ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Куликовская    Татьяна    Геннадьевна
Технология проблемного диалога – это ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос:КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия
 знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_vystuplenie_kulikovskaya.doc153.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_problemnyy_dialog1.ppt755 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5

Технология

проблемного диалога

как средство реализации ФГОС

Выступление учителя начальных классов

Куликовской Т.Г.

(1 слайд)

   Технология проблемного   диалога – это ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. 

(2 слайд)

Слово проблемный  означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.      

(слайд3)

Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

  •  Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  •  Подводящий диалог
  •  Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

(слайд 4)

 Различают два вида диалогов: побудающий и подводящий.   Они по-разному  устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Рассмотрим каждый из методов постановки проблемы на уроке.

(слайд 5)

Побуждающий  от проблемной ситуации диалог  

Учитывая многопредметную специфику, проблемную ситуацию создаю разными приёмами, поэтому и текст побуждающего диалога тоже разный.

(слайд 6)

Например, на уроках окружающего мира наиболее характерной является ситуация с предъявлением двух противоречивых фактов, после которой я произношу реплики: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?».

 На уроках русского языка и математики проблемную ситуацию создаю с предъявлением практического задания, основанного на новом материале. Ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает разброс мнений. Тогда побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили?

На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание нового вида. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чём затруднение?

(слайд 7)

Например, на уроке русского языка

Даются для разбора 2 предложения. В предложении «В лесу росла дикая яблоня» дети не могут подчеркнуть все члены предложения, потому что изучали только главные члены.                                                           Возникает проблема невозможности выполнения задания.

(слайд 8)

На уроке по теме «Сложные слова» ученикам в группах предлагается выделить корень в слове рыболов. Одни выделяют один корень, другие два. Разные мнения вызывают реакцию удивления.

(слайд 9).

Далее просмотрим примеры уроков с проблемными ситуациями, когда одновременно предъявляются противоречивые факты, теории, мнения при разборе слов по составу: трава, дерево, кино, шоссе. Возникают противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.

(слайд10, 11)

Примеры проблемных ситуаций на уроках математики, азбуки.

Приёмов возникновения проблемных ситуаций очень много. Я расскажу о наиболее редких, но интересных приёмах.

(слайд 12)

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Что такое имя числительное» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат:

 «В двухтысячно четырнадцатом году в городе Сочи состоится олимпиада»

(слайд 13)

К этому приёму примыкает другой приём  использование мнимой ошибки.

На уроке в 3 классе по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова учитель предлагает слова: «помирить» и «померить» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае имеется ошибка и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2  разных глагола с отличающимися безударными гласными в корне и правописание которых подчинено одному орфографическому правилу.

(слайд 14  )

 Одним и эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока. А может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений. Например, на вводном уроке литературного чтения  в 3 классе  по теме: «Литературное чтение – искусство слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопрос Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

(слайд 15)

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества  Роберта Бёрнса выясняется, что этого имени и фамилии этого поэта дети вообще не слышали.  Заранее подготовленные ученики рассказывают, что они узнали о поэте. Пожалуй, нет поэта, которого бы так знали и пели — на протяжении двух веков! — те, кто говорит по-шотландски и по-английски и по русски. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей, его стихи цитируют в литературе. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. Дети выясняют, что хотя они никогда не читали на уроках стихотворений Бёрнса всё равно он им знакомы по песням. (Задание: «Проанализируйте материалы по биографии и его произведения. В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению.

   Современные возможности урока с использованием компьютера позволяют сделать их более интересными. Я использую презентацию как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность легко и свободно прийти к открытиям.

Рассмотрим фрагмент урока по теме  «Правописание суффиксов ик, ек» в  3 классе.

(слайд 16).

На этапе актуализация знаний детям предлагается задание выписать из данных значимых частей слова суффиксы. Дети называют суффиксы и отвечают на вопрос

 - Что нужно знать, чтобы правильно писать суффиксы

(слайд 17).

На этапе введения в тему урока перед учащимися ставится проблема

- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

(слайд 18)

Определите в какой части слова пропущена буква ( в суффиксе). Вставьте пропущенную букву и объясните её написание: смелость, беленький, вазочка, ключик. Почему возникло затруднение (есть суффикс ек, а есть ик). Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется суффикс ек, а в каком ик

( слайд 19)

Важно знать как построить и подготовить  урок,  содержащий побуждающий диалог

(слайд20, 21)

и систему вопросов для побуждающего диалога:

(слайд 22)

(слайд 23)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель  пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

(слайд 24)

Ещё один пример Русский язык. Тема: «Повторяем гласные звуки и буквы».

На доске запись букв:

              Д  Б  Е  М  К А  С  Т  У  Х  Ц  Э  Ш  Ь  И 

Учитель

Ученики

- Назовите буквы.

- Назовите каждую третью букву.

- Какова тема нашего урока?

Дети читают буквы.

Е  А  У  Э  И

- Гласные буквы и их звуки.

  Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приёма.  Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве 
«яркого пятна» могут быть использованы сказки,  легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

(слайд  25)

Второй приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Русский язык.       Тема: «Перенос слов».

Учитель

Ученики

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захотите?

- Мы перенесём это слово.

- Должны быть правила по которым надо переносить слова?

Сегодня мы  узнаем  правила переноса и научимся  переносить слова

 

Наиболее часто учителя создают проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т.е. исследования частного случая.

(слайд 26)

После поставленной проблемы организую поиск решения, который приводит к открытию нового знания. Также использую три метода: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к знаниям диалог, подводящий без проблемы диалог.

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем.

      Для формирования умения выдвигать гипотезы необходимо проводить подготовительные упражнения:

-Почему идет снег? Где спит Дед Мороз? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему дует ветер? Почему корабли не тонут?  Почему бывают день и ночь?

       Существуют неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это могут быть, например, такие:- Почему дождь идет? - «Это солнышко грустит и плачет», "Инопланетяне свою планету моют".

Слайд 27)

 Существует несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

  1. "Сказочная гипотеза", например: придумайте сказочные объяснения того, почему медведь зимой спит (кошка мышей ловит).
  2. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: воздушный шарик, , кирпич, печенье, игрушечный пистолет.
  3. Найдите возможную причину события:

- Мама обиделась.

- Служба спасения спешит на помощь...

- У Оли хорошее настроение.

- Друзья поссорились.

- Ежик несет яблоко на спине.

  1. Упражнение «Последствия событий». Что бы произошло, если бы золотая рыбка исполнила ваши три самые заветные желания?  Представьте себе, что  вы встретили тараканище из сказки К.И.Чуковского. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.
  2. Упражнение «Продолжи предложения": «Птицы поют песни, потому что…»; «Волк съел козлят, потому что…», "Петух кукарекает, потому что..."

(слайд 28)

 На уроке развития речи во 2 классе по теме "Письменное изложение" - "Весенний звон" до ознакомления с текстом обучающимся был задан вопрос: "Кто "наделал" этот звон?" Был использован прием обсуждения гипотез  в группе и составлена "Схема гипотез моей группы":

        После прочтения текста для изложения выяснилось, что третья гипотеза  выдержала проверку  и стала искомым знанием. Она называется решающей, остальные — ошибочными.

      Уроки окружающего мира дают богатейший материал для выдвижения предположений  или гипотез.   Вопрос: "Как можно отличить одного человека от другого?" предшествовал введению темы "Человек разумный - часть природы" Гипотезы, предположения, а также различные,  даже провокационные, идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. На этапе проверки гипотез на данном уроке проводились следующие эксперименты: "Снятие и исследование отпечатков пальцев",

" Сопоставление ладоней", "Свет мой, зеркальце, скажи.." и др.

Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ имеющихся знаний. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Так, обучающиеся начальных классов являются активными участниками НПК различного уровня

Работая по технологии проблемного диалога, использую разные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную. При организации таких разных форм работы у школьников формируется способность к осуществлению учебного сотрудничества.

(слайд 29)

На уроках я стараюсь создавать такие условия, при которых каждый ученик может сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой собственный продукт. Для их выражения использую различные продуктивные задания.  В соответствии с формами выражения мысли выделяются 3 типа продуктивных заданий: на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ. Одна из форм продуктивных заданий - формулирование вопросов для взаимопроверки. Использую творческое применение «открытых» знаний. Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала. Опорный сигнал - это образ, выражающий знание в абстрактном, концентрированном виде.  Предлагаю его выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально. Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Практически любое знание может быть выражено опорным сигналом. Определение скобок передаётся символом (таблица) На каждом ли уроке можно давать продуктивное задание на опору.

