мастер-класс "Применение малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности»
методическая разработка
Оксана Александровна Очеретова,
учитель ритмики I квалификационной категории,
МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска
Мастер-класс на тему:
«Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и
во внеурочной деятельности»
- Цель:
познакомить участников мастер-класса с опытом использования современных приемов работы с пословицами и поговорками на уроках и во внеурочной деятельности по предмету – ритмика.
2. Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством практического применения различных видов музыкально-ритмической деятельности на основе использования малых форм фольклора,
- представить участникам мастер-класса приемы развития музыкальности и чувства ритма в условиях активного взаимодействия при выполнении ритмических игр, заданий, упражнений с применением пословиц и поговорок,
- убедить участников мастер-класса в важности, целесообразности и эффективности применения пословиц и поговорок в совокупности с приёмами работы, способствующими развитию музыкальности и чувства ритма на уроках и во внеурочной деятельности,
- предложить использовать в своей педагогической деятельности опыт по применению современных приемов работы, как одно из средств развития речи и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Оксана Александровна Очеретова,
учитель ритмики I квалификационной категории,
МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска
Мастер-класс на тему:
«Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и
во внеурочной деятельности»
- Цель:
познакомить участников мастер-класса с опытом использования современных приемов работы с пословицами и поговорками на уроках и во внеурочной деятельности по предмету – ритмика.
2. Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством практического применения различных видов музыкально-ритмической деятельности на основе использования малых форм фольклора,
- представить участникам мастер-класса приемы развития музыкальности и чувства ритма в условиях активного взаимодействия при выполнении ритмических игр, заданий, упражнений с применением пословиц и поговорок,
- убедить участников мастер-класса в важности, целесообразности и эффективности применения пословиц и поговорок в совокупности с приёмами работы, способствующими развитию музыкальности и чувства ритма на уроках и во внеурочной деятельности,
- предложить использовать в своей педагогической деятельности опыт по применению современных приемов работы, как одно из средств развития речи и нравственного воспитания подрастающего поколения.
3. Вводная беседа.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я веду предмет, который называется «Ритмика». Он является модулем уроков физической культуры. Продолжением предмета является курс внеурочной деятельности «Хореография».
Вопрос актуальности и необходимости использования пословиц и поговорок в обучении младших школьников всем нам понятен.
Наверно, у Вас возникает вопрос: «Каким образом можно использовать пословицы и поговорки на моих занятиях?»
Однако и уроки ритмики и занятия хореографией несут, кроме основных образовательных задач, в том числе, большой воспитательный потенциал.
Пословицы и поговорки представляют собой простой и богатый материал, не нуждающийся в адаптации и отвечающий самым высоким художественным требованиям.
Благодаря своей краткости, ритмической организованности, образности и эмоциональной окрашенности включение пословиц и поговорок в различные этапы урока ритмики и занятия по хореографии является отличным подспорьем, причем назначение упражнений и заданий может быть различным.
Конечно же, в процессе выполнения таких заданий, игр и упражнений обязательно идет разбор смысла, поучительного подтекста использованных пословиц и поговорок, проводится работа по выяснению значения, уместности использования в речи, а также к каким ситуациям они подходят.
Использование данных форм фольклора на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе играет немаловажную роль в формировании системы нравственных ценностей, расширении кругозора и обогащении словарного запаса учащихся, развитии образного и творческого мышления ребенка.
Приобщая учеников к восприятию пословиц и поговорок как народной мудрости и народного наследия, включая их в работу на своих занятиях, я ставлю задачи: развивать положительные нравственные качества личности ребенка, повышать уровень воспитанности, сознательности, трудолюбия, воспитывать духовные ценности и чувство патриотизма младших школьников.
4. Практическая часть.
На основе знания о сильной и слабой доле, метрической пульсации и длительности нот – выполняются различные задания:
- Ритмическая игра «Эхо» – прохлопывание ритмического рисунка пословиц и поговорок (аудитория).
- Ритмическая игра «Кубики» – метризация (выделение) сильной и слабой доли с использованием пословиц и поговорок (аудитория).
- Использование пословиц и поговорок определенной тематики, в соответствии с целью и задачами урока (сюжетно-ролевые, коммуникативные танцы-игры и т.п.), например танец-игра «ручеек с платочком» – начало пословицы или поговорки говорит ведущий, а заканчивает тот, кому ведущий передал платочек в процессе движения по «ручейку». все это происходит в процессе движения и перестроения в различные рисунки, фигуры и построения.
- Делу время, потехе час.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Большая подготовительная работа ведется перед разучиванием и постановкой хореографических композиций, особенно на основе народного и фольклорного музыкального материала.
Такая предварительная работа очень интересна детям. Им нравится выполнять творческие задания, связанные с подбором пословиц и поговорок на определенную тематику. Помимо этого ребята проявляют инициативу и свои творческие способности, делая иллюстрации к определенной пословице и поговорке, что способствует их приобщению к народной культуре, расширению кругозора, развитию памяти и мышления и зачастую приводит к воплощению сценического образа в танцевальных композициях.
Учащиеся 4 «Б» класса
представляют фрагмент танца Курской области – «Тимоня».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младших школьников через малые формы фольклора.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи в...
Использование малых форм фольклора на уроках в начальной школе.
Актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе, особенно очевидна в наше время, когда притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учёбе и живому русск...
Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....
методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...
Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы
Цель данной статьи показать способы работы с малыми жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников...
Мастер-класс на тему: «Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности по хореографии»
Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...