Доклад на тему: «Особенности использования ТРКМЧП»
статья
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В данной статье рассматриваются особенности использования ТРКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._osobennosti_ispolzovaniya_trkmchp.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Особенности использования ТРКМЧП»
Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.
Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.
Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМЧП, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:
«Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи»,
«Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления».
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии РКМЧП.
Цели и задачи технологии:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления. - Формирование культуры чтения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Вызов
Осмысление
«Верите ли вы…»
Рефлексия
ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
«Ключевые слова»
Заполнение таблиц – ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал»
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ответы на вопросы
Кластер, таблица
«Бортовой журнал»
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
«Зигзаг»
Проверка и обсуждение таблиц
«Ромашка Блума»
Синквейн
«Эффективная лекция»
Синквейн (с возвращением на 3-й стадии)
Поиск в тексте ответов на вопросы
Кластер
«Инвентаризация»
Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
РАФТ
Несомненно, данная технология очень эффективна и приводит к достижению больших результатов в усвоении учебного материала.
- Технологический аспект ТРКМЧП позволяет четко организовать учебный процесс и в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи;
- Технологичность критического мышления обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;
- Критическое мышление развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе;
- Передача информации друг другу развивает у учащихся различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный;
- Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности работы сдетьми с ОВЗ....
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
структура современного урока...
Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"
об особенностях структурирования уроков в начальной школе...
Доклад на тему:"Особенности работы над проектом в рамках реализации УМК "Школа России"
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в ...
Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»
Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...
Доклад на тему «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»
laquo;Развитие информационно-коммуникативных навыков у обучающихся» Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми тенден...
Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"
Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"...