Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
учебно-методический материал

В работе рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

(«30 №-а ШШ» МВУ»)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                   

                                                    Автор – Елфимова Светлана Альбертовна,

                          учитель начальных классов

Сыктывкар,

2018

Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. В  начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Главное требование к проектам в начальной школе – исходи из ребенка – старое, но иногда забываемое правило.  При организации деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка.  Их лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.  Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций разного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в  мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать  использование  школьниками  хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми - теми, что предстоит приобрести. Знакомое  создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям

Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, одноплановы. Также тема должна предоставить возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта, предполагать эффектное завершение проекта. От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита – презентабельной и убедительной. Продуктом проектной деятельности в начальной школе могут быть стенгазета, альбом, гербарий, игра, справочник, сценарий, поделка, рисунок, книжка-раскладушка, коллаж, сказка, реферат, модель, экскурсия и др. Выбор формы презентации – задача не менее сложная. Здесь особо требуется творческий подход.

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним  уроком  (может быть,  сдвоенными уроками)  или  одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца».

Список использованных источников:

  1. Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста// Начальная школа. 2007. №3.С. 42-45.
  2. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе// Начальная школа плюс до и после.2009. №7. С.1-3.
  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии// Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004.
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе// Начальная школа.2007. №3.С.28-33.
  7. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения// Начальная школа плюс до и после.2007. №9.С.3-9.

     

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫКА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Что побудило меня обратиться к методу проектов в обучении коми языку?

  • Необходимость создать у обучающихся интерес к урокам коми языка, повысить мотивацию.
  • Желание строить работу в атмосфере сотрудничества.
  • Этнокультура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности.

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают,

26 % от того, что они слышат,

30 % от того, что они видят,

50 % от того, что они видят и слышат,

70 % от того, что они обсуждают с другими,

80 % от того, что основано на личном опыте,

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,

95 % от того, чему они обучают сами  

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.          

Элементы проектной деятельности использую с 1 класса. Затем работа становится интереснее, сложнее. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, проявляют творческую фантазию. Дети любят что-то делать своими руками  и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать.

Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, в тесной взаимосвязи урочной и внеклассной работы.

Приведу темы проектов, по которым мы работали на уроках коми языка:

  • Моя игрушка (Менам чача).
  • Моя мама (Менам мам).
  • Мое любимое домашнее животное (Менам радейтана гортса пемöс).
  • Сувенир в подарок (Козин).
  • Северяночка.
  • Стефан Пермский на Коми земле (Степан Пермский Коми му вылын).
  • Встречаем весну (Виччысям тулыс).
  • Всё о березе (Ставыс кыдзпу йылысь).
  • Печоро-Илычский заповедник.
  • Великая Отечественная война в истории нашего края.
  • Хоровод цветов (Быдмöгъяслöн гаж).
  • Коми национальная кухня.
  • История Слободы.
  • Поздравляем мам (Чолöмалам мамъясöс).
  • Коми легенды (Коми легендаяс).
  • Предметы быта народа коми.
  • Интерьер коми избы.
  • Коми орнамент.
  • Современные коми писатели – детям (Öнiя коми гижысьяс - челядьлы).
  • Наш любимый журнал «Би кинь» (Миян радейтана «Би кинь).

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
  • Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные.
  • Проект является значимым для окружения моих учащихся - родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской.
  • Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект должен способствовать развитию интереса к урокам коми языка, этнокультурному воспитанию.

 При предварительной подготовке учителю необходимо:

  1. Определить тему проекта;
  2. продумать ключевые понятия темы;
  3. определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
  4. представить возможные итоговые работы;
  5. разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
  6. продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Как я строю работу над проектами? Покажу на примере учебного проекта «Печоро-Илычский заповедник».

Паспорт учебного проекта

«Печоро-Илычский заповедник»

     Руководитель проекта: С. А. Елфимова.

     Образовательное учреждение: МОУ СОШ №30 г.Сыктывкара.

     Класс: 3 «б».

     Учебные предметы: коми язык, окружающий мир.

     Тип проекта: информационно-творческий, межпредметный, среднесрочный (1 месяц), групповой.

Работу над проектом делю на несколько этапов.

I этап. Подготовка (погружение в проект).

Идея проекта возникла на уроке окружающего мира при знакомстве с заповедниками различных природных зон. Тема очень тесно соприкасается с темами по коми языку, на уроках которого мы знакомимся с природой родного края.

 Мы поставили перед собой цель: изучить историю создания, работу, животный и растительный мир Печоро-Илычского заповедника и создать энциклопедию о нем.

     Задачи проекта:

1.Интегрировать знания о природе родного края, коми языка и литературы, коми устного народного творчества.

2.Познакомить с новыми коми словами.

3.Развивать умения планировать и организовывать деятельность.

4.Развивать коммуникативные умения.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

     Выдвинули  гипотезу: «Вöр-ваад быд бурыс эм» («В природе всякого богатства много»).

     Микротемы проекта:

-история возникновения Печоро-Илычского заповедника;

-работа Печоро-Илычского заповедника;

-животный мир Печоро-Илычского заповедника;

-растительный мир Печоро-Илычского заповедника;

- «Чудо России».

На подготовительном этапе  важно ставить вместе с обучающимися и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например,  можно задать такие вопросы:

- какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

- владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

- каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

Ребята сделали вывод, что во время работы над проектом мы должны научиться

- планировать свои действия;

- анализировать;

-находить полезную информацию;

- общаться друг с другом и с людьми, которые могут помочь в сборе информации,

- оформлять и представлять результаты своей работы.

