Умение говорить - визитная карточка человека
статья
В статье представлены материалы по значимости владения правильной речи и искусства общения для каждого человека вне зависимости от возраста. Каждый должен стремиться красиво выражать свои мысли и быть понятым окружающими. Это станет ключом к будущему успеху. Материалы статьи будут интересны учителям начальных классов, гуманитарного цикла, доступны учащимся начального, основного звена и, что не мало важно, полезны старшеклассникам, для которых необходимость в умении правильно говорить и общаться станет визитной карточкой в настоящем и будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_rech_zalilova.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение говорить - визитная карточка человека.
Л.Р. Залилова, учитель начальных классов
МБОУ «Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина», Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область
L.R. Zalilova, еlementary school teacher,
MBOU «Kurtukovskaya OOSH imeni V. P. Zor’kina»
E-mail: lilija.zalilowa@yandex.ru
Заговори, чтобы я увидел тебя.
Сократ
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого человека общества облекать любую значимую информацию в соответствующую речевую форму.
Речь – основное средство звучащей передачи мыслей, чувств, средство воздействия на слушателей. «Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… и его мысли станут моими…»- писал А.И.Куприн. Говорящий должен воздействовать не только на разум слушателей, но и уметь завоёвывать их симпатию, вызывать нужную реакцию. Самые разнообразные чувства можно передавать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «извините», произнесенные особым образом, могут обидеть или оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу.
Точная и правдивая интонация, возникающая в следствии соответствующего изменения высоты тона, определенного темперамента и умелого применения логических и эмоциональных средств интонации, делает речь говорящего доходчивой и убедительной. Примером может служить деятельность Юрия Борисовича Левитана. Был известен многим миллионам людей, но почти все эти люди не представляли даже, как Левитан выглядит, потому что никогда его не видели. Зато хорошо знали его голос- голос редкого тембра т выразительности. Своими интонациями Левитан умел передать и боль, и огорчения, и радость, и торжество. С помощью выразительности своего голоса он общался с каждым радио слушателем, входил в каждый дом и в каждое сердце, заставлял собраться с силами, вселял уверенность, зарождал надежду. Сила его влияния на людей была поистине легендарной. Ему поручали читать наиболее важные события-те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова. На долю Левитана выпала великая честь – провозгласить Победу нашего народа над фашистами.
« Самое важное в искусстве речи – это, во-первых, произношение, во-вторых, произношение, и, в-третьих, произношение.» - читаем в трудах Демосфена.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит своё сообщение до аудитории. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие. Немаловажную роль играет выразительность – совокупность особенностей речи, образность и эмоциональность усиливают её эффективность, доставляют эстетическое наслаждение.
Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение человека к тому, что он говорит. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда говорящий должным образом оценивает мысль, проявляет свое отношение к ней. Наша мелодия речи волнообразна. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэтому начинать нужно говорить в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного предложения, и понижать тон голоса на точке. Надо также учитывать, что в звучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу предложения, резко падает громкость голоса и часто бывает не слышен конец предложения. Так же, как и не слышны концы слов из-за того, что энергия отдана главному слогу.
Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяжении всего предложения, чтобы поддерживалась ровность силы звука и после ударных слов.
Слова пишутся отдельно, а произносятся слитно. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз разъединяется речевой поток на отдельные фразы.
Понижение голоса на ударном слоге придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от сознания правоты. Вслушайтесь в предложение: «Его речь сильно захватила всех зрителей.» Оно характеризует говорящего, умеющего донести до слушателей свои мысли, убедить их и принять его точку зрения.
Понижение голоса на главном слове- это характерный признак мелодии русской интонации. Понижение тона начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло: в начале, середине или конце фразы.
Техника владения интонацией предполагает умелое пользование темпо-ритмом речи. Совершенствование интонации – способность переливать звук из одного тона в другой.
Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность интонационная.
Интонационная мелодика неповторима и индивидуальна, так как речь – это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком – принадлежит одной личности.
Умеем ли мы говорить так, чтобы хотелось нас слушать? Умение выступать публично стало необходимым навыком в современном мире. Владеть собой, ситуацией и собственной речью важно уметь каждому. Плох тот оратор, который не знает, о чём говорит. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так и кипело, животрепетало, как метко сказанное русское слово» - вслушиваемся в слова Н.В. Гоголя.
В.Солоухин в своём стихотворении «Слово о словах» так точно указывает на, что слово – орудие в устах говорящего. И от него зависит, чем оно будет – медом или ядом.
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам его не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить,
Того, кто слушает тебя.
«Всякая сила, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.» - писал Л.Н. Толстой. Главное средство человеческого общения –речь. Общение невозможно без развитых, речевых способностях человека. Неумение чётко и доходчиво выразить свою мысль может затруднить общение, сделать его примитивным и неэффективным.
Без чтения научиться грамотно и красиво излагать свои мысли просто невозможно. И как тут опять не вспомнить народную мудрость: «Чтение – путь к умению». Во все времена были востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Недаром было сказано в знаменитой поговорке «Человека встречают по одёжке, а провожают по уму». А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум – является его речь. Умение говорить – визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть. Важность умения говорить не нуждается в доказательствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя визитная карточка
Моё педагогическое кредо, эссе, данные...
Визитная карточка посёлка Джалиль
Презентация о малой Родине...
1 класс - визитная карточка
Первый школьный праздник....
Визитная карточка
В своей визитной карточке я предсавила себя как учитель, показала свои достижения и познакомила со своей семьёй....
Ученик года. Визитная карточка.
Визитная карточка представлена в стихотворной форме. Прилагается газета....
"Священное умение говорить"
Методический проект "Создание условий по формированию и развитию письменной речи младших школьников в учебной деятельности"...
Визитная карточка "В каждой интонации спрятан человек"
Разработка урока по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой 3 класс...