«Лэпбук, как средство проектной деятельности в начальной школе».
материал

Сайгельдина Вероника Олеговна

«На ребёнка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания» (К. Н. Венцель)

 

    В связи с внедрением ФГОС школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Этим новым и стал лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_lepbuk_vystuplenie_semyonovka_2020.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»

Республики Марий Эл

«Лэпбук, как средство проектной деятельности

в начальной школе».

Выполнили:

Сайгельдина Вероника Олеговна,

учитель начальных классов и

Гусева Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов и английского языка

с. Шойбулак

2020 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 - 5

1.Технология проектной деятельности в обучении…………………….6

1.1 Сущность метода проектов. …………………………………….. 6 - 8

1.2 Виды проектов……………………………………………………9 - 10

2. Что такое Лэпбук и зачем он нужен ………………………….…11 - 13

3. Этапы работы над Лэпбуком…………………………………………14

4. Все «ЗА» и «ПРОТИВ»………………………………………………..15

5. Практическая часть………………………………………………..16 - 19

Вывод……………………………………………………………………20-21

Список литературы…………………………………………………….….22

Введение.

«На ребёнка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания» (К. Н. Венцель)

      Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Для того, чтобы учащиеся умели применять в практической деятельности и повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия:

1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;

2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;

3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части;

4. поэтапное выполнение проекта;

5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;

6. презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.

    В связи с внедрением ФГОС школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Этим новым и стал лэпбук.

      Лэпбук представляет собой папку или самодельную книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие («Математика», «Погода», «Спорт»), так и узкие («Новый год», «Моя малая родина»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.

При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Лэпбук как часть предметно-пространственной среды отвечает всем требованиям ФГОС начального общего образования к предметно-развивающей среде.

 Цель:

Расширить знания педагогов о новых средствах познавательно – исследовательской деятельности на примере Лэпбука.

Объект исследования:

Учебная проектная деятельность младших школьников.

Предмет исследования:

Организация проектной деятельности в форме изготовления Лэпбука учащихся начальных классов, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников.

Гипотеза исследования: рациональное использование проектной деятельности на примере Лэпбука в процессе обучения способствует развитию творческих способностей и учебной активности учащихся начальных классов.

Задачи:

  • На основе изучения состояния проблемы развития творческих способностей и повышения учебной активности школьников в педагогической, психологической и методической литературе определить теоретические предпосылки формирования проектной деятельности учащихся;
  • Помочь педагогам систематизировать информацию по проектной технологии;
  • Дать конкретный пример оформления реализованного проекта через ознакомление с новым методическим пособием Лэпбук.

1.Технология проектной деятельности в обучении

1.1. Сущность метода проектов

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

1.2. Виды проектов

При овладении учителем методом проектов, необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными.

Типологические признаки проекта:

- Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.

- Продолжительность проекта

- Число участников

- Характер координации

- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

2. Что такое Лэпбук и зачем он нужен.

       Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-либо теме. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

В процессе создания такой папки можно закрепить, систематизировать и обобщить изученный материал, а в дальнейшемона позволит освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук– это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Зачем же нужен Лэпбук?

1.Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук – разновидность метода проекта.

Его создание содержит все этапы проекта:

1. целеполагание (выбор темы);

2. разработка лэпбука (составление плана);

3. выполнение (практическая часть);

4. подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

В зависимости от назначения, тематические папки могут быть:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные, праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

В зависимости от организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок кармашки-гармошки;

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео)
  • информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

3. Этапы работы над Лэпбуком.

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.

Исходный этап: разработка проектного задания:

- Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).

- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)

- Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Выполнение:

- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

- Проведение исследования, выполнение расчетов,

- Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

- Оформление материалов на Лэпбуке,

Подведение итогов:

- Общественная презентация проекта.

- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

4. Все «ЗА» и «ПРОТИВ».

    Не смотря на то, что метод Лэбпука весьма популярен и активно используется учителями на уроках, он имеет как свои положительные, так и  отрицательны стороны. Рассмотрим некоторые из них.

 К плюсам Лэпбука относят:

  • Использование разных форм деятельности обучающихся (индивидуальная, парная, групповая работа);
  • Совместная работа с родителями: родители также могут быть включены в процесс изготовления Лэпбука, если его выполнения нуждается в доработке или является домашним задание;
  • Развивающие задания: задания различного рода могут быть включены в данной проектной деятельности (различные карточки, рисунки, схемы, кроссворды, ребусы и т.д.);
  • Ручная работа: ребёнок изготавливает Лэпбук самостоятельно, опираясь только на свои знания и умения, вследствие чего лучше запоминает пройденный материал, так как наглядное пособие связано непосредственно с практической работой;
  • Подход в обучении.

Среди несомненных плюсов, всё же имеются и свои недостатки. Среди которых следующие минусы:

  • Оценивание работ: такую работу действительно очень сложно оценивать, так как она имеет и творческий характер;
  • Время для создания: если учитель заранее не подготовит достаточно материала для изготовления данной работы, то на создание Лэпбука может уйти очень много времени у детей.

5. Практическая часть.

     

       Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется не только в высокой успеваемости школьников, но и в таком же их интересе к предмету.

Важным направлением своей работы я считаю - научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых на уроке, в своей собственной жизни.

Анализируя опыт работы можно сделать вывод о том, что хорошие результаты – устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе информационными источниками - оправдывают применение проектного метода.

Одним из важных моментов введения младших школьников в проектную деятельность считаю их участие в изготовлении Лэпбуков, открытии способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.

Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем придти к выводу, что проектную деятельность в начальной школе лучше всего вводить сразу с первого класса, хотя многие думают, что это слишком рано.

    Работая в начальных классах, я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

   Технология проектной деятельности для урочной, внеурочной и внеклассной работы одинакова. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли, и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к отчету, сам отчет и рефлексия. По типологии, организуемые во внеклассной работе проекты часто относятся к творческим, ролевым, исследовательским.

 Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

 К технологиям проектной деятельности относится и изготовление Лэпбука.  

Сам процесс изготовления Лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

   Данную форму проектной деятельности я также ввожу с первого класса на уроках окружающего мира. Дети с удовольствием работают в парах, лучше запоминают пройденный материал, развивают свои творческие способности. Хочется отметить, что эта форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в классе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

После выполнения Лэпбука  очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
Работая над Лэпбуком, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Ученик учится работать в коллективе.

       В первом классе на уроке окружающего мира мы изготавливали Лэпбук по теме «Многообразие растений», где ученики закрепляли знания о строении растений, уходе за растениями, условия посадки и многое другое. Каждая группа выполняла Лэпбук по разным растениям. Во втором классе я решила продолжить работу над изготовлением Лэпбуков,  и первой нашей работой стало изготовление Лэпбука по теме «Моя семья». Данную работу ученики выполняли совместно с родителями, что, на мой взгляд, положительно влияет на взаимоотношение детей со своими родителями. Работы получились очень интересными и красочными, детям понравилось вместе с родителями оформлять Лэпбуки по данной тематике. Заранее была роздана схема оформления: кармашки у всех имели одинаковые название, но вот содержимое отличалось. Следующая наша работа была по теме «Юный учёный» и выполнялась учащимися на уроке окружающего мира. В данной работе дети познакомились с некоторыми известными учёными, рассмотрели какие профессии встречаются в науке, узнали, какие предметы необходимо иметь юному учёному, рассмотрели несколько простых опытов. Также в рамках республиканского семинара мною был дан открытый урок по теме «Мы и горы. Безопасное поведение в горах», на котором также мы продемонстрировали своё умение по изготовлению Лэпбуков. Успешно закрепили пройденный материал, заполнив карточки по формам суши и подписав части горы. И узнали об опасностях, которые могут подстерегать нас в горах и о мерах безопасности в виде условных знаков.

   Все эти работы можно в дальнейшем использовать на уроках в качестве наглядного материала.

Лэпбук может быть продуктом проектной деятельности или пособием для создания проекта. Лэпбук используется в начальной и средней школе чаще, чем в старшей.

Прежде, чем начать работать с лэпбуком, необходимо определиться с его тематикой и дать название своей тетради. Если учитель будет только опираться на учебник, то такой лэпбук не вызовет интерес у обучающихся. Необходимо заинтересовать детей тем, что они больше любят: мультгерои, сказочные персонажи, квесты, приключения, компьютерные игры, тем, что может их увлечь не на один урок. Такие лэпбуки ненавязчиво помогают закрепить и отработать необходимый материал. Объем материала будет зависеть от темы. 

На уроке с применением лэпбука должна быть видна работа каждого ученика. Английский язык для ребят становиться не таким уж страшным. Даже, те ребята, которые отсиживались на уроке, будут увлечены интерактивной тетрадью. Изученная лексика из пассивного словаря постепенно переходит в актив, закрепление грамматических правил происходит ненавязчиво, в игровой форме. Да и красочный лэпбук каждого ребенка становится для него уникальной тетрадью, которую он создал сам, своими руками и которой он может похвастаться перед одноклассниками, с которой он может работать как в школе, так и дома самостоятельно, что ведет к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

Вывод.

     Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.

     Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:

1. Работа над выполнением Лэпбука стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

· уроки стали проходить более оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над Лэпбуком, так и заключительный этап – презентацию;

· прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;

· у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.

2. Работа по данной форме проектной деятельности повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:

· немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись выполняют данную работу, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;

3. Повышается учебная активность школьников.

 Таким образом, Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. А ещё Лэпбук - это эффективная технология для начального образования и очень мобильное средство для закрепление и повторения пройденного материала.  На наш взгляд, лэпбук – это эффективная технология начального образования.  Хотелось бы также отметить, что данную форму проектной деятельности мы продолжим и в дальнейшем использовать на своих уроках.

Список литературы.

  1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: учебник /О. А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141с.
  2. 2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст]: пособие для учителя /Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990. – 559с.
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М: Просвещение, 2008
  4. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
  5. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  6. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Вузов /Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.
  7. 43. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский. Т.6. – М., 1949. – 447 с.
  8. 44. Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: Автореферат кандидата педагогических наук /М. А. Федорова. – Белгород, 2002. – 21с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность начальной школе.

Работая в школе  учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"...

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Анализ пробного ВПР и результатов прошлых лет с коллегами по окружающему миру показал, что наибольшую сложность вызвали задания: назвать регион проживания, главный город региона, указать достопримечат...

Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе

Лэпбук- эффективная технология обучения,которая отвечает современным требованиям организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС НОО....

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...