"Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ".
консультация (1 класс)

Фетисова Мария Викторовна

Тематика консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fetisova_m.v._tematika_konsultatsiy_ovz.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС»

108ч.

Тема:

«Тематика консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ»

Выполнила:

Фетисова Мария Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 246

г.Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург 2020г.


Введение.

Рождение ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, для всех членов семьи является испытанием. Родители, связывая собственные надежды с детьми, на себя принимают обязанность воспитывать человека следующих поколений, который реализует, возможно, их неосуществленные мечты. Но в то же время близкие ребенка с ОВЗ в развитии надеяться на многое оснований не имеют.

Создается психологическое противоречие между невозможностью их осуществления и ожиданиями. Реакция родителей на выявленные отклонения в развитии ребенка обуславливается как их переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни и опытом, так и особенностями личности.  

Рождение такого ребенка для всех изменяет в огромной степени их жизнь, и надежды на успех, оптимизм в его будущей жизни вытесняются чувством озлобления, досады и жертвенности. У некоторых людей при таких условиях нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношениях.

Актуальность

Сегодня при условии реализации нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ), который закрепил на законодательном уровне право детей указанных категорий на получение доступного образования, востребованность услуг специалистов, которые призваны оказать содействие, помощь в решении социально-значимой проблемы – проблемы воспитания и эффективного обучения данных детей, возрастает.  

Семья, как фактор социализации, важна для поддержки ребенка с ОВЗ в плане его развития, образования и поведения. Она, являясь для ребенка значимым и надёжным ресурсом развития, реабилитационной структурой, способна создавать максимально благоприятные условия для его развития и воспитания.

В настоящее время малая доля научных исследований посвящается исследованию проблем воспитания и обучения детей с ОВЗ, психолого-педагогической и социально-медицинской поддержки данной категории детей и семей. Актуальной становится практическая неподготовленность педагогических работников образовательных учреждений к реализации педагогических консультаций с родителями обучающихся с ОВЗ.

Цель работы заключается в разработке тематики консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  определить актуальность проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;

- выделить основные формы проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;

- составить примерную тематику консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;

- определить ожидаемые результаты после проведения консультаций.


Актуальность проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ.

 Семья выступает для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во всё многообразие ролевого поведения, родственных отношений, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этот опыт, как отмечают многие исследователи, ребенок использует не только в настоящем – многое из усвоенного в детстве определит его будущие семейные ролевые позиции (В.Н. Дружинин, А.Я. Варга, Л.H. Галигузова, Т.М. Мишина,  Г.Г. Филиппова О.А. Карабанова, , и др.).

Фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья стремится научить многому, создает у ребенка потребность быть признанным, нести ответственность за себя и других. Благодаря социальным контактам вначале в кругу семьи, а потом вне ее ребенок достигает соответствующего уровня эмоционального и социального развития. От того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между членами семьи, зависит личностное развитие ребенка[4].

Ограниченные возможности в формировании семейных ролевых представлений и образов являются одним из факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию детей. Проведение ряда исследований, посвященных значению «образа семьи», показало, что в соответствии с образом родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» он усваивает жизненные ценности, определенное отношение к людям и окружающему миру (Н.А. Круглова, О.Г. Кулиш, Р.А. Яббарова,  Е.Ю. Макарова, , Н.В. Панкова, и др.).

Семья является для ребенка наиболее мягким социальным окружением; от того, какую позицию занимают родители в отношении ребенка, зависит в целом формирование его личности. Особенно важно это для семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Разные семьи по-разному оценивают сложившуюся ситуацию, связанную с воспитанием «особого» ребенка, в плане возможности ее изменения. Если родители занимают пассивную позицию – всё воспринимается как должное, – то в большинстве случаев они устраняются от поиска решения проблемы. Родители с активной позицией, способные идентифицировать те условия, которые можно изменить, активной деятельностью включаются в этот процесс[8].

Известно, что дети с особенностями в развитии нуждаются в ранней специальной психолого-педагогической помощи, которую в состоянии оказать грамотные специалисты – психологи, дефектологи, врачи, логопеды и т.д. (Т.Г. Богданова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, Н.М. Назарова и др.). Вместе с тем квалифицированная помощь со стороны семьи детям с ОВЗ может существенно дополнить комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Заинтересованные родители способны дополнить, расширить, развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить индивидуальное творчество в работе с ребенком.

Проблема родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в последнее время приобретает особую значимость. Современные условия развития системы образования требуют поиска новых, качественных форм работы с семьей, способных обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь. В настоящее время наиболее активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и семьи. Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь в процессе обмена информацией[12].

Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально- психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:  - обследование условий, где проживает семья;

 -  выяснение целей и ожиданий семьи;

-  выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

-  наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

 -  влияние изъятий из семьи её членов;

- изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

- изучение особенностей личности членов семьи.

- изучение прошлого семьи;

 Организация и формы работы с родителями с ОВЗ.

Организация работы с родителями детей с ОВЗ возможна с использованием следующих методов:

1. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.

2. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

3. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

Указанные методы реализуются посредством:

- создания новой обучающей среды («школа-дом»);

- сближения школьной и внешкольной, домашней жизни;

- гуманизации учебно-воспитательного процесса[3].

При организации работы с родителями рекомендуются следующие формы работы:

• первичная беседа, анкетирование;

• домашний визит;

• консультация, в том числе рекомендации по реализации индивидуальной программы развития, оценка уровня развития ребенка;

• индивидуальное занятие;

• фронтальное занятие;

• групповое занятие;

• сообщество (в том числе интернет-сообщество);

• участие в общеклассных, общешкольных, городских мероприятиях (праздниках, акциях и др.)[5].

От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Все усилия, направленные на разрешение проблем родителей, воспитывающих детей с ОВЗ будут безуспешны, если не обеспечить социально-психологическое сопровождение семьи профессиональными кадрами. Также необходимо отметить, что для успешной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, необходимо продуктивное взаимодействие всех социальных институтов, в орбиту которых попала эта семья, и превращение семьи из объекта социальной работы в её субъект, где главным становится ребёнок с ОВЗ[10].

Выстраивая взаимодействие с родителями, важно развивать и использовать как традиционные формы работы с семьей (родительские собрания, лекции, практикумы и пр.), так и интерактивные формы – тренинги, экскурсии, конференции, круглые столы, деловые и ролевые игры, родительские клубы, оздоровительные мероприятия и т.п.

В новых формах взаимодействия педагога с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Интерактивное обучение предполагает: доверительные, позитивные отношения; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения между собой; опору на личный («педагогический») опыт родителей, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации родителей. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Примерная тематика консультаций родителей обучающихся с ОВЗ.

Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность[6].

Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Таблица – Примерная тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ.

Срок проведения

Цель консультации

Тема

Форма работы

Ответственный

Сентябрь

Совместно с родителями определить роль семьи в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Групповое занятие с родителями

Классный руководитель

Октябрь

Определить основные проблемы адаптации ребенка к условиям школы. Выделить основные пути преодоления застенчивости ребенка в новых условиях

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Организация круглого стола

Школьный психолог

Октябрь

Совместно с родителями определить режим дня, подходящий для ребенка с ОВЗ, обучающегося в первом классе

Режим дня и его значение для учащихся

Тематическая консультация

Школьный врач

Ноябрь

Определить особенности развития памяти детей с ОВЗ и выделить основные пути развития памяти.

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Беседа с родителями

Классный руководитель

Декабрь

Составить ряд особенностей развития детей с ОВЗ  и определить методы их развития

Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.

Родительская конференция

Школьный психолог, классный руководитель

Январь

Определить, какая роль принадлежит игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра, как эффективное средство обучения

Игровое занятие совместно с детьми и родителями

Классный руководитель

Февраль

Рассмотреть пути сохранения здоровья детей.

Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.

Родительское собрание

Медицинский работник, учитель физической культуры

Март

Определить основные пути преодоления разногласий между поколениями

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Создание плаката для детей

Школьный психолог

Апрель

Совместно с детьми разобрать что значит понятия «дружба» и «вражда».

Друзья детей – друзья или враги?

Занятие разделено на 2 части:

- Лекция

- Игровое занятие с детьми

Школьный психолог

Апрель

Совместно с родителями дать характеристику трудным детям.

Трудный ребенок. Какой он?

Тематическая консультация

Представитель из детской комнаты милиции

Май

Разобрать эффективность применения дистанционного обучения в работе с детьми с ОВЗ

Использование оборудования для дистанционного обучения

Практикум

Классный руководитель

Начиная работу с семьей следует придерживаться нескольких простых правил, которые гарантируют конструктивное взаимодействие педагога с родителями детей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.  

- Не говорите о проблемах ребенка в усвоении учебных знаний и умений. Помните, что уровень познавательных возможностей детей крайне низок. Только информация об успехах в обучении может быть сообщена родителям.

-  Начинать разговор с родителями с позитивной информации – они хотят слышать именно это. Говорите о том, что сегодня получилось у ребенка, какого успеха он достиг. В крайнем случае, расскажите об отсутствии негативных в течении дня – успокойте родителей, они зачастую пребывали в волнениях по этому поводу в течении дня.  

- Проблемы ребенка преподносите в качестве рекомендации. Не говорите: «Он сегодня не занимался, кричал, дрался, порвал альбом и т. п.» Лучше сказать: «Нам нужно научиться слушать учителя, играть с детьми, развивать силу рук и т. п.».

- Уважайте родительские чувства! Помните, что для каждой мамы и для каждого папы его ребенок самый любимый, самый лучший, самый умный и красивый. Часто родители, рассказывая о своем ребенке, приписывают ему несуществующие, подчас уникальные умения, достоинства. Не противоречьте родителям, не спорьте. Напротив, поверьте в то, что каждый ребенок, действительно, уникальный – ведь это правда.  

- Каждый разговор с родителями заканчивайте на ободряющей, воодушевляющей ноте. Лейтмотивом вашего общения с родителями должна стать идея: «Все будет хорошо, вместе у нас все получится!» Тогда родители станут для педагога и помощниками, и друзьями. А целенаправленное сотрудничество всех значимых для ребенка людей и есть залог успеха в его обучении и воспитании[4].

Ожидаемые результаты системы взаимодействия с родителями.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

- благоприятная семейная обстановка,

- раннее начало коррекционной работы,

- медицинское сопровождение,

- взаимодействие детского сада с семьей.

Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.

Основной целью работы с семьёй является:

- создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального),

- оказание комплексной социально- психологической помощи,

- защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:

- обследование условий, где проживает семья;

- выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других; выяснение целей и ожиданий семьи;

- наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

- изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

- влияние изъятий из семьи её членов;

- изучение прошлого семьи; изучение особенностей личности членов семьи.

После проведения представленных консультаций ожидаются следующие результаты:

- полноценное развитие личности ребенка происходит на основе взаимодействия

- родителей и педагогов школы;  родители получают психолого-педагогическую поддержку семьи;

-  родители получают поддержку и помощь со стороны специалистов образовательного учреждения;

- школа становится открытой для родителей как социальных партнеров

-  родители доверительно относятся к педагогам школы;

-  родители становятся активными участниками в жизни школы, партнерами педагогов;

- реализации АООП НОО

На достигнутом мы не останавливаемся и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями детей с ОВЗ. Но цель остается одна - воспитывать будущих созидателей жизни. Каким будет человек – таким будет и мир, который он вокруг себя создает. Хотелось бы верить, что дети, когда вырастут, будут оберегать и любить своих близких.  

Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества.

Т. о. гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе


Список литературы:

  1. Винокурова, Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – С. 46–48.
  2. Винокурова, Н. В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2. – С. 14–16.
  3. Гузева М. В. Работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Гузева // Актуальные вопросы современной науки. – М.: «Спутник+», 2014. – С. 83-85.
  4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008.–с. 176
  5. Ежовкина, Е. В. Диагностика сформированности академического компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. – 2013. – № 6(37).– С. 227-232.
  6. Ежовкина, Е. В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарно-ориентированного центра образования / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. – 2013. – № 3(34). – С. 234-240.
  7. Ежовкина, Е. В. Особенности жизненного компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. – 2013. –№ 6(37). – С. 220-226.
  8. Ежовкина, Е. В. Особенности личностного компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – №4 (20) – С. 25-31.
  9. Земцова Т.Н. Взаимодействие с семьёй, имеющей ребенка с ОВЗ / Т.Н. Земцова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 202-205.
  10. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
  11. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка / Н.В. Мазурова // Дефектология. – 2005. – №1. – С. 42–47.
  12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 150 с.
  13. Мусукаева Ф. В. Нетрадиционные формы работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья / Ф. В. Мусукаева // Проблемное поле современной семьи. – М.: Диона, 2015. – С. 191-196. 
  14. Рябова, Н. В. Мордовский базовый центр базового образования как инновационное структурное подразделение института / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 41–45.
  15. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71–74.
  16. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 2 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 4 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Консультация для родителей обучающихся «Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»

Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок...

Консультация для родителей на тему: «Лепка как средство развития мелкой моторики у обучающихся»

Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.... Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей средствами лепки.......

Примерная тематика консультаций для родителей

Примерная тематика консультаций для родителей в начальной школе....

Консультация логопеда для родителей обучающихся

Перечислены сложности , на которые должены обратить внимание родители, чтобы во время помочь ребенку и обратиться к логопеду для коррекции  школьных трудностей....