Доклад на тему: «Особенности использования ТРКМЧП»
статья

Королева Мария Васильевна

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В данной статье рассматриваются особенности использования ТРКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._osobennosti_ispolzovaniya_trkmchp.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

         

Доклад на тему: «Особенности использования ТРКМЧП»

 Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

     Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

     Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

      Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

             Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМЧП, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

          «Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:

«Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи»,

«Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления».

          Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии РКМЧП.

        Цели и задачи технологии:

- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

- Развитие аналитического, критического мышления. - Формирование культуры чтения.

- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

             Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

          При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

            Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

           Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник  имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию  самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

            Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Вызов

Осмысление

«Верите ли вы…»      

Рефлексия

ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)

«Ключевые слова»

Заполнение таблиц – ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал»

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ответы на вопросы

Кластер, таблица

«Бортовой журнал»

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

«Зигзаг»

Проверка и обсуждение таблиц

«Ромашка Блума»

Синквейн

«Эффективная лекция» 

Синквейн (с возвращением на 3-й стадии)

Поиск в тексте ответов на вопросы

Кластер

«Инвентаризация»

Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

РАФТ

         Несомненно, данная технология очень эффективна и приводит к достижению больших результатов в усвоении учебного материала.

- Технологический аспект ТРКМЧП позволяет четко организовать учебный процесс и в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи;

- Технологичность критического мышления обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления;

- Критическое мышление  развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе;

- Передача информации друг другу развивает  у учащихся различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;  

- Критическое мышление  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"

об особенностях структурирования уроков в начальной школе...

Доклад на тему:"Особенности работы над проектом в рамках реализации УМК "Школа России"

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в ...

Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»

Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...

Доклад на тему «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»

laquo;Развитие информационно-коммуникативных навыков у обучающихся»       Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми тенден...

Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"

Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"...