Рефлексия как обязательный этап урока по ФГОС
учебно-методический материал

Терских Марина Николаевна

В работе представлен  доклад  по теме : Рефлексия как обязательный этап урока по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_refleksiya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

 Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности готовой  к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Слайд 3

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием для создания развивающей среды является этап рефлексии.

Слайд 4

В структуре урока  соответствующего требованиям ФГОС – рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается  на рефлексию деятельности, предполагается проводить этот этап в конце урока, при этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают учащиеся. Для чего нужна рефлексия ? Если ребёнок понимает ради чего он изучает данную тему, как она пригодится ему в будущем, какие цели должны быть достигнуты на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли адекватно оценивать свой труд и работу одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее  и легче, как для учащихся , так и для учителя. Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно без рефлексии. Осуществлять рефлексию можно по - разному, это элементы рефлексии на отдельных этапах урока, рефлексия в конце каждого урока, темы или курса. Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Слайд 5

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств, которые потребуются ему в жизни: самостоятельность, предприимчивость, конкурентноспособность.   Самостоятельность – не учитель отвечает за ученика, а ученик анализируя осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности в своей деятельности. Предприимчивость – ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудач не отчаиваться, а оценивать ситуацию и исходя из условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентноспособность – умение делать что- то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то что у него хорошо получается, но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексия помогает учителю контролировать  класс, уже в ходе урока видеть ,что было понятно, а что осталось на доработку. Рефлексия-  это то новое к чему стремится педагогика учить не науке , а учить учиться. Рефлексия помогает ребёнку осознать не только пройденный путь , но и выстраивать  логическую цепочку, систематизирующую полученный опыт, сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

Слайд 6

Рефлексия – от латинского « рефлексио» - обращение назад, мыслительный процесс направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний , способностей, поведения- способность взглянуть на себя со стороны.

Термин первоначально появился в философии, затем стал популярным и в других областях знаний, в том числе и психологии. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а так же его содержания. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится фактором регуляции поведения. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 7

Рефлексия на уроке это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентироваться на личность каждого ученика.

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификации, учителю удобнее варьировать и комбинировать приёмы, включая рефлексию в план урока.

Слайд 8

  1. По содержанию  рефлексия может быть символической, устной и письменной.  Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов. Карточек, жетонов, жестов. Устная  - предполагает умение ребёнка связано высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная  - самая сложная и занимает более всего времени , она уместна на завершающем этапе целого раздела, или большой темы.

Слайд 9

  1. По форме деятельности рефлексия : коллективная,  групповая , фронтальная,  индивидуальная,-   именно в таком порядке нужно приучать к данному виду работы, сначала классом, потом в отдельных группах, затем индивидуально.

Слайд 10

Выделяют разные виды рефлексии  : языковую – направленную на анализ человеком особенностей своей речи, личностную – её цель познание свойств и специфики собственной личности, интеллектуальную – формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях и эмоциональную – познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы.

Слайд 11

Категория времени так же влияет на вид рефлексии. Различают : ситуативную, ретроспективную , проспективную.  Ситуативная – это вид связанный с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций.  Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.  Проспективная – позволяет анализировать предстоящую деятельность.

Слайд 12

При взаимодействии с учащимися учитель использует в зависимости от обстоятельств один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

 1) физическую- успел не успел,

 2) сенсорную – самочувствие – комфортно , дискомфортно ,

 3) интеллектуальную – что понял? что осознал? что не понял ? какие трудности испытывал?

4) духовную – стал лучше , хуже , созидал, разрушал

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная может быть как индивидуальная так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно , индивидуально и без огласки результатов.

Слайд 13

Таким образом рефлексия может:

  1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства , способы собственной деятельности – интеллектуальная рефлексия.    

2) отражать внутреннее состояние человека – сенсорная рефлексия.

   3) быть средством самопознания.

Слайд 14

Следует так же различать виды рефлексии :

  1. Рефлексия содержания учебного материала;
  2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  3. Рефлексия содержания и результата учебной деятельности.

Слайд 15

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока , с целью установления эмоционального контакта с группой и конце учебной деятельности .

 Слайд 16Это карточки с изображением лиц, цветовые изображения настроения. Эмоционального художественного оформления. Картина. Музыкальный фрагмент. Слайд 17  Например на общем большом листе краской можно изобразить свое настроение в виде полоски, облачка . листочка, пятнышка. В течение 1 минуты. Чтобы определить настроение по цвету Можно применить характеристику цветом макса Люшера. (  хар –ка по презентации)   Слайд 18

Слайд 19

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления осознания содержания пройденного на уроке. Эффективен приём незаконченного предложения.

Слайд 20

Подбор афоризмов , приемов, тезисов. Приём анализа субъективного опыта известный прием пятистишье « синквейн», которое позволяет выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Слайд 21  Научившись оценивать своё эмоциональное состояние и содержание  изучаемого материала, ученику гораздо легче перейти к оцениванию содержания своей собственной деятельности.  Слайд 22 При этом важно научить ребёнка понимать, какие виды деятельности ему даются легко, а над какими необходимо работать.

Слайд 23

Формирование рефлексивных умений можно начинать с более легких приемов « полянка», «Дерево успеха», « графическая рефлексия» , а потом прейти к более сложным «Аргумент», « точка зрения», « карта активности». Слайд 24 Умение оценить результаты учебной деятельности и определить насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становиться залогом успеха. Слайд 25 Рефлексия учебной деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных .Слайд 26  Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектной работы. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока , используя прием « Лестница успехов» Слайд 27

Слайд 28

Приёмы рефлексии результатов учебной деятельности или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны «Оценочная лесенка», Диаграмма успешности , эссе и различные виды портфолио, лист достижений. Слайд 29  В конце урока, при подведении итогов каждый оценивает свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлеченность и полезность. Ученики высказывают по очереди 1 предложением выбирая начало фразы:

-Было интересно, Было сложно, я смог ..

Слайд 30

Можно использовать упражнения + ,- интересно, этот прием  можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 31

Используются различные виды анкет, которые помогают осуществлять самоанализ, давать оценку уроку. Слайд 32 , 33 34

Слайд 35

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы используют приём оценивания условными знаками. ! – интересно и понятно, ? нужно задуматься над своими поступками и поведением. !! – доволен своей работой.

 Слайд 36

Также условные обозначение могут быть в виде геометрических фигур  .

Слайд 37

Таким образом, рефлексивно – оценочная деятельность на уроку позволяет зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность на уроке. Устанавливать затруднения, как направление будущей учебной  деятельности. Позволяет педагогу производить анализ и оценку деятельности учащихся и своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. Слайд 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"- доклад для выступления на педсовете

Материал в помощь учителям для выступления на МО, педсоветах по теме "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"....

Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".

Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах....

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия способствует развитию самостоятельности, предприимчивости, конкурентноспособности....

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...