Формирование познавательной активности младших школьников как фактор достижения планируемых результатов
статья
Выступление на конференции. Раскрытие педагогического опыта в развитии исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_3.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности во внеурочное время
Выступление учителя начальных классов
высшей квалификационной категории,
руководителя школьного
музея «Наше наследие»
Служаевой С.И.
Добрый день уважаемые коллеги! В своём выступлении я хочу поделиться опытом формирования исследовательских способностей учащихся своего класса. Но вначале разрешите мне представиться. Я учитель начальных классов, руководитель школьного музея «Наше наследие». И поэтому прошу вас отправиться в школьный музей.
В моей педагогической деятельности краеведческое направление является приоритетным. Сложилось это далеко не случайно, можно сказать, «исторически», т.к. я являюсь руководителем школьного музея «Наше наследие» у меня родилась идея построить воспитательную работу в своем классе на основе музейных экскурсий по знакомству с историей родного города.
Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности.
Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В своей работе я придерживалась системы, в которой 4 направления, которые проходят с 1 по 4 класс.
1) Я и моя семья
2) Я и мой город
3) Тольятти – город России
4) Я гражданин России
Как же я использую школьный музей для достижения своих целей? Наш музей историко-краеведческий, его название «Наше наследие». На сегодняшний момент действует 6 разделов экспозиции: «Народы Поволжья», «ВАЗ – страницы истории», «Великая Отечественная Война», в его рамках раздел «Молодая гвардия», «Выполняя воинский долг», «Школьных окон негасимый свет» - передвижной раздел. Каждый из них несёт в себе огромный потенциал в формировании исследовательских навыков школьников.
Свои первые мини-исследования мои первоклассники начинают с вопросов: Кто я? Какой я? Кто живёт рядом со мной?
Учащиеся исследуют то, что их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. Родители становятся активными участниками и непременными помощниками.
Дети совместно с родителями оформляют работу на альбомных листах, где помещается детский рисунок или фотография памятной вещи, ее краткая история, события с ней связанные. Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время.
А итогом такой работы является мини-музей нашего класса. (Предметы стоят на столе)
Большой вклад и неоценимую помощь могут оказать родители. Привлечение родителей в работу по краеведению будет продуктивным.
При изучении темы «Их именами и делами гордится наша семья» интересна было то, что учащиеся не только познакомились с родословной своей семьи, но и с лучшими ее представителями.
Сегодня вашему вниманию предлагается презентация такой работы. (Просмотр)
В глазах родителей было и удивление, и гордость, а мамы моих маленьких мастеров не смогли сдержать слез …
Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда ребёнку вручали грамоту, а им благодарность за проделанную работу.
Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими прадедами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Самым ценным в проделанной работе было глубокое потрясение, которое испытали мои ученики от соприкосновения с фактами военной истории и участия в ней своих близких людей. А у взрослых представителей семей появился серьёзный повод передать младшим членам семьи ценнейшие сведения об истории своего рода.
Как видите, эта презентация лишь маленький вклад в раздел ВОВ, но зато осталось место для полёта творчества и поиска новых имён.
Я как руководитель музея вовлекаю учителей и учеников нашей школы активно участвовать в экспедициях «Моя малая родина» и презентовать свои исследования на школьном и городском уровнях. Что даёт отличные результаты.
Самыми удачные работы вошли с сборник городских исследовательских работ «Моя малая родина Тольятти».
Как видите, тематика работ разнообразна и нет предела исследованиям учащихся. Работы имеют осязаемый практический результат – был существенно пополнен фонд музея, разработаны новые экскурсии.
Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем и родителями будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления. Следующим этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание исследовательских и творческих проектов.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию творческий отчёт исследовательской работы по маршруту «Моя малая Родина – Тольятти» 2013 года отряда «Искатели» моего уже 4 «А» класса.
Ребята презентовали свою работу в 3 проектно-аналитической сессии 2013г. Колледжа управления и экономики и получили благодарность за участие, а также заняли 2 место в городском конкурсе «Моя малая Родина – Тольятти». Представляется слово ученикам.
Сегодня мы показали лишь маленькую часть всей работы.
Потому что младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие – поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки. Как сделать эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса? Я тоже искала для себя ответ на этот вопрос. И нашла. Это краеведческая работа на уроках и во внеурочное время.
Я думаю, что краеведческая работа не пройдет для ребят даром, надеюсь, что они станут людьми, любящими родные края и Родину, название которой принято писать с прописной буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"
В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
обобщение опыта...
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....
Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
Представлен опыт работы на уроках литературного чтения....
\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'
Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...
2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования...