Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей
статья

Прохорская Елена Николавевна

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2017.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей

Изменения, происходящие в современной  образовательной системе, задают  высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса при работе с одаренными детьми. Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с такими учениками, мы не просто преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей. Свободное продвижение в науке требует напряженной самостоятельной работы вне  школы.

Опыт работы учителей начальных классов в реализации работы с одаренными детьми показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает им прочнее запоминать информацию, которую сообщает учитель.

При работе с детьми наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие одаренного школьника. Выбор технологии обучения и воспитаниязависит от многих факторов - возраста учащихся, их возможностей, подготовленности, готовности учителя. Приоритет следует отдавать исследовательским, проектным, продуктивным, творческим технологиям (не отрицая использования и других).

Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ученика - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
  • развитию навыков самоконтроля и  самоорганизации;
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы.

Современная педагогика и педагогическая психология разрабатывают новыеобразовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательнойдеятельности используется для того, чтобы показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.Использование данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности одаренных учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.

Учебная исследовательская деятельность – это  специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся. По своей структуре  соответствующая  научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

Начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель- чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит с помощью учителя. Затем ученик изучает собранный материал, обобщает, систематизирует, оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы и защита работы могут быть разными: реферат, презентация, доклад. Необходимо отметить широкий выбор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, а также возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание, усвоение содержания учебных предметов, формирование универсальных учебных действий. Однако желание выявить, умножить дарования личности, сделать их общественным достоянием не должно идти вразрез с интересами самого ребенка. Его эмоциональное и социальное развитие столь же важны, как и развитие интеллектуального потенциала, а сохранение здоровья и предупреждение негативных трансформаций в мотивационной и личностной сферах не менее значимы, чем стремление к успеху, достижениям, творчеству и признаниям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

«Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

//Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения....

Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе ...