Проектирование современного урока
материал
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Проектирование современного урока»
Подготовила:
учитель начальных классов,
Магомедова Х. М.
- Вступительная часть (сообщение темы, определение круга проблемных вопросов).
(слайд 1) - Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Для учителя урок – это: (слайд 2)
- единица времени;
- основная форма учебного процесса;
- «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса»;
- «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»;
- «момент истины»;
- и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.
(слайд 3) Сегодня нам вместе предстоит разобраться в том, что же такое современный урок, а профессионалы, которых мне очень приятно видеть здесь, напомнят нам постулаты современного урока. К ним мы вернёмся подводя итог нашей работы.
- Теоретически – демонстрационная часть.
(слайд 4) - Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов – теоретиков и практиков – размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования.
(слайд 5)В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 66 обозначены цели, которые ставит общее образование, а также формы организации образовательного процесса и требования к созданию условий с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Учитель определяет цели образования для каждого участника учебного процесса, которые обеспечат такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Перед вами солнце и восемь его лучей.
(слайд 6) На каждом луче записан вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, изобразительная, речевая, практическая, трудовая). Оцените каждый луч настолько баллов (от 0 до 10), сколько, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности. Соедините эти точки. Вы получили колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Конечно, нет!
Сегодня каждого из нас коснулись перемены, происходящие в современном обществе. Они требуют совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. ФГОС помогает нам выровнять это колесо.
(слайд 7) - В связи с этим приоритетной является развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, научить детей учиться. Усвоение учебного материала должно происходить в форме учебной деятельности. Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование. Включение в деятельность – это основа успешного формирования универсальных учебных действий у школьников. Давайте вспомним хорошо известные виды Универсальных Учебных Действий.
- Итак, на слайде перед Вами, действия ученика в той или иной социальной роли и в межличностном общении. Какие это универсальные учебные действия?
(слайд 8) - Выстраивать «Я - концепцию»; применять нормы морали в ситуации выбора; применять нормы морали в оценке действий других людей; применять нормы морали в оценке событий; анализировать свое поведение с точки зрения морали и этики; понимать ценность того или иного знания; формировать будущий образ жизни – это … (личностные УУД).
(слайд 9) - Перед вами действия, организующие учебную деятельность: организовать рабочее место; ставить цель; составлять план работы; прогнозировать результат своих достижений; контролировать результат работы; давать оценку деятельности и ее результата - это … (регулятивные УУД).
(слайд 10) - К третьей группе относятся действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем: находить и преобразовывать информацию; выбирать эффективные способы решения задач; анализировать и сравнивать предметы и явления; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблему и создавать способы решения - это (познавательные УУ).
(слайд 11) На этом слайде вы видите действия при общении и сотрудничестве с другими людьми: учитывать позицию других людей; вступать в диалог; сотрудничать в коллективе (определять свою роль, роль другого, принимать эти роли); корректировать действия свои и партнера; разрешать конфликты; ясно выражать свои мысли – это … (коммуникативные УУД).
- Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. Раньше при слове урок мы говорили о планировании. Сейчас на смену ему наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока пришёл термин проектирование.
- В чем отличие планирования от проектирования? И есть ли оно?
(слайд 12) Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов. Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС.
- Практическая часть (работа в группах: сравнительный анализ современного и традиционного уроков).
- Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
(слайды 13,14) Предлагаю вам обсудить в группе и прописать изменения в проектировании современного урока на каждом его этапе.
(Один из вариантов итогов работы группы)
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
(слайд 15) Меняется не только урок, но и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Фронтальная работа на уроке должна уйти! Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается!
(слайд 16) Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – основная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников. Выше мы уже говорили о том, что урок состоит элементов (этапов), которые взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока. Так же на уроке необходимо использовать образовательные технологии. На современном уроке это должны быть технологии, предоставляющие возможность перехода от репродуктивной деятельности к продуктивной. Из списка образовательных технологий предлагаю Вам выбрать те, которые помогают провести современный урок:
- Технология развития критического мышления.
- Технология педагогических мастерских.
- Догматические, репродуктивные технологии.
- Технология группового взаимодействия.
- Технология проектного метода обучения.
- Технология объяснительно-иллюстрационного обучения
- Технология исследовательского обучения.
- Игровые технологии.
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
- Технологии проблемного диалога (Мельникова Е.Л.).
- Технология С.Н.Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- Информационные технологии обучения.
- Технологии развивающего обучения.
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации.
- Рефлексия участников мастер – класса. Подведение итогов.
(слайд 17) Что же для вас современный урок. Попробуйте сформулировать определение одним словом (открытие, свобода творчества, развитие, самопознание, интерес, инициативность, уверенность, мотивация). А что главное на уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Но время «готовых» уроков постепенно проходит.
(слайд 18) Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок – развития, понимания этих знаний, умений, навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока
материалы для учителя...
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федеральног...
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО». Конспект урока по лыжной подготовке (3 класс)
Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты и выносливости посредством использования разнообразных лыжных ходов, приёмов подъема и спуска сгоры и способствовать развитию координации движений....
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...