Из опыта работы с оборудованием естественно – научной лаборатории CORNELSEN
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с оборудованием естественно – научной лаборатории CORNELSEN
Учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1955
Николаева Наталия Николаевна
Новые образовательные стандарты... Когда – то я даже не могла подумать о том, что такими стремительными темпами придется их осваивать и внедрять в практику своей работы. Мучили мысли, с чего начинать? Как организовать учебный процесс, что для этого нужно изменить?
Начала с себя. Стала активно учиться. Несмотря на многолетний стаж, поняла, что знаний, полученных в университете и в практической деятельности недостаточно для успешного ведения работы. Сегодня возникла необходимость учиться быстро и осваивать большой массив информации, постоянно заниматься самообразованием, даже получив уже определенную специальность и имея опыт. Множество курсов, семинаров, круглых столов, дискуссий - стало что-то проясняться. Но, как уверяют психологи, и подтверждает практика, процесс запоминания и понимания происходит быстрее, когда не просто слушаешь, а обучаешь других. И я включилась в деятельность. Тему взяла: формирование УУД посредством переносных лабораторий CORNELSEN на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Трудность работы заключалась в том, что опыта работы с таким оборудованием было очень мало и приходилось собирать его по крупинкам. В первое время помогли методические пособия, сопровождающие комплект оборудования CORNELSEN по изучению свойств воздуха и воды. На основе этих пособий, которые демонстрировали опыт работы немецких коллег с оборудованием, начала разрабатывать свои занятия и практические работы, как в урочной деятельности, так и во внеурочной. К этому времени уже вела в своей параллели кружок «Лаборатория открытий». Темы занятий очень часто подсказывали сами дети. Как только возникал какой-то вопрос или проблема, я старалась разрешить её на следующем занятии.
Совместно с коллегами у нас представилась возможность дать в распоряжение учителя новый профессиональный инструмент, способствующий реализации потенциала начального образования, развитию системы универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Переносная лаборатория CORNELSEN позволяют учителю более интересно и эффективно строить уроки, представлять материал в наглядном виде. Учащиеся имеют возможность проводить опыты самостоятельно, делать выводы, обобщения и подкреплять теоретический материал практикой. Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Практическая работа и опыты позволяют судить и о том, как материал усвоен, и о том, как учащийся оперирует знаниями.
К сожалению, некоторые учителя не вполне представляют и понимают значение опытов как моделей природных явлений, затрудняются в организации мыслительной деятельности при проведении опытов. Чаще всего в подобных случаях используется словесный метод обучения или демонстрационный опыт, редко используются средства естественных наук - эксперимент и наблюдение. Для этого, вероятно, есть несколько причин таких как: неумение поставить опыт, трудности в организации познавательной активности учеников, в составлении системы вопросов для закрепления полученных знаний и формирования навыков работы исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Таким образом, первой задачей в своей работе считала проведение практических занятий с педагогами. Чтобы они познакомились с возможностями оборудования естественно-научной лаборатории, сами провели опыты и эксперименты. Действуя по инструкции, вели наблюдения, фиксировали результаты, делали выводы. По признанию самих учителей, посещая такие занятия, они узнавали много нового об опыте как о модели природных явлений. Не всегда сразу удавалось объяснить результаты экспериментов, хотя дети делают это намного свободнее и смелее.
При работе с детьми следует избегать таких ошибок, как предложение «посмотреть опыт». При таком подходе опыт теряет познавательный смысл и становится простым фокусом. Очень важно также, кроме обобщений и выводов, зафиксировать полученные результаты, так как рассказ является одним из совершенных средств развития речи учащихся. Еще К.Д. Ушинский ратовал за «активные методы» изучения природы, наблюдение, опыт, экскурсию. Зафиксировать полученные результаты можно при помощи таблицы, рисунка, схемы. При этом происходит процесс воспроизведения картины наблюдения.Приведу в качестве примера часть занятия по теме «Свойства воды. Почему корабль плавает, а не тонет?», проводимого в рамках внеурочной деятельности кружка «Исследователь» при помощи учебного оборудования лаборатории CORNELSEN. Занятия проводятся в группах.
Вначале занятия создается проблемная ситуация. Демонстрируя модель корабля (рис.1) опускаем его в воду и задаем вопрос
- Что делает вода с кораблем, когда его спускают на воду?
Рисунок 1
Дети высказывают предположения, записывают их. Затем предлагается провести опыты (для каждой группы свои).
1 группа:
- Медленно погрузи груз на резинке в воду.
-Также медленно вытащи груз из воды. Внимание! Груз не должен касаться дна ёмкости с водой. Что происходит с резинкой? Почему это происходит?
