Педагогическая задача
методическая разработка
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
- Анализ данных.
В педагогической ситуации дано: участники - учитель начальных классов, ученица Лена, ученик Петя, ученик Саша. Время протекания педагогической ситуации- урок. Во время урока учитель обратил внимание на плачущую девочку и прервал урок, чтобы выяснить причину. Ученица пояснила, что одолжила Пете ручку, потому что его ручка не пишит, а он ее сломал. В диалог вмешался ученик Петя и пожаловался на девочку Иру, которая ранее сломала его линейку.
- Тип педагогической ситуации.
Данная педагогическая ситуация для учителя возникла спонтанно. Можно сказать, что она типичная для младшего школьного возраста. Формулировка проблемы и причин возникновения ситуации.
Проблема: каковы условия формирования межличностных отношений в коллективе.
В данной ситуации возникает противоречие между оказанной помощью и благодарностью со стороны ученика. Возникшая ситуация возможно будет отвлекающим фактором для других.
Возможные причины:
- возможно ученик таким образом хотел привлечь к себе внимание;
- особенности семейного воспитания (у учащегося не привито чувство ответственности за чужое имущество; частично отсутсвует чувство благодарности);
- недостаточное акцентирование внимания учителя на сформированность межличностных отношений в коллективе;
- конфликтное поведение как норма общения для одного участников конфликта;
- несовместимость характеров.
Цель: формирование продуктивных межличностных отношений, дружного ученичечкого коллектива.
Данная педагогическая ситуация превращается в педагогическую задачу с помощью цели:
- выявить причины поведения детей;
- продолжить ход урока, не отвлекаясь на посторонние факторы;
- напомнить ученикам о правилах повеления на уроке;
- формировать межличностные отношения в коллективе.
Данная задача является дидактической, так как возникла на уроке, воспитательной, так как касается формирования межличностных отношений. По времени она оперативная, так как учителю необходимо выяснить причины поведения ученика.
Данная задача тактическая, поскольку в дальнейшем предполагает проведение коллективных творческих дел, разъяснения нравственных понятий для обучающихся, проведение родительского собрания и методического объединения учителей начальных классов.
Методы и формы решения педагогической ситуации:
К эффективным можно отнести:
Оперативные: на перемене доброжелательно попытся выяснить, почему учащиеся портят чужое имущество.
Учителю необходимо учитывать время протекания ситуации. Если ситуация произошла первый раз сказать ученику: « Саша, нужно ценить чужие вещи и относиться к ним бережно. Впредь на урок нужно иметь свои принадледности.
Среди способов решения можно выделить неэффективные: при всем классе на уроке начать выяснять причины поведения Саши и заставить попросить прощения у девочки. Сообщить родителям при всем классе о поведении ребенка.
Тактические следует провести классный час на тему: «Что такое дружба?», провести родительское собрание на тему: 《Роль семьи в сплочении детского коллектива》.
В рамках подготовки собрания – изготовление коллажа, подготовка информационного стенда для родителей, памяток, советов, упражнений.
КТД на тему: «Учимся дружить», «Наш веселый дружный класс》.
Провести консультацию для родителей «Как научить ребенка общаться с ровестниками».
Регулярно размещать на сайте учителя в рубрике «Для вас, родители» рекомендации, советы по формированию у детей чувство коллективизма, дружелюбия, чувство ответственности за чужое имушество. Для учеников вести рубрику «Это интересно всем», где помещать памятки, игры и упражнения на сплочние коллектива, привлекать учеников к ее пополнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование милосердия как актуальная педагогическая задача»
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Наше общество приходит к пониманию того, что для духовного возрождения недостаточно только знаний, да...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...
Подготовка и проведение обучающего интерактива при решении ситуативно-педагогической задачи
Подготовка и проведение обучающего интерактива при решении ситуативно педагогической задачи1. Решение задачи2. Интерактив...
Педагогическая задача
Ситуация, анализ и решение педагогической задачи для учителей начальных классов....
Педагогические задачи
Педагогические задачи и способы решения...
Сборник педагогических задач и их решения
Этот сборник поможет преподавателю выйти из любой проблемной ситуации с детьми и их родителями!!!...
Решение ситуативной педагогической задачи
Решение ситуативной педагогической задачиСитуация: Девочка Маша, ученица 4 «А» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего...