Приемы организации групповой работы в начальных классах
учебно-методический материал (1 класс)

Тищенко Марина Валерьевна

Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы организации групповой работы на уроках гуманитарного цикла в начальных классах

Название приема

Суть приема

Преимущества приема

«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп

Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы

Игра «Продолжи»

Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение

Развивается логическое мышление и речь учащихся

«Снежный ком»

Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы

решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе

Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами

«Пила»

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов»

Позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, этот прием служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний

«Лови ошибку»

Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них - неверны. Нужно найти и доказать ошибочность; группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс; выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение

Формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически

критически оценивать полученную информацию

«Эксперты»

Используется при изучении нового материала; каждая группа получает дидактический материал, в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе; представитель от группы знакомит с теорией все группу

Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, дает возможность высказывать свое мнение

«Водоворот»

Используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку; таким образом, каждая группа

знакомится со всеми выполненными заданиями; учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе

Учащиеся учатся проверять и оценивать работы своих одноклассников

«Карусель»

Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос.

В конце занятия, выработанные каждой группой, решения обсуждаются всем классом

Учащиеся учатся совместно находить ответ на вопрос, договариваться, планировать свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что ум...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Организация групповой работы в начальных классах

Результатом обучения и воспитания в начальной школе становится готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, ...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Приемы организации групповой работы младших школьников

Приемы организации групповой работы младших школьников...

Мастер-класс "Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе....