Статья "Организация самоподготовки в группе продленного дня"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шигицева Светлана Александровна

Организация самоподготовки в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_samopodgotovki_v_gpd.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самоподготовки в группе продленного дня

В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и тоже время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

Цель самоподготовки - прививать учащимся навыки самостоятельной учебной работы, способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

Руководство самоподготовкой учащихся осуществляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача развития навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников.

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.          Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).

При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.

В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

  • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
  • найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III -IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.

Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.

Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

        Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждения отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка в группе продленного дня.

Выступление на родительском собрании...

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

«Самоподготовка в группе продленного дня»

Самоподготовка - это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания ...

Самоподготовка в группе продленного дня

Вашему вниманию представляю материал об организации самоподготовки в группе продленного дня....

Самоподготовка в группе продленного дня.

Памятка для родителей и учащихся....

Формирование универсальных учебных действий во время самоподготовки в группе продленного дня.

Материал предназначен дла воспитателей группы продленного дня....

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.                                      ...