Использование методов критического мышления в начальной школе в условиях реализации ФГОС
консультация
Использование методов критического мышления в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.88 МБ |
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
.
.
.
.
.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления как средство повышения познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС
СЛАЙД 1 Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся . СЛАЙД 2
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
У данной технологии есть очень много интересных приемов. Я хочу рассказать о нескольких из них, которые я применяю в своей педагогической практике. СЛАЙД 3
- Кластер.
Кластер оформляется в виде схемы . В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, касающиеся данной темы. И уже вокруг могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. СЛАЙД 4. СЛАЙД 5.
- Игра «Верю-не верю». Ее можно поводить как в начале урока для проверки предыдущей темы, но и на этапе рефлексии для систематизации полученных на уроке знаний.
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы (это могут быть утверждения) , а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. СЛАЙД 6
-Поиграем с вами в игру стратегию « Верю – не верю». Если вы согласны –поднимаете зеленый смайлик, если нет –красный.
*Антонимы – это близкие по значению слова.
* Антонимы – это противоположные по лексическому значению слова.
*Слова с противоположным значением можно найти в толковом словаре.
* Слово «анти» означает «против»
*Слова разговаривать и беседовать – это синонимы.
Слайд 7
- В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я использую прием, который называется "Ромашка Блума" или «Ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…СЛАЙД 8.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
СЛАДЙ9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...
презентация по теме "Использование метода критического мышления в начальной школе"
Метод критического мышления...
Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникативные технологииЗдоровьесберегающие технологии Личностно-ориентированные Системно-деятельностный подходРазвитие критического мышления через чтение и письмо...
Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...
Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...
Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...