Использование информационных технологий в начальной школе
статья на тему
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в образовательных дисциплинах в начальной школе.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_zubkova.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в начальной школе
Зубкова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2 с УИОП»
г. Губкин
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в образовательных дисциплинах в начальной школе.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Использование различных форм ИКТ способствует углублению знаний обучающихся, создает условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа с использованием этих технологий способствует повышению познавательного интереса к предметам; содействует росту успеваемости обучающихся; формирует навыки самостоятельной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет следующие цели начального образования:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
- укрепление физического и психического здоровья детей,
-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников в решении учебно-познавательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий.
Научить ребёнка работать с информацией – одна из задач современной школы. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся важной частью жизни современного человека. Владение ими встали в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности.
ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка. Отсюда можно сформулировать цели использования ИКТ:
- повысить эффективность и качество процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы учащихся;
- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок, внеклассное мероприятие.
К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Картинки изменились, но смысл этого выражения не устарел. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе являются мультимедийные презентации.
Урок, в который включены слайды презентации, материалы электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой презентации. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, в процесс восприятия включаются и зрение, и слух, и эмоции, и воображение. Всё это помогает детям погрузиться в изучаемый материал и сделать процесс обучения менее утомительным.
Для нового поколения школьников, выросших на компьютерах, мобильных телефонах, использование ИКТ соответствует методу восприятия информации, потребность в визуализации информации у них выше, чем у предыдущих поколений, и является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. Детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в живой непринужденной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий.
Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.
Популярными стали физкультминутки под музыку. На интерактивную доску проецируется слайд со сказочным героем, который под музыку показывает движения, а дети старательно повторяют.
Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время.
Ясная, эффективная и динамичная подача даже сложного материала способствует более быстрому его усвоению. Дети становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Ученикам предоставляется больше возможности для участия в коллективной, групповой, парной работе, учитывается индивидуальный и дифференцированный подход, что способствует развитию личных и социальных навыков.
Интернет можно использовать и как средство общения, обучения, развлечения, а также и как средство получения информации.
Разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предметам, заставляют младших школьников самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию. Дети начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Опыт показывает, что использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию младших школьников, что повышает качество обучения.
Литература:
1. В. В. Гаранжа. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-ikt-v-obuchenii-i-vospitanii-mlads
2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006 г. – 231с.
3. Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. М «Просвещение», 2011 г. – 6с., 30с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.
Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....
Использование информационных технологий в начальной школе
Выступление на районной конференции...
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...
Использование информационных технологий в начальной школе
Использование информационных технологий в начальной школе....
Использование информационных технологий в начальной школе.
АннотацияСовременные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Чаще всего, говоря об информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени г...
Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»
Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Использование информационных технологий в начальной школе"
Методическая разработка материала для выступления на районном семинаре "Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения"...