(слайд 30)

 Например на уроке «Пьеса»  уместно отмечать опорным словом каждый новый признак сразу после того как он будет открыт учениками. Нужно ли придумывать что-то ещё, когда на доске уже написано. Если же опорный сигнал на этапе введения знаний не появился, то задание на его составление желательно. Задания на опорный сигнал можно выполнять в классе перед практической частью урока, до задач и упражнений. Можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. В трудоёмких случаях задания на опору даётся домой, а в классе намечаются пути его выполнении. Далее организуется оценивание ученического продукта. Критерием является адекватность, т. е точность выражения нового знания. В результате появляется тот опорный сигнал, который используется в практической  части урока.

(слайд 31)

Создадим художественный образ. Существует ещё одна форма выражения мысли художественная. Да, да научные знания можно выразить художественно. Конкретными формами являются метафора, загадка, стихотворение. Вот как по разному можно выразить термин скобки.

(слайд 32)

 Метафора – скобки-регулировщик, показываюший, кому ехать первым.

Загадка: в примерах бывает, первое действие называет. Стихотворение: скобки найдём, остальное потом. Если  учитель просит придумать загадку про что-нибудь – это творческое задание, развивающее литературные способности. Если педагог просит зарифмовать пройденное правило – это продуктивное задание на выражение нового знания. В основном это задания на дом и пожеланию. Предлагая задание на художественный образ, всегда полезно привести пример его выполнения. Главное не забыть рекомендовать собственный вариант. Заканчивая урок сложные слова, хочу прочитать стихотворение, чтобы запомнить, что такое сложные слова.

(слайд 33)

«Если сложишь корня 2, Будут сложные слова». Оценивание состоит  в простом вопросе. А для чего давалось такое задание  - смысл в том чтобы в художественной форме передать пройденный материал.  

(слайд 34)

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.

Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь.

 Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно'диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы

или сочинённые стихи.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС, что и

требовалось доказать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

Слайд 2

Этапы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог Сообщение темы урока мотивирующим приемом 1 этап : Постановка учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к знанию диалог 2 этап : Открытие нового знания

Слайд 3

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 4

Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - почти не возможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления Сравнительная характеристика диалогов

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 6

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, явления, правила, действия, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 7

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации С затруднением Тип противоречия Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Приемы создания проблемной ситуации Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Пример Тема: Второстепенные члены предложения. 3кл. 1. На доске записано предложение. Яблоня росла. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. 2. На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Слайд 8

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Между двумя (или более) фактами Приемы создания проблемной ситуации Столкнуть разные мнения учеников Пример Тема «Сложные слова». 3 класс. На доске записано слово рыболов. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень. Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня. Разные мнения вызывают реакцию удивления.

Слайд 9

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Между житейским представлением учеников и научным фактом Приемы создания проблемной ситуации Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Пример На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе. Разберите их по составу (практическое задание на ошибку). Учитель: вспомните, как называются слова кино, шоссе?(неизменяемые). Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.

Слайд 10

Учитель Ученики На доске карточки с опорными словами: весы длина сантиметр величина масса килограмм линейка объём - Разбейте слова на группы. - Докажите свой выбор. - Почему слово «объём» не отнесли ни в какую группу? - Какова же тема урока? величина длина масса линейка весы сантиметр килограмм - Величина длины измеряется линейкой, единица измерения сантиметр. - Величина массы измеряется с помощью весов, единица измерения килограмм. - Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает. - Объём и его единицы измерения. Математика. Тема: «Величины. Объём. Литр».

Слайд 11

Учитель Ученики - Как вы думаете, говорить нужно очень громко – чтобы вас услышали, даже те, кому ваша речь не адресована или тихо – чтобы вас слышал только рядом стоящий человек? - Вызвало ли у вас затруднение правильно ответить на вопрос? Почему? - Какова тема урока? - В зависимости, где мы будем говорить, если будем в классе отвечать тихо, то никто, ничего не поймёт, а если в музее кричать громко, то нам сделают замечание. - Мы не знаем, в каких ситуациях мы должны говорить громко, а когда тихо. - Громко – тихо. Азбука. Тема: «Громко – тихо».

Слайд 12

Приём: использование ошибки « В двухтысячно четырнадцатом году в городе Сочи состоится олимпиада»

Слайд 13

Приём: использование мнимой ошибки померить помирить

Слайд 14

хороший писатель хороший читатель Приём сравнения Ответьте на вопросы: Как вы понимаете выражение « хороший писатель » и « хороший читатель » ? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? »

Слайд 15

Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце»

Слайд 16

еньк за очк ость под по про ек на над ик на

Слайд 17

Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -ик, -ек. еньк очк ость ик ек

Слайд 18

смел_сть бел_нький ваз_чка ключ_к

Слайд 19

Смелость Беленький Ваз ключ к ость о еньк е очк а о ?

Слайд 20

Рекомендации Постановка проблемы Поиск решения Воспроизведение Используйте групповую форму работы При создании проблемной ситуации (приемы 1,2) Для одновременного выдвижения или проверки гипотез Продуктивные задания (особенно на опору ) Внимание к случаю проблемы в форме вопроса Не сообщать тему урока после вопроса Возвращаться к вопросу Формулирование темы Соблюдайте структуру побуждающего диалога Не пропускать звено осознания противоречия, не менять текст диалога Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, не с подсказки. предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу Подготовка урока с побуждающим диалогом

Слайд 21

Рекомендация Постановка проблемы Поиск решения Помнить об импровизационных моментах урока Если проблемная ситуация не возникает (приемы 2 и 5), скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы Возможные случаи: - неожиданная ошибочная гипотеза; - слишком много ошибочных гипотез; - плохо сформулированная решающая гипотеза; - молчание учеников; - сразу решающая гипотеза. Следить за своей реакцией на реплики учеников Принятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулированию Положительная оценка решающей гипотезы и отрицательная оценка гипотезы и отрицательная оценка ошибочной запрещены. Принятие Ход урока с побуждающим диалогом

Слайд 22

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Слайд 23

Подводящий диалог П О С Т А Н О В К А П Р О Б Л Е М Ы Подводящий к теме диалог. - Прочитайте слова. Читают слова. Плащ, меч, уж, ландыш. Ночь, вещь, мышь, рожь. - Что объединяет слова первого и второго столбика? - Это имена существительные. - На какие звуки оканчиваются данные слова? - На шипящие. - Определите род существительных в первой и второй строчке. - 1 строка – существительные мужского рода, 2 строка – существительные женского рода. - Чем отличается написание слов в каждой группе? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. Тема - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание мягкого знака после шипящих у существительных. УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Слайд 24

Учитель Ученики - Назовите буквы. - Назовите каждую третью букву. - Какова тема нашего урока? Дети читают буквы. Е А У Э И - Буквы, которые обозначают гласные звуки. Русский язык. Тема: «Повторяем гласные звуки и буквы» На доске запись букв: Д Б Е М К А С Т У Х Ц Э Ш Ь И

Слайд 25

Учитель Ученики - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захотите? - Мы перенесём это слово. Должны быть правила по которым надо переносить слова? Сегодня мы узнаем правила переноса и научимся переносить слова. Русский язык. Тема: «Перенос слов»

Слайд 26

Поиск решения проблемы : - учитель лично выдвигает и / или проверяет гипотезу ; - ученик сам выдвигает и / или проверяет гипотезу ; - учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Слайд 27

Упражнения, для тренировки способности вырабатывать гипотезы: «Сказочная гипотеза» При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: воздушный шарик, , кирпич, печенье, игрушечный пистолет. Найдите возможную причину события: - Мама обиделась. - Ежик несет яблоко на спине. Упражнение «Последствия событий». Упражнение «Продолжи предложения":

Слайд 28

Изложение «Весенний звон» Приём обсуждения гипотез в группе и составлена "Схема гипотез группы":

Слайд 29

Классификация по языку и форме Особенности применения Научный Формулировка темы, формулировка вопросов Сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока Наглядно-образный Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний Художественный Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение Дома по желанию Критерий оценивания: адекватность выражения…. Продуктивные задания на воспроизведение знаний

Слайд 30

Типы продуктивных заданий на формулирование на опорный сигнал на художественный образ

Слайд 31

Признаки пьесы: 1. Действующие лица, роли. 2. Разбиение на картины, действия. 3. Ремарки.

Слайд 32

Метафора «Скобки- регулировщик, показываюший, кому ехать первым». Стихотворение Скобки найдём, Остальное потом. Загадка В примерах бывает, первое действие называет.

Слайд 33

Если сложишь корня два Будут сложные слова.

Слайд 34

Результаты применения технологии Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....