Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал (3 класс)
- Познакомить с понятием «целеполагание».
- Познакомить с видами целеполагания.
- Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 22.34 КБ |
buklet.docx | 209.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №28 г. Балаково,
Синёва Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
11.02.2020г.
Мастер-класс по теме:
«Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.
Задачи:
- Познакомить с понятием «целеполагание».
- Познакомить с видами целеполагания.
- Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Ход мастер-класса: (слайд №1)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Моё выступление мне бы хотелось начать с одной замечательной притчи: слайд №2
«Рассказывают, что однажды некий мастер стрельбы из лука Дрона повесил на дерево мишень для стрельбы, созвал своих учеников и спросил, что именно они видят.
«Мишень и дерево» — ответил первый»
«Мишень, дерево и небо» — ответствовал второй.
«Любимого учителя и мишень на дереве в окружении листьев» — почтительно промолвил третий.
«Учеников и учителя, собравшихся вокруг дерева с мишенью» — сказал четвертый.
Все остальные ученики высказывались подобным образом, и, слушая их, мастер все больше мрачнел. Наконец он со своим вопросом подошел к последнему ученику, неуклюжему и довольно нескладному парню.
— «Если честно — молвил этот ученик—то я, наверное, туповат. Потому как сколько не смотрю туда, вижу одну только мишень».
Мастер молча поклонился своему ученику, после чего повернулся к замершей в изумлении толпе и сказал:
— «Знаете, а ведь только он — единственный из всех вас действительно может стать Попадающим в Цель». Предлагаю вспомнить высказывание английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». слайд 3
Актуальность этого высказывания и притчи несомненны, так как мы работаем по новым федеральным государственным образовательным стандартам и наша задача научить детей добывать знания, а не получать их в готовом виде. Нам необходимо развивать УУД.Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
В своём выступлении я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Этап целеполагания является одним из основных. Он позволяет учителю увидеть результат воздействия на уроке на обучающихся, выстроить четкий план урока.
Что же такое целеполагание? слайд 4
Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Тема моего мастер-класса: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»- Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приемы целеполагания) - А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приемы целеполагания, кому-то вспомнить) Цель деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому с моими учениками мы договорились о трех правилах постановки цели на уроке: слайд №5
- Цель должна быть достижимой.
- Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. В этом хорошо помогает Таксономия Блума, где прописаны конкретные действия учащихся: сравнить, доказать, изготовить, упростить и т.д.)
3. Рефлексия в конце урока. В конце урока мы обязательно возвращаемся к цели, зафиксированной на доске, и проверяем, достигнута она или нет.
Несколько лет я проработала по системе РО Занкова, поэтому в своей работе использую системно-деятельностный подход и методы РО. Для обучения школьников постановки цели на уроке я использую следующие приёмы.
Основные приемы целеполагания: слайд №6
Ситуация яркого пятна. слайды №7-8
Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие рыбы?».
При постановке цели урока развесить на доске картинки с изображением млекопитающих. Среди данных иллюстраций разместить одно изображение рыбы. Попросить выбрать один объект живой природы лишний в данной композиции и назвать цель урока.
Проблемная ситуация. слайд №9
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение неизменяемых имен существительных»
Записать на доске слова: кофе, какао, метро.Попросить обучающихся найти окончания данных слов. Сделав вывод о том, что у данных слов нет окончаний, поставить проблемный вопрос о том, как же изменяются данные слова по падежам. Затем определить цель урока.Ставить цели урока необходимо на его начальных этапах, чтобы обучающиеся понимали, какой результат они получат в его конце. На этапе подведения итогов урока, обучающиеся должны объяснить, какими знаниями они сегодня овладели, достигли ли поставленной цели урока. Только после этого можно считать выполненной дидактическую цель урока в начальной школе. (практическая часть)
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
Работа над понятием. слайд №10
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонения имен существительных».
При выполнении минутки каллиграфии на доске записать слово «Склонение» и попросить обучающихся объяснить его лексическое значение, воспользовавшись словарем. После этого сделать вывод о цели урока.
Исключение: урок окружающего мира по теме «Дикие животные» слайд №11
Подводящий диалог. Слайд №12
Пример: урок математики в 3 классе по теме: «Измерение площади геометрических фигур».
На начальных этапах изучения данной темы, находить площадь квадратов и прямоугольников обучают, разбивая данные фигуры на квадраты размером в один сантиметр квадратный. Затем подсчитывают их количество. Поэтому, при изучении правила нахождения площади фигуры, предлагается ситуация, в которой невозможно найти ее площадь, посчитав количество квадратных сантиметров обычным путем. Используя диалог, подвести к правилу нахождения площади геометрических фигур путем умножения длины на ширину.
Группировка. Слайд №13
Пример: урок русского языка в 3 классе по теме: «Глагол».
Записать на доске такие слова: смотрит, окно, рисует, картины, словарь, машина, играет.Попросить обучающихся поставить вопросы к словам и сгруппировать их, в зависимости от поставленного вопроса. Затем выписать слова, которые отвечают на вопрос: «Что делает?». Дать понятие «Глагол» и попросить озвучить тему и цель урока.
Домысливание. слайд №14
Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Откуда берутся снег и лед?»
Предложить обучающимся метод «Микрофон», чтобы высказать свои предположения по поводу происхождения снега и льда. Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, а затем формулируют цель урока самостоятельно или при помощи учителя.
Тема-вопрос. слайд №15
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Наречие».
Вначале урока провести словарный диктант. Записать данные слова: Магазин, обезьяна, желтый, прекрасный, аккуратно, быстро. Затем, предложить обучающимся поставить вопросы к данным словам и записать. Определить части речи. При работе со словами «аккуратно» и «быстро», обучающиеся зададут вопрос о том, что последние два слова не относятся ни к одной из изученных частей речи, так отвечают на другой вопрос. В этот момент и познакомить их с понятием «наречие», а затем попросить озвучить тему и цель урока.
Вывод.
Целеполагание не является индивидуальным действием одного человека. Это процесс взаимодействия всех участников деятельности. Ни у одного школьника не возникнет желания учиться, если он не осознал цели своей учебной деятельности, если не принял ее как личную, если не смог реализовать ее в дальнейшем в практической деятельности и жизни.
Таким образом, рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Всё изложенное мной выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В заключении необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
Желаю Вам здоровья и творческих успехов!
Предварительный просмотр:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Балаково
ПРИЕМЫ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
УСЛОВИЯХ
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
К. Д. Ушинский
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
* S-Specific (конкретная). Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
* M-Measurable (измеримая). Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
* A-Achievable (достижимая). Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков.
* R-Relevant (актуальная). Цель должна быть уместной в данной ситуации.
* T- Time-limited (ограниченная во времени). Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.
Классификация целей:
- Личностные цели;
- Предметные цели;
- Креативные цели;
- Когнитивные цели;
- Оргдеятельностные цели.
- Тема – вопрос
- Работа над понятием
- Подводящий диалог
- Формирование цели при помощи опорных глаголов
- Цитаты, пословицы, поговорки
- Ситуация «Яркого пятна»
- Группировка
- Проблемная ситуация
- Проблема предыдущего урока
- Удивляй!
- Лови ошибку!
- Практичность теории
- Мозговой штурм
- Собери слово
- Задом наперед
- Верю – не верю
- Кластеры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...
Приёмы по формированию действий целеполагания на уроках в начальных классах
Целеполагание является проблемой современного урока. В чём суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем заним...
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...
Создание проблемных ситуаций и приёмы целеполагания на уроках в начальной школе.
В материале описаны возможные варианты начала урока, создания проблемной ситуации, выхода на тему урока, постановка детьми целей урока. Поможет учителю начальных классов в подготовке к уроку....
"Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Выступление на МО учителей начальных классов....
Доклад по теме "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"
В этом докладе описываются этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаю...