Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»
методическая разработка

Шаталова Светлана Викторовна

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_proizvolnogo_vnimaniya_i_povedeniya.docx120.49 КБ

Предварительный просмотр:

Шаталова Светлана Викторовна

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области»

 Тема

«Формирование произвольного внимания и поведения  

через систему заданий при организации проектной деятельности

младших школьников»

Учитель начальных классов

Шаталова Светлана Викторовна

Томаровка

Содержание

  1. Информация об опыте______________________3-16
  1. .Условия возникновения опыта
  2. .Актуальность опыта
  3. .Ведущая педагогическая идея
  4. .Длительность работы
  5. .Диапазон опыта
  6. .Теоретическая база опыта
  7. .Новизна опыта
  1. Технология описания опыта__________________16-22
  1. .Цель опыта
  2. .Задачи опыта
  1. Результативность опыта_____________________22-24

Библиографический список_____________________25  

Приложения к опыту

  1. Информация об опыте

  1. Условия возникновения, становления опыта

          Важным условием становления опыта «Формирование произвольного внимания и поведения  через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников» стал собственный интерес к образовательной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми, с другими педагогами. Данный опыт начал формироваться на базе МБОУ «Томаровская СОШ №1», когда обучающиеся пришли в первый класс.  

      В процессе наблюдения было замечено, что многие дети  находятся в постоянном возбуждении, непоседливы, бесцельно хватают различные предметы, говорливы,  невнимательны, на уроках заняты своими делами. Таких детей трудно вовлечь в деятельность, они не способны запомнить инструкцию и задание, не могут  или с величайшим трудом доводят  начатое дело до конца. Я пришла к выводу, что у многих детей, с которыми я работаю, не сформировано  внимание и имеются проблемы, связанные с поведением.

      По признакам, перечисленным  выше, я предположила, что такое поведение можно отнести к гиперактивному   поведению.

        Гиперактивное поведение в психологии рассматривается как   проявления несвойственными для нормального ребенка невнимательности, отвлекаемости, импульсивности, недостаточности механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля [11]

                 Для подтверждения своих предположений я рассмотрела ряд критериев, которые представили выдающиеся ученые  Кучма Владислав Ремирович  и Брязгунов Игорь Павлович в книге «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей» [10]

       Кучма В.Р., Брязгунов И.П. дают такое определение: « Гиперактивность - это комплексное нарушение, которое включает три основные характеристики: дефицит внимания, двигательная расторможенность, импульсивность» [10]

    По этим критериям я и провела диагностику учащихся класса. (Приложение 1)

Уровень развития внимания, импульсивного поведения, двигательной активности

     В процессе проделанной работы я выявила детей, у которых имеются проблемы, связанные с нарушением произвольного импульсивного поведения, двигательной активности. В ходе диагностики и обработки  данных, были получены следующие результаты: у большинства детей в классе низкий уровень   произвольного внимания 68 %. 9% детей имеет средний уровень,  23% - высокий уровень. Исследуя импульсивное поведение можно отметить, что у  55% - низкий уровень,   13% - средний, 32% высокий уровень развития. Диагностируя  уровень  двигательной активности, выяснено, что у 59% низкий уровень, 13%   - средний, 32% высокий уровень.

     В результате диагностики выяснилось, что низким уровнем произвольного внимания обладают только 68 % учащихся. Низкий  уровень импульсивного поведения  у 55% учащихся.  А детей с низким уровнем контроля расторможенности и усидчивости  - 59%. Следовательно, в классе необходимо проводить работу по развитию внимания и произвольного поведения.  

        В  этой ситуации необходим механизм  работы с детьми, направленной на исправление импульсивности,  двигательной расторможенности и  развития внимания. Так как внимание является свойством различных процессов,  я не могу рассматривать и развивать его отдельно от мышления, воображения или других психических процессов. Поэтому, я предположила, что система заданий, направленная на формирование произвольного поведения и внимания во время организации проектной деятельности   сможет помочь мне решить эти проблемы.

  1.   Актуальность

Я слышу, и я забываю,

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

  Конфуций.

          В наше время изменения происходят во всем - в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов.   Общество ждет от школы человека: деятельного и активного, креативного, любознательного, инициативного, владеющего основными умениями учиться, умеющего организовать свою деятельность, и быть в ответе за свои поступки перед семьей и обществом.

         Но, к сожалению, в настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.

 Важной предпосылкой возникновения опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.  Современный ученик – это саморазвивающийся ребенок, активный, творческий, внимательный, любознательный, инициативный.  Ребенок,  умеющий  самостоятельно добывать знания, и применять эти знания.   А гиперактивные дети   непоседливы, говорливы,  невнимательны,  они не способны запомнить инструкцию и задание, не могут  или с величайшим трудом доводят  начатое дело до конца. Таким образом, требования к уровню развития ребенка, современного общества  не совпадаю с уровнем развития гиперактивного ребенка

  Гиперактивные дети  имеют проблемы связанные с развитием психических процессов, решение которых зависит от создания образовательного пространства.   Следовательно, возникает необходимость создания  новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь высоких образовательных результатов.  Один  из таких способов является проектная деятельность. С помощью системы заданий при организации проектной деятельности можно сформировать произвольное поведение и внимание.

Таким образом, при обучении детей с гиперактивным поведением  возникает   необходимость  создания системы заданий направленных на формирование произвольного поведения и внимания младших школьников. Содержание опыта работы по теме «Формирование произвольного внимания и поведения через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников» призвано преодолеть данную проблему.

  1. Ведущая педагогическая идея

        Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива, любознательность, творчество, самостоятельная деятельность. На практике хорошо известно, что у гиперактивных детей низкий уровень произвольного внимания. Ребенок способен удерживать полученную информацию и перерабатывать ее в течении 5-15 минут, урок длится 40-45 минут. Даже при разнообразных формах организации урока эти дети «отключаются», «выпадают» из этого процесса, теряя при этом нужную информацию.  

  Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, направленных на формирование произвольного внимания и произвольного поведения младших школьников через организацию проектной деятельности на основе использования системы заданий.  

  1.    Длительность работы

В.А. Сухомлинский сказал: «Если хотите, чтобы уроки не превратились в скучную однообразную повинность, ведите каждого ученика на счастливую тропинку исследования…» Работая  над данным опытом в течении 3,5 лет (период с 2012 по 2015 года), я убедилась в правильности слов великого дидакта Сухомлинского, в том, что в ходе учебной деятельности необходимо давать возможность всем учащимся экспериментировать, заниматься исследовательской деятельностью, для развития любознательной и творчески - активной личности.

  1.   Диапазон опыта

                  В данном опыте  представлена авторская  система заданий направленная на формирование произвольного поведения и внимания  через организацию   проектной деятельности для учащихся начальной школы. Элементы этой работы  могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности.  

  1. Теоретическая база

Идеальная дидактика – это ее отсутствие.

Ученик сам стремится к знаниям так,

что ничто не может ему помешать.

Пусть гаснет свет – он будет

 читать при свечах. [5]

Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются.

Каждый знает, что ему делать.

И каждый делает, потому что

хочет этого сам. [5]

        При обобщении своего педагогического опыта «Формирование произвольного внимания и поведения через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»  я опиралась на работы педагогов и психологов:  Э.П. Дюпье, Э.М. Рутмана, В.П.Кащенко, М.И. Буянова, В.И. Гарбузова, М.О. Гуревича.  

        Педагоги-классики Выготский Л.С.. Блонский П.П., Макаренко А.С.,Сухомлинский В.А. подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Произвольное поведение это сознательное поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованными намерениями. Реализуя произвольное поведение, ребенок должен понимать, почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так, а не иначе. Непроизвольное поведение детей  по-прежнему одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают заниматься. Типичные нарушения поведения – это гиперактивное поведение, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое. В данном случае рассмотрим гиперактивное нарушение.

         Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е годы за рубежом. В результате был выделен так называемый «синдром гиперактивности», который впоследствии систематически привлекал внимание ученых (Э.М. Рутман, 1989).В 80-е годы в США диагноз «гиперактивность» был заменен на «расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее» [10].

Наверное, в каждом классе найдется ребенок, которому трудно усидеть на одном месте, молчать, выполнять требования педагога. Такие дети создают дополнительные трудности в работе с классом, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают одноклассников, создавая конфликтные ситуации. Такому ребенку трудно сконцентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Это описание поведения гиперактивного ребенка.

Однако, отдельные черты из этого описания можно в той или иной степени отнести и к детям, имеющим другие особенности: нарушения внимания, повышенную тревожность, агрессивность, просто подвижным, активным детям, поэтому важно отличать поведение гиперактивного ребенка от поведения других категорий детей, и избегать ставить «штампы». Гиперактивные дети нарушают правила поведения не по умыслу, а по неспособности усвоить эти правила. Важно также помнить, что функции внимания и самоконтроля находятся у детей в процессе естественного развития.

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму[16].

Основным симптомом является нарушение внимания (оно встречается в 100% случаев): ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Он часто бросает занятие, не достигнув результата. На уроке ему трудно работать со всем классом, он не может выполнить инструкцию учителя. При индивидуальной работе такое поведение менее заметно. На уроке эти дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или зрительные раздражители. Отвлекаемость может быть связана и с собственным телом, одеждой и другими предметами. Дети делают много ошибок по невнимательности. Рассеянность внимания увеличивается по мере увеличения продолжительности задания, ребенок быстро утомляется.

Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут (младший школьный возраст), по истечение которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время мозг «отдыхает» (3-7 минут), накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В эти моменты ребенок занимается посторонними делами, на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут.

Так как внимание является одной из важнейших функций, обеспечивающих успешность обучения, то такие дети заметно отстают в учебе.

Проблемы с вниманием часто сопровождаются повышенной двигательной активностью. Такие дети постоянно крутятся и вертятся, постоянно находятся в движении, независимо от того, чем они занимаются. Однако результат такой активности невысокий: многое начатое ребенок не доводит до конца, у него много лишних, ненужных движений. Он все время торопится, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. Ему трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны педагога. Замечания в этих случаях не помогают, они только усугубляют ситуацию: ребенок теряется еще больше и окончательно отстает от класса.

К концу дня вследствие общего утомления повышенная активность может выражаться в истериках, плаксивости, беспричинных приступах раздражения.

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети могут испытывать сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, а также при занятиях лепкой и рисованием, может отмечаться неловкость, неуклюжесть.

   Импульсивность есть стремление действовать по первому побуждению под влиянием эмоций. Это выражается в повышенной болтливости, частой смене настроения, выкриках на уроках. Непредсказуемость в поведении таких детей делает их нежелательными членами детского коллектива. В отношениях со сверстниками они часто агрессивны, не любят уступать в чем-либо, стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Дети часто отвергают их дружбу.  

В последнее время число гиперактивных детей значительно возросло. Особенно часто такое нарушение встречается у мальчиков (у девочек нарушения могут проявляться более скрыто, поэтому их сложнее выявить, но в результате могут иметь место учебные трудности).

Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Это объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальное проявление симптомов приходится на возраст 7-12 лет.

            Разобравшись с проблемами гиперактивного поведения, я обратила внимание на возможность применения проектной деятельности, так как считала ее наиболее подходящим в работе с данными детьми.

  Проектная деятельность не является принципиально новым в мировой педагогике.  Проект (лат) – брошенный вперёд. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Основоположником метода проектов считается американский ученый Джон Дьюи (1859-1952).Психолог и педагог предлагал строить процесс обучения на активной основе, через деятельность, связанную с личным опытом ребенка. Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.

          В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» [4].

          Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

       С начала XX века метод проектов становится очень популярным в американской школе.

          Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

        Для развития деятельностной педагогики в образовательной практике в настоящее время есть все условия и основания.    

       Во - первых, теория возрастной периодизации, разработанная Д.Б. Элькониным, в которой обоснованы ведущие деятельности и главные психические новообразования каждого возраста; Теория развивающего обучения разработанная  В.В. Давыдовым, которая опирается на интеллектуальные возможности младшего школьника, соединила в себе  и содержание, и способы, и формы построения современного образования в школе.

     Во - вторых, в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности ребенка, направленной на решение реальных жизненных задач. Этими вопросами на современном этапе развития занимаются такие педагоги как Воронцов А.Б., Заславский В. М., Егоркина С.В.,  Поливанова К.Н..

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения. Метод проектов составляет основу проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Поливанова К.Н. утверждает, что при организации проектной деятельности необходимо учитывать   возрастные  возможности младшего школьника. Проектной деятельностью    для младших школьников являются проектные задачи[4].

Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, в нем термин «задача» имеет несколько значений, одно из них, подходящее для нас, трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения».  

Таким образом, под проектной деятельностью  современные педагоги понимают задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, «продукта».

В ходе проектной деятельности у младших школьников сформируются следующие способности:

  • Рефлексировать ( видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия  в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

       Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

       Прежде всего, должна быть проблемная ситуация, но в ней не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

       Для  продуктивной  проектной деятельности младшему школьнику необходима особая «готовность», заключающаяся в следующем. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

  • Умение спрашивать, выяснять точку зрения других учеников.
  • Умение выражать свою точку зрения понятно для окружающих, формулировать свое мнение, аргументировать его, доказывать.
  • Умение управлять голосом, говорить четко, регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации.
  • Умение договариваться

  В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 По мнению Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренникоа  проектную деятельность младших школьников  можно разделить на некоторые виды:

  • исполнительская;
  • конструктивная;
  • творческая;
  • монопредметная;
  • межпредметная;
  • внепрограммная;
  • исследовательская;
  • информационная;
  • игровая;
  • практико-ориентированная.  

М.Б.Лебедева и О.Н. Шилова в проектной деятельности выделили этапы конструкторский и педагогический. В.А Мегунов, П.А. Петряков  представили проектную деятельность технологично, они  определил  этапы её организации:

  • подготовительный;
  • проектировочный;
  • исследовательский;
  • презентационный;
  • аналитико-рефлексивный.

Авторы рассматривают проектную деятельность как технологию, где представлены поэтапные и взаимосвязанные действия детей и педагогов.

 

Этапы проектной деятельности

Название этапа

Деятельность педагога  

Деятельность учащегося  

Подготовительный

Обеспечивает добровольное включение детей в проектную деятельность, формирует потребность в решении актуальной для ребенка проблемы. Помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику итогового продукта.

Высказывает свои представления о желаемом, мнение по поводу ситуации, обсуждает проблему или вариант проблемы, принимает решение по поводу  основной проблемы и формирует цель проекта, определяет его социальную и личную значимость.

Проектировочный

Организует  поиск оптимального решения проблемы в ходе обсуждения различных вариантов, регулирует процесс обсуждения, создает ситуации, задает вопросы для осознанного и правильного решения, организует выработку критериев оценки проекта, консультирует, организует экскурсии.

Высказывает идеи, предположения, осуществляет анализ и оценку идей, определяет способы решения проблем, оформляет документы.

Исследовательский

Помогает сформулировать гипотезу исследования, организует поиск и анализ информации, подсказывает источники информации; направляет поиск детей, задает вопросы, регулирует взаимодействие учащихся.Контролирует, оказывает поддержку.

Собирает, анализирует, обрабатывает, систематизирует информацию необходимую для разработки проекта.

Презентационный

Помогает выбрать форму презентации, способы взаимодействия с аудиторией. Контролирует процесс представления результатов проектной деятельности, показывает достижения полученного продукта, подчеркивает достижения каждого

Обсуждает форму презентации, представляет и защищает полученный в ходе деятельности продукт, результат.

Аналитико-рефлексивный

Побуждает каждого ребенка к объективному оцениванию осознанию социальной значимости выполненной работы.

Отвечает на вопросы, высказывает мнение о достижениях, успехах и трудностях, определяет перспективы для дальнейшей работы.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании условий, направленной на формирование произвольного поведения и внимания  при организации проектной деятельности младших школьников, на основе использования системы заданий.  

1.8. Характеристика условий

Применение данного опыта возможно во время урочной и внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, обучающихся по различным учебно-методическим комплектам, с целью формирования произвольного поведения и внимания.

  1. Технология опыта
  1. Цель опыта

 Создание условий, направленных на развития произвольного поведения и внимания младших школьников, через организацию   проектной деятельности на основе  использования  системы заданий.

  1. Задачи опыта
  1. Проанализировать научную литературу, в которой раскрывается синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  2. Проанализировать основные психолого-педагогические подходы к  развитию проектной деятельности младших школьников.
  3.   Создать систему заданий в проектной деятельности  направленной на формирование произвольного поведения  и развитие произвольного внимания 
  4. Отследить результативность.

  1. Технология опыта

             Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делает привлекательным. Но форма нужна не только алмазу[5]. Хорошая форма для коллективного познания – проектная деятельность. Проектная деятельность расширяет кругозор учащихся, развивает любознательность, инициативу, творческие способности ребенка, формирует умение сотрудничать друг с другом.

В данном опыте предлагается система заданий, направленная на формирование произвольного поведения  и произвольного внимания    детей  во время организации  проектной деятельности  младших школьников в  школе.  

  • Работая над исследовательскими  проектами, которые имеют четкую   структуру, и она практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Работая, например, над проектами «Родной дом», «Улицы моего поселка», «Природа родного края», «Русская березка», я использую  задания, направленные на формирование произвольного внимания и поведения. Ниже приведена таблица, в которой четко видно, какие упражнения, и на каком этапе работы применялись.  

Система заданий, направленная на развитие произвольного поведения, внимания  

через организацию  исследовательского проекта

Название этапа

Задания на формирование

свойств внимания

Задания на формирование  

Импульсивности

Расторможенностии усидчивости

Подготовительный

концентрация

«Шапка- невидимка»

(приложение 3)

«Водитель» (приложение 3)

распределение   и переключение

«Один два» (приложение 4)

объем «Пуговицы» (приложение 5)

«Черное с белым не носить, «Да» и «Нет» не говорить»

«Подскажи молча».

 (приложение 6)

«Живая картина»

«Послушная тень»

(приложение 7)

Проектировочный

 

концентрация

«Читаем стих»

(приложение 3)

распределение и переключение

«Мир глазами другого» (приложение4)

объем «Запомни» (приложение5)

«Рассмотри, запомни, отгадай»

 «Танцы на острове»

(приложение 6)

«Замри-отомри»

«Кто точнее»

(приложение 7)

Исследовательский

Индивидуальная работа

Методика Мюнстерберга  (приложение 3)

«Каждой руке свое дело» (приложение 4)

 «Добрый и злой мяч» (приложение 6)

«Личный подвиг» (приложение 7)

Презентационный

концентрация

«Найди чем отличаются сюжеты» (приложение 3)

распределение и переключение

«Мир глазами другого» (приложение 4)

объем   «Запомни» (приложение 5)

 «Говори»

«Игра на честность» (приложение 6)

«Автомобиль»

«Сила чести»

(приложение 7)

Аналитико-рефлексивный

концентрация внимания, импульсивность

«Корова» (приложение 3)

 распределение и переключение, импульсивность

«Мир глазами другого» (приложение 6)

объем, расторможенность, усидчивость

«Запомни, замри, отомри» (приложение 5)

«Найди и промолчи»  (приложение 7)

       

   Например: работа  над проектом «Улицы моего поселка»  начинается с   подготовительного этапа, который  проходит таким образом. Была организована  экскурсия по улице Ватутина, во время которой     проведена беседу с детьми о настоящем и прошлом  улицы. Также во время экскурсии было организовано упражнение «Запомни, расскажи», упражнение  направлено  на развитие произвольного внимание детей. Ребята в течение 5 секунд сосредоточенно  смотрят на площадь, которая расположена на улице Ватутина, затем все участники   поворачиваются к площади спиной, а  один ребенок  перечисляет  то, что он запомнил описывая в мельчайших деталях, дети контролируют высказывания и дополняют, После обсуждения, ребята рассматривают объект вновь, подмечая детали, вновь обсуждение. Для поддержания интереса и преодоления расторможенности, тренировки  усидчивости, был проведен психологический прием «Живая картина»,  в ходе которого ее участники, создав сюжетную сценку, замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины. В завершении  экскурсии  было дано детям задание запомнить и рассказать родителям все, что увидели. Спустя некоторое время организовываю внеклассное мероприятие вовремя которого, возвращаю ребят к этой теме. Организовав упражнение  «Что лишнее», цель которого концентрация внимания, подвожу детей к формулировке темы исследования, и его цель. Обсуждаю с детьми значимость этой работы.

        Следующий этап проектировочный,  в который  была включена следующая работа. Организована беседа, цель которой поддержать замысел и инициативу детей, подсказать  поиск оптимального решения проблемы «С чего начинается Родина?», «Почему улицы поселка носят такие имена?».

Обсудить   различные варианты решения  и  создание  ситуаций,  решение которых направлено на развитие произвольного внимания и поведения. Была использована игровая ситуация «Мир глазами другого», в которой использовалось упражнение «Читаем стихи»

       Продолжает работу исследовательский этап, отличительной чертой которого является индивидуальная работа с детьми.  Моя работа заключается в оказании помощи в  формулировании гипотезы исследования, организации  поиска  и анализ информации, помощи, где найти источник   информации.   Одновременно организую индивидуальную работу, направленную на формирование произвольного поведения и внимания, это упражнения: «Каждой руке свое дело», благодаря которому ребенок упражняется в переключении и концентрации внимания; «Жук»  в этом упражнении ребенок учится выполнять инструкцию взрослого, следить за выполнением правил; упражнение  «Добрый и злой мячик» помогает ребенку научиться  контролировать поведение.

Организовываю  работу на презентационном  этапе таким образом,  чтобы ребенок смог выбрать форму презентации, способы взаимодействия с аудиторией. Организовываю предварительную защиту, использую в работе такие упражнения как «Пуговицы», «Ищи безостановочно», «Кто точнее?», направленные на формирование произвольного поведения и внимания.    

    Заключительный этап проектной работы включает в себя следующее. Ребята, которые подготовили проекты, представляют их перед аудиторией, это ребята 4-х «А» и «Б» классов. Дети, слушающие представленные  работы, объективно  оценивают  результат, дополняют или задают вопросы.  В этап этой работы включаются упражнения направленные на формирование произвольного поведения и внимания «Галерея  шариков», «Запомни и расскажи», упражнение «Найди и промолчи!».

    Следующий вид проектной деятельности, которая используется в работе с детьми - это  творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, например «Масленица», «Новый год у ворот», «посиделки», видеофильм, школьный печатный альманах: «Живем с юмором» и т.д.

Система заданий, направленная на развитие произвольного поведения, внимания  через организацию  творческого  проекта  (нет строгой структуры)

Название этапа

Задания на формирование

свойств внимания

Задания на формирование  

Импульсив-ности

Расторможенности усидчивости

Подготовительный

концентрация

 «Времена года» (приложение3)

распределение  и переключение

«Один, два» (приложение4)

объем

«Что перепутал художник»

(приложение5)

«Жужа»

«Говори»  (приложение 6)

«Восковая скульптура»

(приложение 7)

Проектировочный

 

концентрация

«Читаем стихотворение» (приложение3)

распределение и переключение

«Мир глазами другого» (приложение4)

объем

«Запомни» (приложение5)

  «Отгадай»

 « Делай как я»

«Жужа»

(приложение 6)

 

«Кто точнее»

«Сила чести»

(приложение 7)

Презентационный

концентрация

«Найди чем отличаются сюжеты» (приложение3)

распределение и переключение

 «Мир глазами другого» (приложение4)

объем  

«Запомни» (приложение5)

«Найди игрушку»

(приложение 6)

«Колодец обид»

(приложение 7)

          Например: организовывая с детьми проект «Масленица» в 3 классе, предлагала детям просмотреть документальный фильм  «Народные обычаи Древней Руси».  Затем организовала упражнение  «Карусель» (работа, направленная на формирование умения контролировать свою импульсивность), благодаря проделанной работе мне удалось   заинтересовать детей  этой деятельностью. Спрашиваю, а как бы они хотели провести свой праздник. Выслушиваю варианты ответов, задаю вопрос.

- А что для этого нужно?

Провожу упражнения «Найди отличия», «Кто внимательный». В итоге, подвожу детей к тому, что для организации праздника они должны написать сценарий, а для этого каждый должен подобрать стихи, песни, игры по определенной тематике. (приложение 6)

        Самый сложный - это приключенческо-игровой  проект, он  требует большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия. Например проекты «Кай и Герда», «Поле чудес», «Невежа».

Система заданий, направленная на развитие произвольного поведения, внимания  через организацию  приключенческо-игрового проекта 

(нет строгой структуры)

Название этапа

Задания на формирование

свойств внимания

Задания на формирование  

Импульсив-ности

Расторможен-ности усидчивости

Подготовительный

  • Концентрация

«Найди и промолчи» (приложение 3)

«Четвертый лишний» (приложение 3)

  • Распределение  и переключение

«Счет с помехой» (приложение 4)

  • объем

«Ищи безостановочно» (приложение5)

«Говори»

«Куклы» (приложение 6)

«Галерея шаров»

«Мы сидим на полке»

(приложение 7)

Проектировочный

 

  • концентрация

Методика Мюнстерберга (приложение3)

  • распределение и переключение

«Каждой руке свое дело» (приложение 4)

  • объем

«Запомни» (приложение 5)

«Танцы на острове»

«Кричалки – шепталки - молчалки»

(приложение 6)

«Кто точнее?»

«Автомобиль»

(приложение 7)

Презентационный

концентрация

«Будь внимателен» (приложение 3)

  распределение и переключение

«Жук» (приложение 4)

объем   «Не ошибись» 

(приложение 5) 

«Добрый и злой мяч»

«Толкалки» (приложение 6)

«Личный подвиг»

«Скамья запасных»

(приложение 7)

       Организовывая эту работу, я ее продумываю от начала до самого конца, ставлю цель, формулирую проблему и подвожу к этому детей. Эти проекты носят, на мой взгляд, больше воспитательный характер, и направлены на формирование контроля поведения.

Например, игровой проект «В гостях у Буратино».  Для того, чтобы попасть в страну «Чудес», ребята должны приобрести билеты за вежливое слово, в этот момент дети разбиваются на группы. Затем выстраивается работа по определению цели и задач посещения этой страны. В этот момент можно организовать упражнение по методике  Мюнстерберга, где дети концентрируя внимание, пытаются отыскать спрятанные слова. Вся работа построена на выполнении определенных заданий, где каждому ребенку в группе приходится брать на себя роль доброго или злого героя, отстаивать позицию и мотив поведения данного героя. Например: Карабас – Барабас злой и жестокий потому, что не ведал тепла и ласки, жаждет обогащения, не любит детей.  Мальвина – добрая, воспитанная, кроткая девочка. Ребенок должен передать мимикой и жестом характер  этого героя. В конце ребята каждой группы инсценируют отрывок  этой сказки. Эта работы благоприятно воздействует на формирование произвольного поведения и внимания. (Приложение 8)

  1. Результативность опыта

              Для оценки эффективности используемой системы  заданий направленной на развитие произвольного поведения, внимания  через организацию  проектной деятельности,  была проведена диагностика с целью сравнения результатов исследования и первоначальных данных об уровне развития  произвольного поведения, внимания учащихся 4 класса «Б». (Приложение 2)

Результаты представлены в таблице.

