
Технология проведения учебных дискуссий
Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути – как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Поэтому уже с первых дней учитель должен учить детей обще...
Технология ведения урока в классе с инклюзивным обучением
В статье рассмотрена технология работы учителя в инклюзивном классе. Описаны методы и приемы которые можно порекомендовать педагогам работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....