Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения.
статья (3 класс)

Прокофьева Татьяна Валентиновна

На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий

на уроках литературного чтения.

На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

Работая в школе, я постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу. Как же правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах (по темам «Особенности построения вопросов на уроках с применением элементов проблемного обучения», « Методика проведения оргдеятельностных проектов»), мастер-классах и поняла, что можно создать все необходимые условия для обучения учащихся, но познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнавать. Как же сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом команды класса? Одна мудрость учит нас: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». По такому принципу в основу обучения положена активная деятельность. Одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении создаются такие условия, при которых учащиеся имеют возможность для активного обмена знаниями и опытом работы не только с учителем, но и с другими участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.

Каждому учителю хочется, чтобы уроки  чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Однако, несмотря на усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Но для слабо читающих учащихся это вызывает затруднения. И они выпадают из работы всего класса. По исследованиям психологов у таких детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает их учитель. Пока ребёнок не проговорит и не повторит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Для этого на уроках часто говорю: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помогите, найдите ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать или помогать, тогда и поймут, о чем идёт речь. Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике:

- чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту;

- творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника;

- подбор музыки к произведению, определить её характер и настроение;

- чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;

- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

- составление словесного плана или плана в виде рисунка;

- нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;

- чтение с выписыванием слов на заданную тему;

- поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя;

- рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе;

- выделение рифм, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря;

- драматизация произведений;

- групповая работа по заданию;

- литературные игры;

- творческий пересказ.

Такие задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

На уроках литературного чтения мои учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают другие о его рисунке. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения высказать свою точку зрения. Можно разбить все рисунки по группам в соответствии с планом текста. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод произведения, и смогут ли твои товарищи догадаться по иллюстрации, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал, ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина.

Зная, что для выработки у школьников внимательного отношения к художественному тексту, умения воспринимать прочитанный текс, замечать детали, на уроках нужно применять разнообразные и интересные для учащихся приемы проверки. Так активно проходят уроки с элементами «драматизации». В 1 и 2 классе в разделе учебника «Наш театр», мы читали произведения по ролям, знакомились с профессиями людей, которые помогают в подготовке спектаклей (режиссёр, актёр, драматург, костюмер, декоратор), пробовали свои силы в их качестве (писали свои пьесы, составляли сценарии спектаклей, рисовали декорации, костюмы героев и т.д.). В 3 классе же мы перешли к развёрнутым драматическим представлениям с декорациями, костюмами и репетициями. К инновационным технологиям относится групповая работа. Дети объединяются в группы, и каждая группа получает свою определённую задачу. Вот и здесь, группа декораторов готовит декорации, артисты – учат свои роли, репетируют с режиссёрами и готовятся к выступлению. Или же каждая группа готовит свою сценку, и выполняют все необходимые функции. Ребята раскрываются совершенно с другой стороны. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. В такую творческую работу включены все ученики класса и слабо читающие, и те, кто испытывает затруднения в пересказе текста. Поэтому слабые учащиеся выясняют у сильных товарищей то, что им непонятно, а сильные же стремятся, чтобы слабые разобрались в задании, смогли его хорошо выполнить и не подвели свою команду. Здесь дифференцированный подход уже применяют сами ученики. Они самостоятельно оценивают свои возможности, способности своих товарищей и каждый получает посильную роль. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Благодаря такому подходу, у моих слабых ребят стало получаться заучивать стихи наизусть и стремление читать их выразительно. А ведь раньше они не могли справиться с такими заданиями, да и не старались их выполнять. В такой же работе каждый хочет принять активное участие и каждый получает свою оценку, так как это трудоёмкая работа не одного дня. И за время подготовки ребятам приходилось несколько раз перечитать текст и пересказать его, представить героев и их характеры, окружающие их картины.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является и метод проектов. Это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, учит формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению. Работа над проектом – процесс творческий. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Использование игровой деятельности на моих уроках литературного чтения, позволило ученикам по-новому взглянуть на вопросы и задания к произведению или по разделу. Литературные игры позволили создать благоприятные условия для детского творчества; обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности; развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах; развивать умение четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить компромиссные варианты; повысить познавательный интерес на уроках литературного чтения.

Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту предмета. Но пользоваться ею надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.

Использование методов активного обучения позволяет отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения и способствовать воспитанию активного, сознательного, мыслящего читателя. Все эти инновационные технологии повышают интерес  учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют  читательский интерес, технику чтения, учат активно взаимодействовать не только с учителем, но и с другими учениками. Инновации - это важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиокниг на уроках литературного чтения

Материал посвящен созданию и использованию аудокниг на уроках литературного чтения и возможно на уроках окружающего мира. ...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Для коллег "Использование ЭОР на уроках литературного чтения"

   Использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения в 1-2 классах УМК "Перспектива"....

Использование ИТК на уроках литературного чтения в 1 классе.

Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление ин...

Использование АМО на уроках литературного чтения

Выступление на секции учителей начальных классов Республики Мордовия...

Использование ИКТ на уроках литературного чтения - залог качественного начального образования

Текст выступления на методическом объединении учителей начальных классов...