До применения опыта        

После применения опыта

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Внимание  

23%

9%

68%

50%

27%

23%

Импульсивность

32%

13%

55%

41%

36%

23%

Расторможенност,усидчивость

28%

13%

59%

50%

 32%

18%

Уровень развития внимания

Уровень развития импульсивного поведения

Уровень двигательной активности

После проведения формирующего эксперимента  развитие произвольного  внимания на высоком уровне увеличилось  на 27%, на среднем уровне увеличилось – на 18 %, на низком уровне уменьшилась на 45%.

   Результаты, учащихся при обследовании импульсивного поведения следующие. На высоком уровне результативность возросла на   9 %, на среднем уровне возросла – на 23 %, на низком уровне уменьшилась на 32%.  

При обследовании двигательной расторможенности и усидчивости выявлено, что после эксперимента - 50% учащихся показали высокий уровень организации работы, 32% - средний, 18% - низкий, где продолжает прослеживаться   расторможенность.  

Сравнивая результаты, полученные до применения опыта «Формирование произвольного внимания и поведения  через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников» и после него, можно сделать вывод, что введение в проектную деятельность  заданий способствует   формированию произвольного поведения и внимания   у детей с гиперактивностью.

       В процессе работы, над опытом «Формирование произвольного внимания и поведения  через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников» была изучена психолого-педагогическая литература, изучены основные  проектной деятельности, поведение и его нарушение, внимание,  подобраны и включены в систему проектной деятельности игры упражнения (в том числе и дидактические, подвижные игры) на внимание и развитие произвольного поведения. С целью выяснения результативности опыта проведена диагностика  внимания и  импульсивного поведения, уровень повышенной  двигательной активности   у учащихся 4 класса «Б» и составлена памятка «Советы родителям» в помощь семьям, в которых дети имеют нарушения произвольного поведения и внимания. (Приложение 9).

       Результативность опыта показывает, применение  системы заданий в проектной деятельности эффективно влияет на развитие произвольного поведения, произвольного внимания. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего применения опыта «Формирование произвольного внимания и поведения  через систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»  в образовательном процессе при использовании различных УМК, для развития произвольного поведения и внимания.  

Библиографический список

  1. Асмолова А.Г. «Как проектировать уневерсальные учебные действия в начальной школе» - М.: Просвещение , 2008
  2. Бойбородова Л.В. Серебренников Л.Н. «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах» - М.: Просвещение, 2013.
  3. Брязгунов И.П. Касатикова Е.В «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях» www.psyinst.ru
  4. Воронцова А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» - М.:Просвещение, 2011.
  5. Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» -М.: Вита- Пресс, 2004.
  6. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога»
  7. Довыдов В.В. «Теория развивающего обучения» - М.: Интор, 1996.
  8. Дубровина И.В. Андреева А.Д. «Младший школьник: развитие познавательных способностей» - М.: Просвещение, 2003
  9. Круглова Н.Ф. «Причины неуспеваемости в школе» - М.: Вербум-М 2004.
  10. Кучма В.Р. Брязгунов И.П. «Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей» -М.:УМК»Психология», 2003.
  11. Мищеряков Б.Г. Зинченко В.П «Большой психологический словарь»
  12. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С.

Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007.

  1. Савенкова Ф.И. «Методики исследовательского обучения младших школьников» - Самара.  Издательство «Учебная литература», 2007.
  2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. –М: ТЦ Сфера, 2003-128с.
  3. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников» - М. 2008.
  4. Шевченко Ю.С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» - М.: Вита- Пресс 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование произвольного внимания учащихся".

Важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания. При этом развитие произвольного внимания идёт от рефлексии как памяти – от произвольного припоминани...

Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс

Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника"....

Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...

Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.

На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах, особенно остро стоят вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов форм...

Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...

Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».

В  опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...