Каждому была выдана «Памятка начинающему исследователю»

(Приложение).

     Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?

II этап. Планирование (Организация деятельности).

     На этом этапе определились источники информации,  способы представления отчетов, обговорились критерии оценивания работы.

Обучающиеся разделились на группы (объединились учащиеся с разными учебными возможностями). Затем мы распределили роли в группах и выбрали микротемы.

     Нами был составлен план работы. Определили сроки, действия. Решили, что для поиска ответов на вопросы надо

- посетить школьную и районную библиотеки;

- изучить литературу (ее  приносит учитель и сами дети);

- поговорить с родителями;

- поискать информацию в Интернете.

     Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, информацию, завели записные книжки, для сбора материала – папки с файлами.

      В роли единомышленников выступили родители. Мною было проведено родительское собрание, на котором я обратилась к ним с речью, разъясняющей суть метода проектов и его значимость для развития личности детей,  выразила  просьбу о поддержке ребят в ходе выполнения ими проекта.

III этап. Исследование (осуществление деятельности).

     На данном этапе учитель последовательно работает с каждой группой, советует, ненавязчиво контролирует.  

     Каждая группа работала по своему плану. Ребята подбирали информацию,  совместно анализировали и  обсуждали ее, вносили необходимые изменения,   приносили ксерокопии газетных статей, открытки, диски с фотографиями из Интернета, готовили презентацию результатов. Все этапы обязательно оценивались.

В любом проекте деятельность может быть разнообразной. Реализовать себя могут и ученики, ориентированные на исследование, и ученики, ориентированные на художественную, творческую деятельность, и практико-ориентированные обучающиеся. Используются различные по уровню сложности задания. Организуя деятельность обучающихся, учитель имеет возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к ним.

Мы провели ряд мероприятий.

  • Нашли значение слова «заповедник» в словаре:
  • Заповедник – это заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается и сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
  • Названия зверей, птиц, рыб, растений заповедника перевели на коми язык;
  • Нашли и выучили коми загадку о лосе.
  • Нашли и выучили скороговорку Г.Юшкова о лосе
  • Перевели на коми язык рассказы Н.Сладкова «Лосиха и лосенок», «Заяц и лосиха», подготовили их к инсценировке.
  • Составили викторину о Печоро-Илычском заповеднике.
  • Составили кроссворд о заповеднике.
  • Нашли и выучили коми пословицы и поговорки о родной природе.
  • Подготовили компьютерную презентацию о Печоро-Илычском заповеднике.
  • Оформили альбомы по подтемам.

        (Приложение)

IV этап. Результаты и выводы.

     Затем мы произвели анализ всей собранной информации, сформулировали выводы. Обрабатывая собранный материал, ребята выбрали наиболее подходящую для них форму представления результатов.

V этап. Представление результатов (презентация) и рефлексия.

     Этот этап требует особого внимания.  Учитель на данном этапе определяет очередность выступления групп, акцентирует внимание обучающихся на узловых моментах темы, слушает и задает вопросы в роли рядового участника, обобщает результаты, подводит итоги работы группы,  дает оценку деятельности обучающихся.

     Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали, кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

      Предварительно каждому школьнику были выданы памятки с планом выступления на презентации.

(Приложение).

   

      Презентация результатов деятельности прошла в форме открытого урока, на который были приглашены учителя, родители.  Результаты работы над проектом были представлены в различных формах:

1-я группа провела устный журнал об истории создания Печоро-Илычского заповедника;

2-я группа рассказала о животных заповедника;

3-я группа рассказала о растительном мире заповедника;

4-я группа рассказала о работе Печоро-Илычского заповедника; в частности, о лосеферме;

5-я группа рассказала об одном из чудес России – плато Маньпупунёр.

      Каждая группа представила красиво оформленные, иллюстрированные альбомы по своей теме, из которых мы составили энциклопедию  «Печоро-Илычский заповедник».

     Обучающиеся представили результат работы.  Основная проблема, которую решают обучающиеся в ходе реализации проекта, - ознакомление одноклассников с новым для них материалом. После выступления группы ребята познакомили с вкладом  каждого участника в общую работу, дали самооценку. Последний этап обязательно включает сравнение того, что было задумано с тем, что получилось. Мы были рады констатировать, что все задуманное получилось. Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

     При работе над данным проектом каждый ученик нашел интересующую его тему. Никто из учеников класса не остался в стороне. Обучающиеся научились находить и использовать источники информации, обрабатывать, обобщать и излагать результаты собственных исследований, наглядно представлять результаты работы, приобрели опыт общения друг с другом и со взрослыми. Коллективная проектная деятельность создала в классе особую атмосферу добра, уважения, сотрудничества, вошла в дома моих учеников и в мой дом. У детей, родителей и учителя появилось особое ощущение коллектива, сплоченности, взаимосотрудничества. Особую ценность представляет то, что ребята расширили свои познания о природе родного края, задумались о необходимости беречь ее. Результат внешний увидели все, а вот результат внутренний заметишь не сразу, - он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

     Работа над проектом имела продолжение. Ребятам захотелось узнать и о других заповедных местах Республики Коми: национальном парке «Югыд Ва», заказнике «Чернам».

     Было решено поощрить ребят за успешную работу в проекте поездкой в конно-спортивную школу с. Выльгорт.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.К описан...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно-обоснованного подхода. Проектную деятельность веду с 1 класса. В данной презентации опыт работы за первый год....

Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

В данной статье дается историческая справка возникновения метода проетной деятельности в педагогике, приведены классификации проектов, описана струтура проектной деятельности, рассмотрены формы продук...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из глав...