Технология интегрированного обучения как средство развития познавательной активности учащихся.
статья

Бутенко Елена Эдуардовна

Одним из новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает различные  предметы.  Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий позволяет создать условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_integrir.obuchen.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интегрированного обучения

как средство развития познавательной активности учащихся.

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия  учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.  

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом,  и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков в начальной школе достаточно актуальна.

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии. ФГОС требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования.

В связи с этим объектом нашего исследования являются средства повышения эффективности обучения в начальной школе, а предметом –интегрированные технологии.

Следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.

Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

На основе этого можно сделать вывод о том, что средства повышения эффективности обучения включают в себя  реализацию межпредметных связей, а межпредметные связи, в свою очередь, наиболее  полно  воплощаются через применение технологии интегрированного обучения.  

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Критерии эффективной реализации интегрированного урока:

  1. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
  2. Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
  3. Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
  4. Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
  5. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. [2, с.39].

 Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно  проанализировать содержание урока. Далее к  подготовке урока можно привлечь  учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент  выделяется и в УУД). Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря этому происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Ну и конечно же следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Так же невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя).

Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС – это урок формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путём сочетаемости разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.

При такой форме организации применяются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытия нового знания. Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урока разделяются на три группы:

  1.   образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;
  2. воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
  3. развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие.

Далее выделяется урок обобщения, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.

      Впервые познакомившись с понятием «интегрированное обучение», заинтересовалась методикой и попробовала на интегрированных предметах, таких как «изобразительное искусство и художественный труд», «математика и окружающий мир». А интегрированный урок «художественный труд, музыка и Кружок  «Мой новый друг Компьютер», проведённый совместно с учителем музыки, стал лауреатом регионального конкурса. Тема урока: «Путешествие в подводное царство»

    Урок музыки:

        - «Знакомство с творчеством французского композитора К.Сен-Санса  

          «Карнавал животных».

        -  Симфонический оркестр.

        - Н. А. Римский - Корсаков. – музыкальный сказочник. Опера «Садко».

    Уроки  технологии:                                              

        -  Изготовление макета аквариума  (работа в группах)

    Кружок  «Мой новый друг Компьютер»

На уроке учащиеся анализируют произведения: репродукцию картины французского  художника Анри Матисса «Красные рыбки». Учащиеся знакомятся с пьесой композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных» и «Садко» Н.Римского-Корсакова,

Одновременно «переплетая» темы, определяется характер музыки, как передает композитор картины природы в музыке, как художник помогает   передать красоту музыки через важнейшие художественно-выразительные средства живописи - цвет, цветовые сочетания, контур, тон, оттенки.

             В условиях коррекционной школы,  многие дети приходят в первый класс недостаточно подготовленные в психо-физиологичеком плане. Эти дети, приходя в школу, не всегда воспринимают такие понятия как «урок» или «занятие». Такие занятия как интегрированные помогают адаптироваться к школьной жизни, почувствовать себя школьниками, не чувствовать дискомфорт при посещении школы по сравнению с детьми, обучавшимися ранее в детских дошкольных учреждениях, потому, что все ребята оказываются в одинаковой ситуации: познания и новизны. 

              Первые учебные предметы, которые начинает изучать первоклассник, - родной язык и математика. Анализ курсов «Обучение грамоте» и «Математика» показывает, что при их изучении у детей и на языковом и на математическом материале формируются одни и те же умственные операции – сравнение, сопоставление, классификация и т.д. Эти же операции просматриваются также и в таких дисциплинах как «Окружающий мир», «Технология» и «Изобразительное искусство». Это один из признаков того, что все предметы можно интегрировать одной сквозной темой дня.

              Учитывая возраст ребят и их психологический настрой, пытаюсь применять различные методы в преподавании: объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые, иногда даже исследовательские. При этом не забываю о практических методах таких, как упражнения, практические и самостоятельные работы, дидактические игры и т.п.

Преимущества интегрированных уроков на основе сюжетного построения

    Опыт проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

          Отсутствие временных рамок урока и их чередование снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, ведет к отсутствию у школьников нелюбимого предмета, повышает успешность обучения.  Каждый учащийся  включен в учебный процесс.  У учащихся развиваются общеучебные  умения.

         Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.  

Таким образом, идет разносторонний поиск возможностей реализации интеграции в процессе обучения исходя из того, что нет однозначного понимания сущности интеграции, авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения. несмотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.

Литература:

  1. Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. – Шадринск, 2003.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье даётся обоснование актуальности использования средств ИКТ на уроках в начальных классах...

Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроке

Включение в урок  игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей....

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...