Статья "Педагогическая технология рейтинговой оценки в начальной школе"
статья

Паутова Татьяна Владимировна

В статье показаны пути повышения эффективности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология рейтинговой оценки в начальной школе

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования нового поколения приводит к изменению форм, технологий и методов образовательной работы учебных заведений в соответствии с компетентностным подходом. В условиях личностно ориентированного обучения важно формировать и развивать не только знания и умения учащихся, но и личностные характеристики, востребованные в реальных жизненных ситуациях.  В основе этих изменений лежит переструктуризация учебных программ и переход к оцениванию уровня подготовки ученика  в форме измерения его компетенций.

Основными средствами, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение намеченных целей, являются контроль и оценка. Оцениванию подлежат как уровень достижения учащимися образовательных стандартов, так и соответствие результатов деятельности учащегося запланированных результатов обучения.

Остро стоит проблема разработки фонда оценочных средств, которые позволят оценить уровень сформированности общеучебных  компетенций  ученика. Важно оценить учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении ученика успех обучения.

Современные требования к качеству знаний заставляют искать новые пути повышения эффективности системы обучения. Необходимо  организовывать учебный процесс, как можно шире использовав творческий потенциал обучающихся. На первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.

 Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя. Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки знаний позволяет создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.  В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний обучающихся. Она позволяет отметить даже незначительные успехи в усвоении учебного материала каждым учеником. Система ориентирована на стимулирование работы учащегося в течение изучения всей учебной темы, обеспечивает объективность диагностики знаний.

Рейтинг - это сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений ученика.  С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть прозрачным показателем, заставляющим обучающегося стремиться его повысить. Для этого ученик должен знать об изменении своего рейтинга в процессе обучения.

При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание обучающийся получает определённое количество  баллов. Если ответ неполный или с недочетами, то количество баллов уменьшается. Если же ответ ошибочен, баллы не начисляются.  Отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Система приучает обучающихся более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. Важно, что баллами можно поощрить самостоятельность выполнения задания, выбор более трудного задания.

При регулярном использовании балльно – рейтинговой системы оценки знаний обучающихся отмечается рост учебной активности, организованность, качественное выполнение учебных заданий. Растет заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным. Следует отметить, что главная сложность при внедрении рейтинговой системы состоит в том, что данная система оценки  требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы, значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам.

В качестве примера использования рейтинговой накопительной системы в начальной школе могу предложить карту интегрированного урока русского языка и физической культуры в 4 классе.

КАРТА УРОКА ……………………………………………………….

ЗАДАНИЕ №1. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ.

  • Начинай  жизнь  новую  понедельника  не  а  с  утренней  с  зарядки.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  • Спортом  силы  занимаешься  набираешься  и.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • Сильного  болезнь  и  ловкого  догонит  не.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

САМОКОНТРОЛЬ № 1

  • Этот вид работы не получился  -  0 баллов.
  • Я без ошибок собрал 1 пословицу  -  1 балл.
  • Я без ошибок собрал 2 пословицы  -  2 балла.
  • Я собрал все пословицы без ошибок  -  3 балла.

Я набрал ……баллов!

_____________________________________________________________

САМОКОНТРОЛЬ № 2

  • Я допустил 3 или более ошибок  -  0 баллов.
  • Я допустил 2 ошибки  - 1 балл.
  • Я допустил 1 ошибку  2 балла.
  • Я выполнил задание без ошибок  3 балла.

Я набрал…… баллов!

______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3. ФОНЕТИКА.

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………...

САМОКОНТРОЛЬ  № 3.

  • Я допустил 3 или более ошибок  - 0 баллов.
  • Я допустил  1 – 2 ошибки – 1 балл.
  • Я без ошибок справился с заданием  - 2 балла.

Я набрал……баллов

ЗАДАНИЕ  № 4. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

………………………………………………

………………………………………………

САМОКОНТРОЛЬ №4.

  • Я допустил 3 или более ошибок  - 0 баллов.
  • Я допустил  1 – 2 ошибки – 1 балл.
  • Я без ошибок справился с заданием  - 2 балла.

Я набрал……баллов!

_________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 5. ВЫБЕРИ КОНВЕРТ С ЗАДАНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

                            РАБОТА С ТЕКСТОМ.

САМОКОНТРОЛЬ № 5.

К  ЗАДАНИЮ « ВСТАВЬ БУКВЫ»

  • Я допустил 3 или более ошибок  - 0 баллов.
  • Я допустил  1 – 2 ошибки – 1 балл.
  • Я без ошибок справился с заданием  - 2 балла.

Я набрал……баллов

К  ЗАДАНИЮ  «ВОССТАНОВИ ТЕКСТ»

  • Задание было слишком сложным  -  0 баллов.
  • Я допустил 2 ошибки   -  1 балл.
  • Я допустил 1 ошибку  -  2 балла.
  • Я справился с работой без ошибок  -  3 балла.

Я набрал……баллов!

РАБОТА  В  СПОРТИВНОМ  ЗАЛЕ

САМОКОНТРОЛЬ  №  6

  • Моя команда набрала ……баллов!
  • _____________________________________________________________

 САМОКОНТРОЛЬ  № 7

ОТМЕТЬ НУЖНОЕ ЗНАКОМ +

Я был активен на уроке. ……

Я был не слишком активен на уроке. …..

Мне понравилось работать по рейтинговой накопительной системе……

Мне не понравилось работать по рейтинговой накопительной системе……

Я получил……….жетонов.                    

Я набрал……баллов!

ЗА УРОК Я ЗАРАБОТАЛ………….. БАЛЛОВ.

Перевод баллов в отметку:

- менее 17  баллов  -  «2»

- 17 – 20  баллов  -  «3»

- 21 24  баллов  -  «4»

- 25 и более баллов  -  «5»

Моя отметка за урок  -……………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Технология организации накопительной системы оценки в начальной школе

Материал представленный в статье рекомендован для учителей начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Критерии оценивания в начальной школе. Нормы оценок в начальной школе.

Критерии оценивания в начальной школе.Нормы оценок в начальной школе....