Статья "Инновационная деятельность учителя начальных классов"
статья

В статье раскрываются основные моменты инновационной деятельности учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя начальных классов

Нововведения в начальных классах направлены на повышение качества воспитания и образования младших школьников. В разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением.

К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учителя встают перед выбором эффективных способов осуществления инновационных педагогических идей в начальной школе. Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.

В начальной школе в развитии инноваций выделяются следующие направления: создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения; акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла; создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования; большое внимание уделять формированию экологической культуры; разработка учебников, учебно-методических   создание экспериментальных площадок, классов; внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.

Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации. В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы.

Современные условия жизни диктуют внедрение в образовательный процесс школы инноваций, что в свою очередь является важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Внедрение инновации в начальную школу способствует повышению мотивации у младших школьников к обучению, обновлению технологий образования, улучшению к  слова: инновационные процессы; инновационная деятельность; инновации; инновационные технологии; начальная школа; нововведения; технические инновации; учебные инновации; внеучебные инновации.

Современная образовательная система должна отвечать запросам своего времени. Основной задачей программы развития образовательного процесса ставится подготовка высокоинтеллектуального ученика. Исходя из этого, учитель начальных классов должен владеть психологическими приёмами, которые применяются индивидуально к каждому ученику; уметь взаимодействовать с учащимися на уроке и вне класса; быть способным применять в своей профессиональной деятельности инновации.

Инновационная деятельность учителя начальных классов направлена на развитие интереса к учебе у младших школьников, на формирование их личности, на повышение качества образования.

Инновационная деятельность учителя начальных классов – это многоаспектное явление, характеризующееся внедрением в образовательный процесс нововведений.

При осуществлении инновационной деятельности многие учителя начальных классов сталкиваются с трудностями, которые, в первую очередь, связаны с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников. Это накладывает отпечаток на специфику и характер инноваций в начальной школе.

По содержанию и формам проявления инновации разнообразны:

1. по видам деятельности: педагогические, управленческие;

2. по характеру вносимых изменений: радикальные комбинаторные, модификационные;

3. по масштабу вносимых изменений: локальные, модульные, системные;

4. по масштабу использования: единичные, диффузные;

5. по источнику возникновения: внешние, внутренние.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

1. учитель начальных классов создает и применяет в образовательном процессе интеллектуальный продукт, т. е. что-то новое для себя и для учащихся;

2. основная образовательная деятельность обязательно должна быть интегрирована в дополнительную;

3. повышением у младших школьников интереса к обучению.

Нововведения в начальных классах направлены, в первую очередь, на повышение качества воспитания и образования младших школьников. Но в разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением.

В XVII веке Я.А. Коменским разработана классно-урочная система обучения и воспитания. Основываясь на преемственности дошкольного и начального образования, им

создана единая образовательная система. Нововведениями в его системе являются дидактические и воспитательные цели. Ж.-Ж. Руссо высказывает мысль о том, что дети от природы совершенны. Благодаря ему в педагогической науке развиваются теории «свободного воспитания» и «педоцентразма», основывающиеся на том, что не стоит мешать самопроизвольному развитию детей и необходимо полностью руководствоваться их влечениями и желаниями.

Инновацией И.Г. Песталоцци принято считать теорию элементарного начального образования. Им разработана концепция нравственного воспитания и обучения школьников. Одним из первых предложил комбинировать теорию с практикой в образовательных учреждениях. И.Г. Гербарта также принято рассматривать новатором в начальной образовательной системе. Им высказана мысль о необходимости воспитывающего обучения. Большую роль отводил нравственному воспитанию. Развивая теорию обучения, им выделены следующие этапы:

• ясность (знакомство с материалом должно происходить в наглядной форме);

• ассоциация (установление связей между новым материалом и изученным ранее);

• система (изложение материала должно быть связанным);

• метод (использование имеющихся знаний на практике).

Джоном Дьюи сформулирована идея реформирования школьной системы. Он предлагает не обучать детей, а создавать для них комфортные условия, способствующие развитию их врожденных способностей. Им высказана мысль о том, что у учащихся необходимо развивать познавательную активность, а не давать им определенные знания, ориентированные на конкретную профессию. Обучать детей стоит лишь тогда, когда они сами почувствуют в этом необходимость. По мнению Дьюи, во всей учебно-воспитательной работе главным является труд. Однако педагог в образовательном процессе предлагал использовать игры, экскурсии, импровизации. С точки зрения Дьюи, родители должны вовлекаться в учебный процесс.

В России педагогическая мысль получает свое развитие в XVII веке. Это ознаменовано появлением сочинения Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских». Другой российский педагог С. Полоцкий предлагал при монастырях и церквях создавать школы. Инновационная деятельность в российских школах начинается с петровских реформ и связана с именами М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

И.Т. Посошков предлагал организовать для крестьян общедоступные школы, выступал за сознанное обучение. Им была высказана мысль о фиксации в специальной книге знаний каждого ученика. Также он говорил о необходимости издания учебников, которые можно использовать как в учебное время, так и после занятий. Эти пособия предлагалось оформить по принципу самоучителя.

Издатель первого российского журнала для детей Н.И. Новиков выступал сторонником воспитания у детей уважения к людям, к труду. К.Д. Ушинским отмечается, что народный характер должен быть отражен в целях образования и воспитания, т. е. был сторонником национального образования в России.

В последнее десятилетие в России пристальное внимание уделяется изучению педагогических инновационных процессов, включающих нововведения, инновации в систему школьного образования, в том числе и в начальную школу.

Современный учитель начальных классов должен быть готов к использованию в учебном процессе новых методик и технологий. Основным компонентом современного учебного процесса выступает деятельность. Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.

Инновационная деятельность включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации. К первым относятся ИКТ-технологии, электронно-образовательные ресурсы, интерактивная доска. Для осуществления эффективной инновационной деятельности современному учителю начальных классов важно понять ее специфику, обнаружить в себе

педагогические умения, которые необходимы для ее реализации. Инновационным в образовательном процессе начальной школы считается применение активных и интерактивных методов обучения.

Многие учителя начальных классов в рамках инновационного процесса используют не конспект урока, а технологическую карту, в которой предлагаются рекомендации и для

учителя, и для обучающихся. Технологическая карта ориентирована на достижение основной цели обучения младших школьников: научить учиться.

Инновацией является и организация урока, который планируется и проводится по новой схеме. На первый план выходит не простое объяснение и его закрепление, а учащийся становится участником процесса образования, т. е. акцент делается на взаимодействие обучающихся и учителя. Также инновационный процесс в начальной школе должен охватить и внеурочную деятельность. Сегодня важно заинтересовать детей занятиями после уроков, это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство для образования и воспитания. В настоящее время учитель получил возможность по-новому построить внеурочную деятельность для учеников, применяя инновационные технологии.

В начальной школе в развитии инноваций можно выделить следующие направления:

• создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения;

 • акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;

• создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования;

• большое внимание уделять формированию экологической культуры;

• разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;

• внедрение инновационных технологий, методик; создание экспериментальных площадок, классов;

• внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.

В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методикоориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы. Первые предполагают использование образовательных технологий и методик (современные информационные технологии, проектное обучение, модульное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, программированное обучение). Проблемно ориентированные инновационные процессы призваны решать определенные задачи, направленные на осознание своей личности и социальной значимости.

Как уже было отмечено ранее, инновационная деятельность учителя начальных классов предполагает использование новых форм, методов, приемов обучения. Еще недавно младшие школьники занимались по одной методике, используя в обучении букварь. Сейчас же, в современном мире, существует множество методик и программ образования. Целью модернизация системы образования является повышение образования, развития таланта и качеств личности, сберегая здоровье обучающегося. После перехода на федеральный государственный образовательный стандарт во всех школах обучение становится процессом воспитания умения учиться, выработке саморегуляции и т. д. Широкое внедрение инновационных технологий мы получаем в процессе модернизации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает рекомендации по работе с информацией, выделять ее из текста, применяя в работе компьютер. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей. Используя на данном этапе современные технологии, можно закладывать крепкий фундамент его дальнейшего образования. Компьютерные технологии развиваются прогрессивно. Их применение в начальной школе делает урок насыщенным, обогащенным полезной информацией, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала.

Одним из нововведений является применение MacBook в начальной школе. MacBook – это сверхтонкий ноутбук серии MacBook, выпускающийся компанией Apple. MacBook позволяет учителям начальных классов облегчить процесс обучения, сделать его увлекательным. MacBook можно использовать при создании учебных проектов с изображениями, видеороликами и звуковым сопровождением. С помощью MacBook можно записывать и монтировать песни, создавать цифровые презентации и портфолио, готовить видео. Использовать MacBook и его приложения очень легко. Применение его в учебном процессе полностью отвечает требованиям учебного плана. Исходя из этого, использование MacBook в начальной школе решает следующие задачи:

1. знакомство с возможностями работы на Macbook;

2. демонстрация эффективности применения Macbook;

3. облегчение и разнообразие обучения младших школьников.

Учителя могут применять MacBook на занятиях по обучению грамоте и компьютерному письму. Он способствует обогащению и развитию речи младших школьников, формированию творческих и математических умений, алгоритмического мышления, освоению мультимедийных технологий и основ программирования, а также навыков коллективной работы.

Таким образом, важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства, является внедрение в образовательный процесс школы инноваций. Внедрение инновации в начальную школу способствует повышению мотивации у младших школьников к обучению, обновлению технологий образования, улучшению качества образовательных услуг, выполнению общественного заказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Статья « Здоровьесозидающая деятельность учителя начальных классов в урочной и во внеурочной деятельности»

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творч...