2 группа:
- Медленно погрузи груз на верёвке в воду.
- Также медленно вытащи груз из воды. Внимание! Груз не должен касаться дна ёмкости с водой. Что ты чувствуешь, когда груз погружается в воду? Почему это происходит?
3 группа:
- Одновременно погрузи оба стакана в воду дном книзу. При этом держи маленький стакан в одной руке, а большой - в другой руке. Внимание! Вода не должна попасть в стаканы. Что ты чувствуешь каждой рукой? Сравни. Почему это происходит?
3 группа:
- Надень на руку пластиковую перчатку.
-Опусти руку в перчатке в емкость с водой. Внимание! Вода не должна попасть в перчатку. Что происходит с перчаткой? Как вода действует на погруженные в нее тела?
4 группа:
- У тебя есть разные мячи. Поочередно погрузи рукой каждый мяч глубоко в воду и потом опусти его. Что происходит с мячом? Почему это происходит?
Дети проводят опыты, делают предположения, отвечая письменно на вопросы. Затем каждая группа озвучивает результаты своего эксперимента, проговаривая их устно. Происходит обмен мнениями, сравниваются предположения, выдвинутые вперед опытом и после него, корректируются выводы и четко фиксируется результат работы.
Новые образовательные стандарты требуют оснащения всех школ оборудованием для проведения опытов. Но даже наличие такового не гарантирует работы с ним, так как многие педагоги объясняют неумение работать с ним отсутствием времени, методических разработок и т.д. При проведении мастер-классов выясняется, что владение системой работы с оборудованием облегчает понимание учащимися причинно-следственных связей в природе.
Главное, учить не только нам, но и учиться самим. Вступая в диалоги и дискуссии с коллегами, обмениваясь опытом, стало приходить более ясное понимание и осознание концепции новых образовательных стандартов. Но наряду с этим столкнулись и с позицией, когда педагоги не желают учиться новому, не принимают изменений. Кто-то выражает это открыто, у кого-то чувствуется скрытое неприятие. Но жизнь убеждает, что, не изменившись самому, невозможно изменить что-то в учебной деятельности.
Общаясь с коллегами, выяснила, что наибольшие трудности вызывают практические навыки организации групповой работы. Мы также столкнулись с этой проблемой при организации групповой работы с учениками на начальной стадии обучения. Очень сложно было организовать продуктивное взаимодействие и сотрудничество между сверстниками и взрослыми.
Как интегрировать детей в группу?
Как привлечь их к коллективному обсуждению проблем?
Как предотвратить конфликты?
И вновь в результате опыта и прохождения череды ошибок выяснилось, что существует огромное количество методик приобщения детей к коллективным формам работы. Эти методики хорошо знакомы психологам, но, к сожалению, еще недостаточно ими владеют педагоги. Это методики коммуникации как взаимодействия, коммуникации как интериоризация Пеаже и Цукермана. Организация внеурочных групповых занятий с элементами тренинга М. Битянова и Н.Пилипко и многие другие. Познакомившись с ними, мы апробировали их на практике и получили неплохие результаты. Наши дети все более четко и слажено стали работать в группах.
Учить может тот, кто сам прошел тот же путь, то есть имеет опыт самообразования и передает его в силу того, что владеет техниками рефлексии и передачи. И кроме того продолжает вести наблюдения, исследования, самообразовываться, жить обычной жизнью.
Еще одним важным аспектом деятельности является распространение опыта работы по организации исследовательской и проектной деятельности школьников и привлечение к этой работе родителей учеников. Работы, представляемые детьми, вызывают удивление и восхищение своей глубиной и разнообразием, умением ребят защищать свои проекты, отстаивать свою точку зрения. Такая работа в полной мере отвечает требованиям стандартов и способствует накоплению актуального жизненного опыта.
Список литературы
- Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе.»М. 2010.
- Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе.»
- Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
- http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность использования цифровой естественно — научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР» в школьном курсе «Окружающий мир»
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001154 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001138В статье рассматривается современный подход к исследовательской и практической деятельности учащегося...
Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»
Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...
ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы
Использование ЛабДиска ГЛОМИР в начальной школе позволяет:- овладевать практическими способами работы с информацией;- развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтро...
«Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»
«Исследовательская работа в начальной школес помощью мобильной естественно-научной лабораторииЛабДиск-Гломир»Цель мастер-класса: сформировать готовность слушателей использовать современные технические...
Из опыта работы с оборудованием естественно – научной лаборатории CORNELSEN. Разработки уроков.
Работа с переносными лабораториями....
Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....